Информационная карта проекта "С чего начинается Родина?"
проект (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно-патриотических чувств к Родине через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motchanova.proekt_c_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 175
Информационная карта проекта
«С чего начинается Родина?»
Разработал: воспитатель Мотчанова И.П.
Г. Иркутск, 2024г.
Информационная карта проекта
Название проекта: «С чего начинается Родина?»
Автор проекта: Мотчанова И.П.
Продолжительность проекта: краткосрочный - 3 недели
Тип проекта:
По содержанию – интегративный (познавательное развитие, речевое, художественно – эстетическое)
По количеству участников – групповой
По доминирующему виду проектной деятельности – информационно – практико – ориентированный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: старший дошкольный возраст (подготовительная к школе группа)
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: дети хотят узнать: «С чего начинается Родина?»
Цель проекта: Создать условия для зарождения гражданственности и нравственно - патриотических чувств по отношению к своей Родине у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи проекта:
Для детей: Способствовать проявлению познавательной самостоятельности и активности у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, его достопримечательностями.
Задачи для педагогов:
Обучающие: Формировать интерес детей к прошлому и настоящему родного города Иркутска, жизни жителей в разные исторические времена, культуре:
познакомить с историей возникновения города; познакомить с названиями улиц, отражающих историю города, где проживают воспитанники;
познакомить с известными земляками, с достопримечательностями города.
Развивающие: Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников; развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, умение рассказать о своей творческой работе; развивать творческое воображение и художественные навыки
Воспитательные: прививать детям чувство гордости за свою страну, свой родной город, чувство сопричастности к происходящим в нём событиям; воспитывать чувство гражданственности, малую Родину, бережное отношение к достопримечательностям и природе родного города.
Задачи для родителей: создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных интересов у ребенка и основ нравственно – патриотических чувств.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Турнир знатоков
Название итогового мероприятия проекта: «Знатоки родного края»
Продукт проекта:
Для детей: рисование рисунков «Город глазами детей», лепка «Достопримечательность моего города», создание своей книжки-малышки «За что я люблю свой город, где я родился и живу?», выставка плакатов «Каким я хочу видеть свой город в будущем».
Для педагогов: создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска»,
Для родителей: Привлечение родителей к сбору информации о малой Родине, её достопримечательностях, знаменитых людях Иркутска, создание альбома «Прошлое и настоящее Иркутска», фотоколлаж «Город, что сердцу дорог», посещение музеев города, прогулки с детьми по улицам города, целевая прогулка к мемориалу «Воинской славы».
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
- овладеют знаниями о малой Родине; обогатят словарный запас;
- будут проявлять доброту, заботу, бережно относиться к природе, достопримечательностям, ценить красоту, защищать природу;
- возрастает познавательная активность детей в разных видах деятельности,
Родители:
- обогатится родительский опыт путём взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повысится педагогическая компетентность родителей и культура.
Педагоги: расширят свои возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счёт применения продуктивных творческих методик.
Актуальность
Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодёжи является актуальным, решение этого вопроса становится сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру и формируются в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.
Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре и истории малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Этапы работы над проектом:
Пятница:
1. Постановка проблемного вопроса.
Беседа с детьми с целью выяснить:
- Что такое Родина? Что мы знаем о Родине? Вы знаете, с чего она начинается? Вы хотите узнать, с чего начинается Родина?
- Что вы хотите нового узнать о ней?
- Как мы можем об этом узнать?
2. «Путешествие» по карте России, Иркутской области.
Задание на выходные:
Принести книги, энциклопедии для создания мини-музея «Россия – родина моя», книги об Иркутске, создать книжки-малышки своими руками «Моя малая родина. За что мы любим свой город?»
Понедельник:
1. ООД: Познание (ФЦКМ) – беседа, рассказ воспитателя по теме: «Россия – Родина моя», «Символы России» (Приложение 1)
2.Игра «Моя Родина - Россия», «Многонациональная Родина» (картотека д/игр).
3. Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»
Вечер:
1. ООД: Художественное творчество (рисование) – Символы России»
2. Просмотр презентации и видеололиков: «Моя родина Россия», «Символика России», «Москва».
3. Придумывание творческого рассказа «Путешествие по России»
Вторник:
1.ООД: ФЭМП – Решение математических задач, упражнения на ориентировку в пространстве.
2. Просмотр м/ф «Мульти – Россия».
3. Разучивание физкультминутки «Моя Россия».
4. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).
Вечер:
1. ООД: Художественное творчество. Лепка по выбору детей «Символ России»
2. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в Москву на поезде».
3. Д/игра «Наша Родина – Россия».
Среда:
1. Познание (конструирование): Решение проблемной ситуации: «Что было бы, если бы не было школы, детского сада, магазинов, …».
