Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Никитина Оксана Юрьевна

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Образовательная область «Познание»

Тема «Русский национальный костюм»

Цель:  Способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей  посредством знакомства с национальным костюмом.

Задачи:

Способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом России.

Способствовать умению  детей сравнивать, описывать, делать выводы.

Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре и традициям русского народа.

Словарная работа: Обогащать словарь детей словами обозначающими части одежды национального костюма – косоворотка, телогрейка.

Оборудование: мультимедиа, презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы Таня и Ваня. Карточки с частями мужского и женского костюма по количеству детей. Печатки по количеству детей. Цветные карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры.  Аудиозаписи русских народных песен.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.

Методы и приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный момент

Основной

Заключительная

-Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Таня и Ваня . (Воспитатель показывает двух кукол: мальчика и девочку).

-Они принесли нам корзину с сюрпризом. Давайте сядем на стульчики и  рассмотрим , что же они нам принесли.

(Воспитатель из корзины достает Дымковскую и Филлимоновскую барышней)

- Ребята, рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать?

- А как вы догадались?

Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах.

   Сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и вместе с Таней и Ваней заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.

-Как вы думаете, когда человек начал носить одежду?

- Правильно, это произошло очень давно и  одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.

В старые  времена  над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека. (Игровое упражнение «Изобрази»)

Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду  делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканую- изготовленную дома, в домашних условиях на станке.  

Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набивной.

- Подумайте, с чем связано такое название?

- Попробуйте догадаться, как это делали?

- На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня.

(Художественное экспериментирование:

У детей на столах кусочки ткани)

Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.  

Рубаху называли косовороткой.

Как называли рубаху?

Что такое косоворотка?

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. ( Слайд 7)

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

- А что носили мужчины на голове?

- В холодную зимнюю носили шубы.  Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных  шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

- В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?

- Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?

- Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан.

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею.

Как образовалось это слово?

-Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Как называлась эта часть женского костюма?

Почему ее так называли?

- А какие головные уборы носили девушки и женщины?

- Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Слайд 13) Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

Сейчас я предлагаю выйти одной девочки и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему?

-Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, серьги.

- Итак женская одежда – это ….

(Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».)

-Перед вами на столе разложены карточки, на которых нарисованы части мужского или женского костюма.(карточки перевернуты изображением вниз) Дети у кого нарисованы части мужского костюма подходят к столу, расположенного слева.  А дети  у кого нарисованы части женского костюма подходят к столу, расположенного справа.

Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали.

-А теперь  украсьте части костюма, как вы себе представили.

-Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились.

-Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы.

Подарите ваши изделия Тане и Ване. В этих костюмах они пойдут вместе с нами на праздник «Масленица».

-И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе.

Что нового вы узнали о русском костюме?

Дети подходят к воспитателю.

Дети усаживаются на стульчики.(стулья для детей поставлены полукругом перед интерактивной доской)

Это народные игрушки. Дымковская и Филлимоновская барышни. Их изготовили мастера-умельцы из Дымков и Филлимоново. Они сделаны из глины.

Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филлимоновская игрушка: попрек туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом.

Человек начал носить одежду очень давно, чтобы защитить свое тело от холода.

Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам.

Ткани так называл потому, что их ткали дома, на станках. Или пряли шерсть и вязали.  

 Предположения детей.

Дети берут печатки  и наносят  узор на ткань, т.е. сделать её набивной.

Рубаху называли косовороткой.

Косоворотка- это мужская рубаха.

Мужчины носили на голове кепки, шляпы, шапки.

Старик  вез свой бабе лису на воротник в сказке «Волк и лиса»

Мужской костюм состоял из косоворотки, портов, кафтана, шапки или кепки, шубы.

Это слово образовалось и  двух: душу греет.

Часть женского костюма называлась – душегрейка.

Так называли потому, что считали – душу греет.

Девушки и женщины носили на голове платки  и кокошники.

Девочка должна надеть кокошник, а Вы платок потому,  что она не замужем, а Вы замужем .

Сорочка, сарафан, душегрейка, шуба, кокошник или платок. А еще украшения.

 

Дети берут карточки и расходятся на две команды.

(Дети называют части костюма)

У меня косоворотка. Это часть мужского костюма.

У меня лапти. Это часть мужского костюма.

У меня порты. Это часть мужского костюма.

У меня кушак. Это часть мужского костюма.

У меня кепка. Это часть мужского костюма.

У меня шапка. Это часть мужского костюма.

У меня кокошник. Это часть женского костюма.

У меня платок. Это часть женского костюма.

У меня сорочка. Это часть женского костюма.

У меня сарафан. Это часть женского костюма.

У меня душегрейка. Это часть женского костюма.

У меня шуба. Это часть женского костюма.

Пока ребята выполняют работу звучит  народная музыка.

Дети выставляют свой работы.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема: «Защитники Отечества» подготовительная к школе группа

Тема:  «Защитники  Отечества»Цель: Расширять знания детей о защитниках  Отечества.Программные  задачи:1.Образовательные:  Познакомить с разными родами войск (пехота, моряки, в...

Конспект НОД Образовательная Область "Познание"Тема: "Почему идёт снег?"

Расширять знания об условиях перехода воды из жидкого состояния в твёрдое и сформировать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние). Развивать познавате...

Комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе по теме «Русский национальный костюм»

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным костюмом....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Познание» Тема: «Русская матрёшка»

Закрепление навыков счёта предметов в пределах 5 слева направо и справа налево,употреление слов выше,повыше,самая высокая,низкая,пониже,совершенствование умения определять положение рук(левая,правая)....

конспект занятия образовательная область познание тема красная книга

воспитание у детей гуманного отношения к природе. Знакомство с исчезающими видами животных....

Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"

Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"...

Конспект ОД Образовательной области «Познание» «История Русской избы» (подготовительная группа)

Познакомить дошкольников с историей русской избы, с частями русской избы....