Конспект ОД "Национальный костюм Воронежского края"
план-конспект занятия (старшая группа)
Методическая разработка Сегал О.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsion_kostyum_voronezh_kraya.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности «Национальный костюм Воронежского края» для старшей группы ДОУ.
Возраст воспитанников: 5-6 лет.
Цель: Познакомить детей с историей родного края (бытом, обычаями, гостеприимством).
Задачи:
- совершенствовать монологическую речь;
- обогащать знание детей о народном костюме;
- развивать и совершенствовать навыки рисования орнамента костюма.
- воспитывать интерес к русской народной музыке.
Методические приемы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.
Оборудование и материалы: проектор, мышь, компьютер, декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, самовар, рушник, изделия одежды из льна, плетень, каравай), куклы в костюмах Воронежской губернии, иллюстрации с изображением одежды жителей Воронежского края, рисунки с изображением элементов вышивки, репродукции картин воронежского художника Петра Пономарева «Мужики», «Однодворки», музыкальная колонка.
Предварительная работа: Беседа о Воронежском крае, рассматривание кукол в народном костюме, рисование элемента костюма (понева); чтение рассказа Матвеевой Е.“Воронежская матрешка. Воронежский костюм”; рассматривание одежды на иллюстрациях.
Ход занятия
Под русскую народную музыку («Барыня») входят дети в костюмах, приветствуют гостей (дети группы «Березка», приглашенные дошкольники других групп, воспитатели ДОУ)
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель в костюме Воронежской губернии: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные и красивые.
Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о воронежской одежде рассказать.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам еще гости пожаловали! ( Входят мальчик и девочка в русских народных костюмах, проходят под русскую мелодию).
Девица: Здравствуйте, люди добрые!
Молодец: Низкий поклон Вам (кланяются)
Воспитатель: Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по- особенному. Откуда же вы прибыли, гости дорогие!
Девица: Из прошлого, из древнего Воронежа.
Воспитатель: А что это за название Воронежская губерния? ( Когда - то давным-давно область наша называлась «губерния», а люди живущие в ней - воронежцами. Чем для нас с вами является Воронеж? ( Наша малая Родина) А у что еще для вас есть маленькая Родина? ( дом, детский сад , это место, где вы родились и живете ).
Молодец: Я хочу прочитать вам стихотворение о нашем родном городе:
Удаль русская. Песня Кольцова.
Буйный ветер дороги степной…
Жил издревле светло и сурово
Край воронежский, край мой родной.
Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой.
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!
Воспитатель: Наш город - столица Черноземья! Земля очень плодородна и богата урожаем, в народе говорят, если в нашу землю вставить палку, даже она зацветет. Назовите чем славиться наша земля (Ответы детей)
Правильно хлебом. Какие пословицы вы знаете о хлебе? (“ Хлеб - всему голова”, “ Хлеб наш насущный, хоть черный да вкусный!» и др).
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на наших гостей. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так - “сударь”. Как же нам обратиться к гостям и узнать, как их зовут? Помогите мне, пожалуйста!”
Дети обращаются к гостям: Как звать вас сударыня? Как зовут вас сударь?
Девица: Зовут меня Василиса.
Молодец: Зовут меня Алексей.
Хозяйка: А какие русские имена вы знаете? ( Настя, Ваня, Софья, Аня, Маша, Катя, и т.д)” Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: "Глаза васильковые, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка”. А хороводы как любили водить. Хотите поводить хоровод.
Хоровод “Не шей ты мне, матушка!” или другой.
Воспитатель: Скажи, Василисушка, что за одежда на тебе надета? Как она называется: (Сарафан, лапти, лента шелковая (атласная)). Что на голове у Василисы? (лента в косу вплетена).
Как раньше мамы приговаривали, когда заплетали девочкам косы?
Василиса: Расти, коса до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, косонька, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся!
Воспитатель: А какой еще головной убор носили девушки? ( Кокошники показать). Одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. Посмотрите на репродукцию Петра Пономарева «Мужики», «Однодворки» (крестьяне).
Во что одет сударь Алексей?” ( Рубаха-косоворотка “Почему она так называется” (застежка на боку ), пояс - кушак, штаны , сапоги). Пояс или кушак - обязательная часть костюма. К нему (поясу) подвешивались ножи, ложки).
Воспитатель: А кто знает, как назывались штаны раньше?
Мальчик: Штаны назывались порты и заправлялись они в сапоги (иллюстрация)
Воспитатель: Какой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?”
Дети: “Это валенка из войлока”.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на одежде детей есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались на рукавах, у выреза, на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу; на вороте - оберегали легкие и сердце, на подоле - не давали злой силе подобраться снизу .
Василиса: - Давайте отдохнем и про лапти споем!
Физминутка “ Лапти” (повторяется 2 раза).
- Лапти, да лапти, да лапти мои (выставление поочередно правой и левой ноги на пятку)
Эх, лапти да лапти да лапти мои (хлопок в ладоши, наклон вниз)
Эх, лапти мои, лапти липовые
Вы не бойтесь, ходите, (шаг в право, притоп, шаг в лево)
Тятька новые лапти сплетет (притоп 2 раза)
Эх, ну! Тьфу! (руки вверх, хлопок над головой, на слово “ тьфу”- резко отпустить руки вниз)
Воспитатель: Одежда воронежских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Разных цветов использовалась ткань для пошива (белая, желтая, черная, красная, коричневая). Украшали одежду тесьмой, бусами, лентами, вышивкой. Одежду шили в основном из льна. Льняная ткань была очень прочной - долго носилась.
Умный человек узнал, что из растения - хлопок тоже можно изготавливать одежду - хлопчатобумажную.
Научился разводить и стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Человек творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел прялку, ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут (показать на экране или иллюстрацию).
Скажите, а одежда в наше время отличается от одежды, которую носили люди в старину? Чем? (разнообразием тканей, фасонов и т.д). Какой бывает одежда? (Ответы детей. Зимней, летней, спортивной демисезонной и т.д).
Заключение:
Воспитатель: Мы сегодня узнали много интересного. О воронежском костюме, об орнаментах, о традициях, обычаях.
Еще много будем узнавать нового о нашем крае.
Алексей и Василиса приносят каравай:
- По русскому обычаю гостей мы угощаем круглым, пышным караваем!
Дети: До свидания, гости дорогие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Народный костюм Воронежской Губернии.
Тематический план работы. Проект «Народный костюм Воронежской губернии» Октябрь 2015г. 08.10.Народные традиции и культура Р...
Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии".
Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....
Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии"
Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....
Эссе "Народный костюм Воронежского края"
Мы живем в интересное и сложное время, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно....
Костюм Воронежской губернии
Презентация для занятия "Тайны бабушкиного сундучка"...
Статья. Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии.
Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии....
конспект занятия "История Воронежского края"
конспект...