Логопедическое развлечение-викторина «В гостях у чувашских народных сказок»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ашарчук Елена Федоровна

Логопедическое развлечение - викторина "В гостях у чувашских народных сказок" может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Логопедическое развлечение-викторина

«В гостях у чувашских народных сказок»

Для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о чувашских народных сказках, и сказочных персонажах, учить детей узнавать героев чувашских сказок, чувствовать и сопереживать.

Задачи:

Коррекционно-образовательные. Обогащение лексического запаса. Закрепление навыков правильного звукопроизношения, совершенствование навыков словообразования (упражнять детей в употреблении числительных  с существительными мужского и женского рода; совершенствование навыков образования  простых предложений без предлога и с предлогами «из», «в», «из-под»).

Коррекционно-развивающие. Развитие внимания, мышления, памяти;

Коррекционно-воспитательные. Воспитание у детей интереса к устному народном творчеству, к чтению. Развитие самостоятельности, активности, уверенности в своих силах.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение чувашских народных сказок «Батыр и Чиге-хурсухал», «Девушка на Луне», «Бедный Илюш», «Иван-батыр», «Как у чувашей поселились деньги», «Рубашка из посконного полотна», «Красавица Плаги», «Старик Ух», «Иван», «Как крестьянский сын за солнце работал»,
  • Игры: дидактические «Хорошо-плохо», «Угадай сказочного героя», «Волшебный цветик-семицветик», «В гостях у сказки», «Сложи сказку», «Любимые сказки», «Сказочная мозаика и т. д.
  • Беседы: «Любимые чувашские сказки», «Персонажи чувашских сказок»», обсуждение прочитанных произведений и др.
  • Показ сказок с использованием различных видов театров: настольный,  плоскостной, пальчиковый, варежковый, би-ба-бо и др.
  • Рассматривание иллюстраций, оформление выставки «Наши чувашские сказки».
  • Рисование «Мой любимый герой чувашской сказки».

Материалы и оборудование:

экран, проектор, музыкальный центр, аудиозаписи чувашских народных песен, сундучок, монеты, зеркальце, колечко, серебряное яблоко ,2 мольберта листы бумаги, маркеры, 4 корзины, картинки – яблоки, яблоня.

Ход развлечения-викторины:

Логопед:

Добрый день, ребята. Я знаю, как вы любите чувашские народные сказки. Сегодня мы с вами проведём викторину – «В гостях у чувашских народных сказок».

Дети по очереди читают стихи.

Сказку любим с детских лет.
Сказка шлёт нам свой привет.
И девчонки, и мальчишки –
Все читают сказки в книжках.
Сказка учит нас добру,
Помогать всегда в беду.
Нас герои в гости ждут,
В сказку добрую зовут.

Логопед:

Первое задание –  «Из каких сказок эти предметы?»

Посмотрите, какой красивый сундучок. Конечно же он не простой, а сказочный. Откроем его?

Логопед: 

Логопед достаёт из сундучка предметы. Дети называют и предмет и сказку, в которой этот предмет упоминался.

Монеты –«Как у чувашей поселились деньги»

Зеркальце- «Красавица Плаги»

Колечко –«Старик Ух»

Серебряное яблоко –«Батыр и Чиге-хурсухал»

Молодцы, справились с первым заданием.

Второе задание – «Назови сказку»

Ребята, посмотрите на экран. Нужно определить из какой сказки эта картинка?

Слайд № 3.    В какой сказке встречается двеннадцатиголовый змей? («Батыр и Чиге-хурсухал»)

Слайд № 4.    В какой сказке красавица отдыхала в саду? («Красавица Плаги»)

Слайд № 5.    В какой чувашской сказке упоминается прекрасная лунная ночь? («Красавица Плаги»

Слайд № 6.    К какой сказке можно отнести это изображение? («Как крестьянский сын за солнце работал»)

Слайд № 7.    Что это за дерево и в какой сказке мы о нём узнали? («Батыр и Чиге-хурсухал»)

Слайд № 8.    В какой сказке главный герой упоминает быков, куриц и капусту? («Бедный Илюш»)

Слайд № 9.    В какой сказке встречается медный, серебряный и золотой орёл? («Батыр и Чиге-хурсухал»)

Третье задание – чувашская народная игра.

Логопед

Знаете ли вы, ребята чувашские народные игры? Какие игры вы можете назвать?

