Конспект ОД "Национальный костюм Воронежского края"
план-конспект занятия (старшая группа)

Методическая разработка Сегал О.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл natsion_kostyum_voronezh_kraya.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности «Национальный костюм Воронежского края» для старшей группы ДОУ.

Возраст воспитанников: 5-6 лет.

Цель: Познакомить детей с историей родного края (бытом, обычаями, гостеприимством).

Задачи:

- совершенствовать монологическую речь;

-  обогащать знание детей о народном костюме;

-  развивать и совершенствовать навыки рисования орнамента костюма.

-  воспитывать интерес к русской народной музыке.

Методические приемы: рассказ педагога, метод музыкального сопровождения, метод художественного слова, вопросы, побуждающие к активной мыслительной деятельности, рассматривание, беседа, метод вхождения в образ.

Оборудование и материалыпроектор, мышь, компьютер, декорации и костюмы в русском стиле (терем, лавочки, самовар, рушник, изделия одежды из льна, плетень, каравай), куклы в  костюмах Воронежской губернии, иллюстрации с изображением  одежды жителей Воронежского края, рисунки с изображением элементов вышивки, репродукции картин воронежского художника Петра Пономарева «Мужики», «Однодворки», музыкальная колонка.

Предварительная работа: Беседа о Воронежском крае, рассматривание кукол в народном костюме, рисование элемента костюма (понева); чтение рассказа Матвеевой Е.“Воронежская матрешка. Воронежский костюм”; рассматривание одежды на иллюстрациях.

Ход занятия

Под русскую народную музыку («Барыня») входят дети в  костюмах, приветствуют гостей (дети группы «Березка», приглашенные дошкольники других групп, воспитатели ДОУ)

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель в костюме Воронежской губернии: Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные и красивые. 

Девочка: А собрались мы здесь у терема погулять, да о воронежской одежде рассказать. 

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам еще гости пожаловали! ( Входят мальчик и девочка в русских народных костюмах, проходят под русскую мелодию).

Девица:  Здравствуйте, люди добрые!

Молодец: Низкий поклон Вам (кланяются)

Воспитатель:  Какие странные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по- особенному.  Откуда же вы прибыли, гости дорогие!

Девица: Из прошлого, из древнего Воронежа.

Воспитатель: А что это за название Воронежская губерния? ( Когда - то давным-давно область наша называлась «губерния», а люди живущие в ней - воронежцами. Чем для нас с вами является Воронеж? ( Наша малая Родина) А у что еще для вас есть маленькая Родина? ( дом, детский сад , это место, где вы родились и живете ).

Молодец: Я хочу прочитать вам стихотворение о нашем родном городе:


Удаль русская. Песня Кольцова.
Буйный ветер дороги степной…
Жил издревле светло и сурово
Край воронежский, край мой родной.

Доброй лаской сердце тронешь,
Поразишь судьбой крутой.
Ах, Воронеж, Воронеж, Воронеж,
Мой талантливый, мой золотой!

Воспитатель: Наш город -  столица Черноземья! Земля очень плодородна и богата урожаем, в народе говорят, если в нашу землю вставить палку, даже она зацветет.  Назовите чем славиться наша земля (Ответы детей)

Правильно хлебом. Какие пословицы вы знаете о хлебе? (“ Хлеб -  всему голова”, “ Хлеб наш насущный, хоть черный  да вкусный!» и др).

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на наших гостей. Давным-давно на Руси все так одевались. Была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями и сударушками, а к мужчине обращались так - “сударь”. Как же нам обратиться к гостям и узнать, как их зовут? Помогите мне, пожалуйста!”

Дети обращаются к гостям:  Как звать вас сударыня? Как зовут вас сударь?

Девица: Зовут меня Василиса.

МолодецЗовут меня Алексей.

Хозяйка: А какие русские имена вы знаете? ( Настя, Ваня, Софья, Аня, Маша, Катя, и т.д)” Молодцы славились храбростью, смекалкой. А о русских девушках говорили: "Глаза васильковые, словно лен, рученьки белые, сама как лебедушка”. А хороводы как любили водить. Хотите поводить хоровод.

