Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема «Русский национальный костюм»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Образовательная область «Познание»
Тема «Русский национальный костюм»
Цель: Способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом.
Задачи:
Способствовать приобщению детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом России.
Способствовать умению детей сравнивать, описывать, делать выводы.
Воспитывать интерес и уважение к национальной культуре и традициям русского народа.
Словарная работа: Обогащать словарь детей словами обозначающими части одежды национального костюма – косоворотка, телогрейка.
Оборудование: мультимедиа, презентация иллюстраций и иллюстрации с изображением русских национальных костюмов. Куклы Таня и Ваня. Карточки с частями мужского и женского костюма по количеству детей. Печатки по количеству детей. Цветные карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры. Аудиозаписи русских народных песен.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок.
Методы и приемы: словесные методы (рассказ педагога, вопросы к детям, объяснение); наглядные методы (демонстрация иллюстраций, видеоматериал), практический метод.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент Основной Заключительная | -Ребята, посмотрите к нам в гости пришли Таня и Ваня . (Воспитатель показывает двух кукол: мальчика и девочку). -Они принесли нам корзину с сюрпризом. Давайте сядем на стульчики и рассмотрим , что же они нам принесли. (Воспитатель из корзины достает Дымковскую и Филлимоновскую барышней) - Ребята, рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать? - А как вы догадались? Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани, на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах. Сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и вместе с Таней и Ваней заглянем в прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину. -Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? - Правильно, это произошло очень давно и одежда служила для защиты от холода и жары. Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека. В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека. (Игровое упражнение «Изобрази») Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканую- изготовленную дома, в домашних условиях на станке. Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась набивной. - Подумайте, с чем связано такое название? - Попробуйте догадаться, как это делали? - На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи. Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок камня. (Художественное экспериментирование: У детей на столах кусочки ткани) Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху называли косовороткой. Как называли рубаху? Что такое косоворотка? Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. ( Слайд 7) Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук. - А что носили мужчины на голове? - В холодную зимнюю носили шубы. Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы. - В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник? - Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм? - Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Как образовалось это слово? -Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Как называлась эта часть женского костюма? Почему ее так называли? - А какие головные уборы носили девушки и женщины? - Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Слайд 13) Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать. Сейчас я предлагаю выйти одной девочки и одеть головной убор. А как вы думаете, какой головной убор должна одеть я? Почему? -Как и теперь, любили женщины украшения. Носили они кольца, бусы, серьги. - Итак женская одежда – это …. (Проводится игровое упражнение: «Разложи последовательно».) -Перед вами на столе разложены карточки, на которых нарисованы части мужского или женского костюма.(карточки перевернуты изображением вниз) Дети у кого нарисованы части мужского костюма подходят к столу, расположенного слева. А дети у кого нарисованы части женского костюма подходят к столу, расположенного справа. Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали. -А теперь украсьте части костюма, как вы себе представили. -Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. -Недаром в народе говорится: Не то дорого, что шито золотом, А то дорого, что доброго мастера. Вот таки добрыми мастерами сегодня были вы. Подарите ваши изделия Тане и Ване. В этих костюмах они пойдут вместе с нами на праздник «Масленица». -И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? | Дети подходят к воспитателю. Дети усаживаются на стульчики.(стулья для детей поставлены полукругом перед интерактивной доской) Это народные игрушки. Дымковская и Филлимоновская барышни. Их изготовили мастера-умельцы из Дымков и Филлимоново. Они сделаны из глины. Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии, точки-горошины и клетка; филлимоновская игрушка: попрек туловища и шеи идут чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым цветом. Человек начал носить одежду очень давно, чтобы защитить свое тело от холода. Дети встают и проходят важной походкой, повелительным смотря по сторонам. Ткани так называл потому, что их ткали дома, на станках. Или пряли шерсть и вязали. Предположения детей. Дети берут печатки и наносят узор на ткань, т.е. сделать её набивной. Рубаху называли косовороткой. Косоворотка- это мужская рубаха. Мужчины носили на голове кепки, шляпы, шапки. Старик вез свой бабе лису на воротник в сказке «Волк и лиса» Мужской костюм состоял из косоворотки, портов, кафтана, шапки или кепки, шубы. Это слово образовалось и двух: душу греет. Часть женского костюма называлась – душегрейка. Так называли потому, что считали – душу греет. Девушки и женщины носили на голове платки и кокошники. Девочка должна надеть кокошник, а Вы платок потому, что она не замужем, а Вы замужем . Сорочка, сарафан, душегрейка, шуба, кокошник или платок. А еще украшения.
Дети берут карточки и расходятся на две команды. (Дети называют части костюма) У меня косоворотка. Это часть мужского костюма. У меня лапти. Это часть мужского костюма. У меня порты. Это часть мужского костюма. У меня кушак. Это часть мужского костюма. У меня кепка. Это часть мужского костюма. У меня шапка. Это часть мужского костюма. У меня кокошник. Это часть женского костюма. У меня платок. Это часть женского костюма. У меня сорочка. Это часть женского костюма. У меня сарафан. Это часть женского костюма. У меня душегрейка. Это часть женского костюма. У меня шуба. Это часть женского костюма. Пока ребята выполняют работу звучит народная музыка. Дети выставляют свой работы. Ответы детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД Образовательная область «Познание» Тема: «Защитники Отечества» подготовительная к школе группа
Тема: «Защитники Отечества»Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества.Программные задачи:1.Образовательные: Познакомить с разными родами войск (пехота, моряки, в...
Конспект НОД Образовательная Область "Познание"Тема: "Почему идёт снег?"
Расширять знания об условиях перехода воды из жидкого состояния в твёрдое и сформировать элементарное представление о превращении воды в пар (её переходе в газообразное состояние). Развивать познавате...
Комплексно-тематическое планирование работы в старшей группе по теме «Русский национальный костюм»
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным костюмом....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе Образовательная область «Познание» Тема: «Русская матрёшка»
Закрепление навыков счёта предметов в пределах 5 слева направо и справа налево,употреление слов выше,повыше,самая высокая,низкая,пониже,совершенствование умения определять положение рук(левая,правая)....
конспект занятия образовательная область познание тема красная книга
воспитание у детей гуманного отношения к природе. Знакомство с исчезающими видами животных....
Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"
Открытое занятие в средней группе на тему "Русский национальный костюм"...
Конспект ОД Образовательной области «Познание» «История Русской избы» (подготовительная группа)
Познакомить дошкольников с историей русской избы, с частями русской избы....