Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Русский национальный костюм Смоленского края»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей.
- Познакомить детей с особенностями национального костюма Смоленского края.
- Показать на примере, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, мастерство русских женщин.
Развивающие:
- Заинтересовать одним из видов народно – прикладного искусства-глиняными игрушками и способствовать радостному настроению.
- Расширять кругозор, развивать любознательность.
- Закрепить знания пословиц об одежде.
- Активизировать словарь детей: понева, рубаха, сарафан, кокошник, порты. Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, душегреи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kostyum.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию
«Русский национальный костюм Смоленского края»
(в подготовительной группе)
Составила и провела:
воспитатель 1 педагогической категории Грицкан Ю. Ю.
Задачи
Образовательные:
- Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями; подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей.
- Познакомить детей с особенностями национального костюма Смоленского края.
- Показать на примере, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм - это труд, мастерство русских женщин.
Развивающие:
- Заинтересовать одним из видов народно – прикладного искусства-глиняными игрушками и способствовать радостному настроению.
- Расширять кругозор, развивать любознательность.
- Закрепить знания пословиц об одежде.
- Активизировать словарь детей: понева, рубаха, сарафан, кокошник, порты. Обогатить словарный запас новыми словами: оберег, кичка, душегреи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним.
- Воспитывать чувство любви к Родине, гордости за свой народ.
Предварительная работа
Знакомство детей с жилищем русского человека-избой, с традициями гостеприимства, с особенностями русского народного костюма; разучивание пословиц, хороводов.
Методические приемы
Сюрпризный момент, беседа, ряжение, рассказ воспитателя, рассматривание одежды, вопросы, использование пословиц и загадок, игра со свистульками, динамическая пауза.
Материалы
Взрослый поневый ансамбль, детская русская рубаха (для девочки и для мальчика), головные уборы, сарафанные ансамбли (взрослы, детские), свистульки (по количеству детей).
Ход ООД
Воспитатель, одетый в праздничный народный костюм, встречает детей в избе.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1 СЛАЙД
- Здравствуйте, детушки милые, гостюшки мои дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу!
Дети входят в горницу с поклоном, здороваются с хозяйкой.
- В избу заходите, садитесь, а я погляжу, какие мальчики у нас заботливые, девочек удобно усадят, а на девочек полюбуюсь, какие они ласковые, как мальчикам «спасибо» скажут.
- Ну, вот как славно все и разместились! Дети, вы заметили, каким словом я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали. Что же это за слово такое, что оно означает, как вы думаете?
(Здравствуйте – здоровье, то есть желают человеку здоровья, желают не болеть.)
- Это пожелание доброе или злое? Как его нужно говорить?
(Ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.)
- А еще я вам сказала: « Милости прошу!» Что эти слова означают? Как вы их понимаете?
(Быть милыми, добрыми, внимательными, заботливыми, бережными ко всему, что нас окружает.)
- Ну, что ж, дорогие мои, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила соблюдаем, какие праздники встречали, во что одевались. Вы, наверное, заметили, какой на мне наряд? Вам нравится мой костюм? А вы хотите нарядиться в праздничную одежду? Как вы думаете, где раньше хранили одежду?
(В сундуках.)
СЛАЙД 2
- Вы тоже пришли сюда в особых нарядах. Также, у нас с вами представлена здесь выставка кукол в костюмах. В таких нарядах, ребята, встречали праздники. Давайте рассмотрим их, повнимательней. Основу любого русского костюма составляет рубаха. Вот в таких подпоясанных рубахах и ходили девочки. Самое интересное, что и мальчики в старину бегали по деревне в таких же рубахах, и обязательно с поясом. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. В костюме этой куклы также есть рубаха, только она красного цвета, праздничная. (Показывает) Посмотрите, и на рукавах, и на горловине, и на подоле – везде вышивка. Для чего ее делали?
(Для красоты.)
- В давние времена одежду изготавливали в ручную. Кто знает, из какого материала?
СЛАЙД 3
(Из льна)
- Хороша льняная ткань тем, что она экологически чистая, нити из которых ее ткут, спрядены изо льна. В одежде из этой ткани зимой не холодно, летом не жарко, тело в ней «дышит». Но плохо, что эта ткань быстро мнётся и с трудом разглаживается. В наше время льняная одежда снова начала пользоваться популярностью. А что бы она не так мялась, люди придумали добавлять к льняным нитям тоненькие искусственные нити. Льняная ткань имеет серый цвет. Но ведь людям хотелось одеваться в красивую нарядную одежду. Что делать?(Покрасить).А чем? Где взять краски для окрашивания ткани?