Хоровод “Не шей ты мне, матушка!” или другой.

Воспитатель: Скажи, Василисушка, что за одежда на тебе надета? Как она называется: (Сарафан, лапти, лента шелковая (атласная)). Что на голове у Василисы? (лента в косу вплетена).

Как раньше мамы приговаривали, когда заплетали девочкам косы?

Василиса: Расти, коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся!

Воспитатель: А какой еще головной убор носили девушки? ( Кокошники показать). Одевали его в праздник, и когда девушка выходила замуж. Посмотрите на репродукцию  Петра Пономарева «Мужики», «Однодворки» (крестьяне).

 Во что одет сударь Алексей?” ( Рубаха-косоворотка “Почему она так      называется” (застежка на боку  ), пояс - кушак, штаны , сапоги).  Пояс  или кушак - обязательная часть костюма. К нему (поясу) подвешивались  ножи, ложки).

Воспитатель: А кто знает, как назывались штаны раньше?

Мальчик: Штаны назывались порты и заправлялись они в сапоги (иллюстрация)

ВоспитательКакой интересный головной убор у нашего гостя, как он называется?”

Дети: “Это валенка из войлока”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на одежде детей есть вышивка. По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил. Вышивки-обереги располагались на рукавах, у выреза, на вороте, на подоле. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу; на вороте - оберегали легкие и сердце, на подоле -  не давали злой силе подобраться снизу .

 Василиса: - Давайте отдохнем и про лапти споем!

Физминутка “ Лапти” (повторяется 2 раза).

- Лапти, да лапти, да лапти мои (выставление поочередно правой и левой ноги на пятку)

Эх, лапти да лапти да лапти мои (хлопок в ладоши, наклон вниз)

Эх, лапти мои, лапти липовые        

Вы не бойтесь, ходите, (шаг в право, притоп, шаг в лево)

Тятька новые лапти сплетет (притоп 2 раза)

Эх, ну! Тьфу! (руки вверх, хлопок над головой, на слово “ тьфу”- резко отпустить руки вниз)

Воспитатель: Одежда воронежских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой. Разных цветов использовалась ткань для пошива (белая, желтая, черная, красная, коричневая). Украшали одежду тесьмой, бусами, лентами, вышивкой. Одежду шили в основном из льна. Льняная ткань была очень прочной - долго носилась.

Умный человек узнал, что из растения - хлопок тоже можно изготавливать одежду - хлопчатобумажную.

Научился разводить и стричь овец, а из их шерсти прясть нити и вязать одежду. Человек творец и созидатель. Все вокруг исследуя, он изобрел прялку, ткацкий станок, с помощью которого ткут ткани и нитки прядут (показать на экране или иллюстрацию).

Скажите,  а одежда в наше время отличается от одежды, которую носили люди в старину? Чем? (разнообразием тканей, фасонов и т.д). Какой бывает одежда? (Ответы детей. Зимней, летней, спортивной демисезонной и т.д).

Заключение:

 

Воспитатель: Мы сегодня узнали много интересного. О воронежском костюме, об орнаментах, о традициях, обычаях.

Еще много будем узнавать нового о нашем крае.

Алексей и Василиса приносят каравай:

-  По русскому обычаю гостей мы угощаем круглым, пышным караваем!

ДетиДо свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Народный костюм Воронежской Губернии.

Тематический   план работы. Проект «Народный костюм Воронежской губернии»         Октябрь 2015г. 08.10.Народные традиции и культура Р...

Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии".

Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....

Презентация "Народный костюм Воронежской Губернии"

Познакомить детей с Народным костюмом Воронежской Губернии....

Эссе "Народный костюм Воронежского края"

Мы живем в интересное и сложное время, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое оказывается, мы знаем очень поверхностно....

Костюм Воронежской губернии

Презентация для занятия "Тайны бабушкиного сундучка"...

Статья. Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии.

Ознакомление детей с русским народным костюмом Воронежской губернии....