Я предлагаю вам поиграть в игру Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)

Пекарь (Çăкăр пĕçерекен)

Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: « Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: « Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

Четвёртое задание – «Назови и сосчитай»

Логопед

Скажите пожалуйста, какие дикие животные встречаются в сказочных чувашских лесах? (Медведи, волки, лисы, зайцы и др.)

А теперь, вам нужно пересчитать этих животных. Внимание на экран.

Дети пересчитывают диких животных.

Слайд № 10-14

- один волк, два волка … пять волков;

- один медведь, два медведя…пять медведей;

- одна белка, две белки … пять белок;
- одна лиса, две лисы … пять лис;

- один заяц, две зайца … пять зайцев.

Пятое задание - "Четвёртый лишний"

Логопед:

Посмотрите на экран. Вам нужно выбрать один правильный ответ из четырёх.

Слайд № 15.  Что приказал построить царь в сказке «Иван-батыр»?

Слайд № 16.   (Башню)

Слайд № 17.   Откуда появлялся старик Ух из одноимённой сказки?

Слайд № 18   (Из-под пня)

Слайд № 19.   Кого встретил Иван-батыр в сказке «Батыр и Чиге-хурсухал»?

Слайд № 20.   (Орла)

Слайд № 21. Чем завесила  дверь в избу героиня сказки «Рубашка из    посконного полотна»?

Слайд № 22.  (Рубашкой)

Молодцы, справились и с этим заданием.


Шестое задание – «Помоги сказочному герою»

Иван попросил  свою красавицу жену Плаги  собрать яблоки в три корзины. На каждой корзине свой номер – 1, 2, 3.
На яблоне необычные яблоки, с картинками. Назовите картинки, определите количество слогов в каждом слове и разложите яблоки-картинки по корзинкам. Если в слове 1 слог – нужно положить яблоко-картинку в корзину №1. Если 2 слога – в корзину №2. 3 слога – в корзину №3.

Дети выполняют задание.

Слова-картинки: звёзды, конь, яблоко, меч, телега, платок.

Седьмое задание – «Составь предложение»

Ребята, старик Ух рассыпал предложение и заставляет отца Ивана составить его. А старик не знает, как это сделать. Давайте попробуем ему помочь.


Слайд №19.                 Греет, солнце, ярче. (Солнце греет ярче.)
Слайд №20.                 Окном, за, тает, снег. (За окном тает снег.)
Слайд №21.                  Солнце, сосульки, на, тают. (На солнце тают сосульки)
                                     Капель, окном, звенит, за. (За окном звенит капель)
Слайд №22                  Деревьях, на, почки, появляются. (На деревьях          

                                     появляются почки)

И с этим заданием вы справились.

Восьмое – «Нарисуй сказочного героя»

Я предлагаю командам нарисовать коня, который всегда был верным другом  Ивана-Батыра

Дети выстраиваются 2 команды. По очереди, каждый участник команды подбегает к мольберту и рисует, заданный ему заранее фрагмент ( первый рисует голову коня, второй рисует туловище и т.д.) Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Логопед

Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы!

Вам понравилось наша викторина? Мне тоже очень понравились ваши ответы. За участие вы все получите дипломы.

Детям вручаются дипломы за участие в викторине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека чувашских народных сказок

Картотека чувашскихнародных игрБатыр и Чиге-хурсухалЧувашская сказкаДавным-давно жили-были старик со старухой. Весь свой век они мирно трудились, а кроме ветхой избенки на подпорках да...

Педагогический проект «Воспитание нравственных качеств детей младшего возраста посредством чувашских народных сказок»

Проектная идея: целенаправленная работа по ознакомлению дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора будет способствовать формированию у детей нравственно-патри...

Игровая программа "В гостях у русских народных сказок"

Развлечение "В гостях у русских народных сказок"...

Проект "В гостях у русских народных сказок", долгосрочный проект, с ноября 2021 по март 2022

Долгосрочный проект. Цель - познакомить детей с русскими народными сказками, привить любовь и интерес к русскому народному творчеству....

Литературный досуг «В гостях у русских народных сказок»

Цель: Закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях посредством игры-викторины; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в коллек...

Особенности чувашских народных сказок для чтения и рассказывания дошкольников, раскрывающие традиции, обычаи народа по сказкам «Нужда», «Чемень», «Улып».

В значительной степени морально-нравственные устоиу подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа,формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок.Однако возрастающий уро...