Конструирование из конструктора лего, строительного материала по замыслу детей: школа, магазин, детский сад.
2. Разучивание стихотворения Зои Александровой «Родина?» (Приложение 1)
3. Повторить физкультминутку «Моя Россия».
Вечер:
1. Чтение: Александра Ишимова — История России в рассказах для детей.
Рассказ «Славяне до 862 года христианского летосчисления».
2. Д/и «Хорошо – плохо».
Четверг:
1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве «Широка страна моя родная».
2. Рассматривание иллюстраций из альбома, энциклопедий, открыток.
3. Отгадывание кроссворда «Что мы знаем о символах России?»
Вечер:
1. Художественное творчество. Рисование «Моя Родина – Россия».
2. Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий «Россия», «Природа России».
3. Конструирование: «Московский Кремль».
Пятница:
1.ООД: Речевое развитие - Чтение детям стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?», прослушивание песни (флешка), заучивание наизусть.
3. Просмотр видеофильма о России (флешка)
Вечером:
1. Игровая ситуация «Что мы должны будем сделать, чтобы сохранить красоту нашей Родины?»
2. Д/и «Четвёртый лишний»
3. Рассматривание иллюстраций из книг, детского журнала «Сибирячок», энциклопедий.
4. Прослушивание песен о Родине (флешка).
Задание родителям на выходные:
* Сделать книжку-малышку «За что я люблю свой город, где я родился и живу?»
* Экскурсии родителей с детьми по городу, микрорайону Новоленино.
Понедельник:
1. ООД: Познание (ФЦКМ): Виртуальная экскурсия по городу - «Город на семи холмах» (История города Иркутска «Мой город вырос из острога»), главные символы нашего края, просмотр презентации о городе, рассказ воспитателя, беседа по содержанию.
2. Слушание песен об Иркутске.
3. Выучить с детьми физкультминутку «Пусть всегда будет мир» (картотека).
4. Работа с пословицами и поговорками о Родине (картотека).
Вечер:
1. Продуктивная деятельности – рисование: «Герб Иркутска».
2. Рассматривание книг и детского журнала «Сибирячок», беседа по содержанию.
3. Просмотр презентации «Мой родной край: заповедные места и памятники природы». Беседа: «Почему Байкал называют жемчужиной Сибири?»
Рассматривание книжек-малышек - Красная книга Иркутской области.
4. Чтение стихов о городе Иркутск, чтение: А. Ткаченко «Маленькая сказка про Иркутск» (картотека).
Вторник:
1. ООД: ФЭМП – Решение задач и примеров. Упражнения на ориентировку в пространстве.
2. Слушание песен «Иркутская история» и другие (флешка).
3. Просмотр презентаций об Иркутске.
4. Чтение сказки С.Н. Агеевой «Нерпёнок».
Вечер:
1. Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста «Символ Байкала – нерпа».
2. С/р игра «Идём в музей».
3. Д/и «Что рассказывает карта?» (рассматривание карты Иркутской области.)
4. С/р игра «Детская поликлиника».
Среда:
1. Конструирование: «Дома на улицах нашего города».
2. Познание – рассказ воспитателя «История прошлого и настоящего города Иркутска».
3. Проблемная ситуация «Как сохранить красоту и порядок в нашем городе?»
4. Рассматривание макета «Храм Иркутска»
Вечер:
1. Речевое развитие: Чтение: А. Долганов «Истории родного города «Самый первый в Иркутске».
2. Рассматривание иллюстраций, вкладышей из детского журнала «Сибирячок». Рассказ воспитателя о губернаторах Восточной Сибири (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).
3. Слушание песен об Иркутске.
Четверг:
1. ООД: ФЭМП – Решение задачек, примеров, игры с счётными палочками и блоками Дьёнеша: «Улицы и дома нашего микрорайона Новоленино».
2. Работа с кроссвордом «Я живу в Прибайкалье» (вкладыш к журналу «Сибирячок», № 4, 2012г).
3. Чтение стихотворений о родном крае, городе (картотека).
Вечер:
1. Продуктивная деятельность (рисование): «Моя улица и дом, где я живу».
2. Беседа «Достопримечательности нашего города» (картотека).
3. Вспомнить с детьми прочитанные стихи, рассказы, физкультминутки.
4. С/р игра «Аптека».
Пятница:
1. Речевое развитие - Чтение: Истории родного города «Самый первый в Иркутске».
2. Рассматривание экспонатов в мини-музее: выставка книг о Родине, энциклопедий, открыток, журналов и др. материала по теме.
3. Игра разрезная «Собери картинку» (города России).
Вечер:
1. Чтение: Ю.И. Баранов «На площади Тихвинской праздники наши».
2. Беседа, рассказ воспитателя «Достопримечательности Иркутска».
3. Д/игра «Достопримечательности Иркутска».
4. С/р Игра «Школа».
Задание родителям на выходные:
* Нарисовать рисунок «Каким я хочу видеть свой город в будущем».
* Фотоколлаж «Прогулки по родному городу».
Понедельник:
1. Беседа с детьми, рассказ воспитателя – «Что такое инфраструктура нашего города?» (Иркутская гидроэлектростанция, водоканал, очистные сооружения, подстанции, градообразующие предприятия, Иркутский Авиазавод, аэропорт). Рассказ воспитателя: «История иркутских улиц».
2. Д/игра «Расскажи про свой город».
Вечер:
1. Рассказ воспитателя «История иркутских улиц».
2. С/р игра «Детский сад".
Вторник:
1. ФЭМП (математика): «Путешествие Незнайки»
2. Рассматривание лэпбука «Иркутск героический». Беседа «Иркутск в годы Великой Отечественной войны».
3. Просмотр презентации «Иркутск – город боевой и трудовой деятельности».
Среда:
1. Рассказ воспитателя «Известные люди Иркутской области».
2. Рассматривание энциклопедии, альбома «Знаменитые земляки».
Вечер:
1.Просмотр презентаций, чтение рассказов и стихотворений о родном городе, слушание и пение песен.
2. Д/игры и с/р игры по выбору детей.
Четверг:
1. Закрепление пройденного материала с детьми.
2. Подготовка к открытому занятию.
Пятница:
1. Открытое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края».
Краткое содержание проекта
Этапы проекта | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная детская деятельность | Действия членов семьи и социальных партнеров | Пополнение и обогащение РППС |
Мотивационно-ориентировочный (создание проблемной ситуации) | Постановка проблемного вопроса: «С чего начинается Родина?» | Рассматривание иллюстраций из книг, энциклопедий | ||
Поисковый (планирование деятельности) | «Добываем» информацию из разных источников. Фиксирование детских ответов. Беседа по планированию поиска информации. | -Что мы знаем о Родине? -Что мы хотим узнать? -Откуда мы сможем получить информацию? Поиск информации детьми. | Помощь в создании альбома «История прошлого и настоящего города Иркутска» | Подбор литературы по теме, картинки для создания альбома, книги о природе |
Практический | Беседа. Дидактические игры. Чтение стихотворений, историй о родном городе, физкультминутки о Родине, просмотр презентаций о родном крае. | Рассматривание детьми открыток, детского журнала «Сибирячок», иллюстраций из книг, Энциклопедий, лэпбука «Иркутск героический». Художественное творчество: лепка, рисование. Конструирование «Улицы нашего города». Обыгрывание ситуации «Что было бы, если…», «Мы Эколята – защитники природы». С/р игра «Идём в театр», «Путешествие по России». д/игры «Расскажи про свой город», «Достопримечательности Иркутска». | Рассматривание детьми глобуса, карты Иркутска, улиц городакниг, энциклопедий о природе родного края, её богатствах, разучивание стихотворения. Помощь родителей в создании выставки книг и энциклопедий о природе родного края | Дидактические игры «Государственные праздники», «Сложи картинку». Картотека песен и стихотворений, физкультминуток, о Родине. Видеотека: «Моя Родина великая», «Мой любимый город Иркутск». |
Рефлексивно-оценочный | Итоговое мероприятие: Турнир знатоков «Знатоки родного края». | Презентация детьми книжки-малышки. | Выставка для родителей продуктивной деятельности по теме проекта, выставка мини-музея «Моя Родина – Россия» | Альбом «История прошлого и настоящего Иркутска», Книжки-малышки «Мой любимый город. За что я его люблю?» Открытки «Иркутск, «Иркутск. деревянный». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»
Краткосрочный информационно-творческий проект на логопедическом пункте «С чего начинается Родина...»...
Творческо-информационный проект для детей старшей группы "С чего начинается Родина"
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста....
Творческо-информационный проект в старшей группе "С чего начинается Родина"
Цель проекта: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через систематизацию знаний...
Информационно – творческий проект «С чего начинается родина?»
Познакомить детей с родным селом его историей, достопримечательностями. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине....
Информационно - исследовательский проект С чего начинается Родина?
Приоритетом в дошкольном возрасте является воспитание у детей любви и привязанности к родному дому, семье. Знакомство с родной семьей, родной улицей, городом позволит расширить кругозор, формировать ч...
Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?"
Информационно - познавательный (творческий) проект "С чего начинается Родина?" направленный на всестороннее развитие нравственно - патриотического потенциала детей, воспитание гражданственно...