СЛАЙД 4 ("Зверобой - красный цвет - означая - праздник, радость, тепло), (лук - желтый - цвет солнца, богатства(коричневый - символ земли - кормилицы; (василек - голубой - символ неба, молодости;(зеленый - цвет травы, растений, природы).
- В то время люди использовали растения зверобой, василек, листья березы, шелуху лука, чернику. Людей, которые красили ткань называли крашенники.
СЛАЙД 5
- Любимым способом украшения являлась вышивка. (Показ слайда). Вышивка - обереги располагалась в определённых местах: на рукавах рубахи, у выреза и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на сарафане оберегали лёгкие и сердце, не давая этой силе подобраться снизу. Все эти узоры вышивали разноцветными нитками. Женщины в старину украшали вышивкой не только сарафаны, рубахи, полотенце, но и мужскую одежду. Главным орнаментом был узор из ромбов, кругов, цветов, деревьев, птиц.
- В вышивке предпочтение отдавалось красному цвету. Как вы думаете, что означает слово «красный»?
(Красивый.)
- Правильно, ребята. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин называли необычным ласковым словом. Что это за слово?
(Женщин называли «лебедушками».)
Предлагаю девочкам пройти «лебедушками»
СЛАЙД 6
- Ребята, обратите внимание на головные уборы у кукол и на экране. Это кичка – один из видов кокошника. (Показать.) Такой головной убор говорит о том, что женщина уже немолода.
СЛАЙД 7
- А еще русские женщины очень любили платки, косынки. Волосы замужняя женщина убирала под головной убор. Их никто не должен был видеть. Да и удобно так было. Женщина ведь хозяйством занималась, обед варила. Так вот, прикрытые волосы не попадут ни в щи, ни в кашу. А у девочек, какой головной убор?
(Повязка с лентами и бантами, волосы у девочек открыты.)
СЛАЙД 8
Русская народная игра «Золотые ворота»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.
Описание: Пара игроков встает лицом друг к другу, и поднимает вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
СЛАЙД 9
- Красив был и мужской костюм. Мальчикам, когда они подрастали, шили порты. Так раньше назывались штаны. Порты были темных расцветок, иногда в полоску. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком, а праздничную расшивали цветными шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе. Так, нагрудные узоры защищали сердце и легкие, наплечные охраняли руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу.
СЛАЙД 10
- Ох, ребята, что-то я все сама рассказываю да не спрашиваю, что знаете вы. Скажите-ка мне, а знаете ли вы пословицы об одежде? Какие?
( «Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк»,
«По одежке встречают, по уму провожают»,
«Девичья коса – всему городу краса»,
«Друг лучше старый, а платье новое»).
СЛАЙД 11
- Молодцы, ребята! Еще в старину и загадки про одежду придумывали. Отгадайте:
Скачет, пляшет день-деньской И на покой идет со мной. (Рубаха.)
Шумит,хохочет, Плясать с девушкой хочет. (Сарафан)
На небе звезды горят, Цветы растут. (Кокошник)
СЛАЙД 12
- Перед вами лежат совсем чистые, ничем неукрашенные образцы сарафанов. А ну-ка рукодельники, покажите свое умение – раскрасьте костюмы так, как украшали их в старину. Дети рисуют обереги-узоры на сарафане и рубахе под спокойную музыку.
Слайд 13
- Я, ребята, тоже знаю хорошую пословицу: «Красна изба углами, а хозяйка пирогами». Хочу вас, детушки милые, угостить пирогами.
- Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Буду рада видеть вас снова. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"
Конспект организованной образовательной деятельности "Русский национальный костюм"...
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и...
План- конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с воспитанниками с задержкой психического развития "Знакомство с русским национальным костюмом"
Интегрированное занятие на котором дети с ЗПР получают представление об эволюции русского национального костюма в рамках лексической темы "Одежда" и закрепляют представление о составе ...
Конспект ОД "Национальный костюм Воронежского края"
Методическая разработка Сегал О.И....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Подготовительной группы (6-7 лет) Образовательная область: художественно эстетическое воспитание (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, игровая.Программное содержание:1. Познакомить детей с русским национальным костюмом.2. Изображать силуэт...
Занятие в средней группе по знакомству с русским костюмом. «Русский национальный костюм»
Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей....
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Край, родимый край…»
Цель: дать детям представление о малой родине.Задачи:1.Расширить и систематизировать знания детей о родном селе Холмогоры, его особенностях и достопримечательностях....