Открытое занятие «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»
материал по развитию речи

Сабитова Карина Алексеевна

Открытое занятие в рамках педагогического совета «Народные подвижные игры как средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа №7 Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа Подготовили: воспитатель Павлова О.А. Сабитова К.А. Назарова Н.Н. 2023 г.

Слайд 2

Актуальность Русские народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики . Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Актуальность темы исходит из значимости игры как уникального феномена детства в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

Слайд 3

ЗАДАЧА В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Детский сад, решая задачи разностороннего развития детей средствами народной культуры, отдает предпочтение народным играм.

Слайд 4

Русская народная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Слайд 5

Русские народные игры Дают представления о традициях русского народа Формируют нравственные качества личности Способствуют воспитанию волевых качеств личности Создают эмоционально- положительную основу для развития патриотических чувств Удовлетворяют потребность детей в двигательной активности

Слайд 6

Классификация народных игр: Ловишки Хороводные Бытовые Сезонно – обрядовые Состязательные Игры, отражающие отношение человека к природе

Слайд 7

ИГРЫ-ЛОВИШКИ Цель: развивать у детей умение согласовывать движения со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле, в построении в круг

Слайд 8

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ Цель: учить детей водить хоровод, развитие эмоциональной отзывчивости.

Слайд 9

БЫТОВЫЕ ИГРЫ Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа» . Это такие игры как: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», « Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», « Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

Слайд 10

СЕЗОННО-ОБРЯДОВЫЕ ИГРЫ Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи », «Богатырское двоеборье» и другие.

Слайд 11

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ отражают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: « Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», « Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягивание каната», « Каждый против каждого», «Бои на бревне » .

Слайд 12

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», « У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса», «Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица», «Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты. Игры, отражающие отношение человека к природе

Слайд 13

«МЫШЕЛОВКА» Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу. Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова: Ах, как мыши надоели, Все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, Доберемся мы до вас. Вот расставим мышеловки, Переловим всех сейчас! Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

Слайд 14

Цель : упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность. Ход игры: дети становятся в круг Слова : Как на Ванин день рожденья Испекли мы каравай. Вот такой… Вот такой. Вот такой. Вот такой. Каравай, каравай! Кого хочешь, выбирай! Ход игры : ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг, приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши. Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг. «КАРАВАЙ»

Слайд 15

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК» Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя. Описание: 1 – вариант: д ети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется. 2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик. На сигнал «дождь идет, скорей домой» дети убегают. Воспитатель говорит «Солнышко светит», Игра повторяется.

Слайд 16

Правило: играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, юноша и девушка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить под музыку. «РУЧЕЁК»

Слайд 17

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ» Цель игры : Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить). Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой стороне площадки. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором: У медведя во бору, Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит. Как только дети закончили говорить стихотворение, медведь с рычанием встаёт и ловит детей, а они бегут домой.

Слайд 18

ВЫВОДЫ: . Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания. Благодаря народным подвижным играм, дети приучаются самостоятельно находить выход из любой сложившейся ситуации, быстро принимают решения, осуществляют их, то есть приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни . Спасибо за внимание!

Слайд 19

ИСТОЧНИКИ Детские народные подвижные игры: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей /Сост. А.Н. Кенеман , Т.И. Осокина – 2 –е изд., дораб . – М.: Просвещение; Владос , 1995 Князева.О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа, Учебно-методическое пособие –СПб:Детство-Пресс,2010 Литвинова.М.Ф . Русские народные подвижные игры.-М.:Айрис-пресс,2003 Лялина.Н.А.Народные игры в детском саду.-М.: ТЦ Сфера,2009 https://dohcolonoc.ru / Подборка русских народных игр для детей дошкольного возраста. https://infourok.ru/ Народные игры для дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры -средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народа».Задачи:1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими ...

Семинар-практикум (для воспитателей) Русские народные игры – как средство приобщения ребёнка к традициям русского народа.

     I.            Кто из взрослых не помнит игр из своего детства? «Лапты», «Казаки-разбойники», ...

«Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

laquo;Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». (Д.В. Менджерицкая)...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа».

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Актуализировать представления педагогов о русских народных играх как - средству приобщения ребенка  к  традициям русского народ...

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа

Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа...

Консультация для педагогов «Русские народные игры - средство приобщения ребенка к традициям русского народа»

Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебны...