НОД ознакомление с народными промыслами
план-конспект занятия (старшая группа)

Коляса Зоряна Евгеньевна
развить интерес у детей к родному краю, воспитывать чувство гордости за Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_detey_starshey_gruppy.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы.

Тема

Цель: развить интерес у детей к родному краю, воспитывать чувство гордости за Родину.

Задачи:

•формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;

•учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

• Расширять знания детей о родном крае. Познакомить с самым известным промыслом Калининградской области – янтарным.

• Развивать познавательные интересы детей, желание наблюдать, сопоставлять, делать выводы.

• Воспитывать уважение к малой Родине, гордость за мастеров, живущих в Калининградской области.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие»

«Социально – коммуникативное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Оборудование и материалы:

иллюстрации о Балтийском побережье, карта Калининградской области, кусочки янтаря, наглядный материал (дидактическое пособие «Народные промыслы России, игрушка ручной работы в народном стиле; платок и текстиль с народными узорами; матрешки; деревянная посуда и иные элементы декора с хохломской росписью, другие изделия народных промыслов, магнитофон, CD-диск с записями звуками моря.

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций о народных промыслах России, Калининграде, Калининградской области, Балтийском побережье, янтаре, создание экспозиции «Солнечный камень» в мини-музее группы «Народные промыслы России, подбор классической музыки и звуков природы к презентации.

НОД

Ход беседы:

- Дети, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у нас собраны красивые изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь. Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. Давайте с вами вспомним некоторые из них.

Ведётся показ изображений видов народного творчества и коллективное обсуждение.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть Родина, место, где он родился. А кто назовет, в каком прекрасном крае родились вы?

Дети: Мы живем в Калининградской области, в городе Калининграде.

Воспитатель: Правильно, наш край называется - Калининградская область - это и есть наша малая Родина. Взгляните на карту и вы увидите, что с одной стороны наша земля имеет выход в море. Кто помнит, как называется наше море?

Дети: Наше море называется Балтийское.

Воспитатель: Правильно, Балтийское море. Балтийское море - самое необычное море в мире. И сегодня мы выясним почему. А для этого, я приглашаю Вас прогуляться по берегу моря. Закрываем глазки и говорим волшебные слова.

«Один, и два, и три, и восемь

На берег моря всех переносим»

Звучит шум морских волн.

Воспитатель: Вот мы перенеслись на берег Балтийского моря. Мы медленно идем по берегу моря (Дети идут за воспитателем, представляя себя на берегу моря) И что же здесь необычного? Идем по песку, по гальке и вдруг что-то блеснуло под нашими ногами. Смотрите! (Воспитатель поднимает янтарь и показывает его детям).

Как называется этот необыкновенно желтый камень?

Дети: Этот камень называется янтарь.

Воспитатель : Правильно, янтарь. Соберите его в ладошки.

Психогимнастика.

Ребята, я предлагаю вам поговорить с янтариками. Представим, что у камня есть ушко, и найдем его. Янтарики умеют хранить секреты. Скажите ему тихонько, как вас зовут, кто ваш лучший друг, поделитесь с ним своей тайной. Закройте «ушко» камня пальчиком: теперь он сохранит все в секрете.

Воспитатель: Наш край называют Янтарным за редкостный камень - минерал, который выносит на свои берега Балтийское море. С незапамятных времен люди любят и знают янтарь. Он встречается во многих странах мира, но нигде не вошел так тесно в жизнь и быт народа как на побережье Балтийского моря. И море мы говорим - Янтарное.  Так что же такое янтарь? Сейчас я вам расскажу одну древнюю легенду, но для начала мы немножко еще прогуляемся по берегу моря.

 Физкультминутка.

По песочку мы идем (дети идут с высоко поднятыми ногами) В нем янтарь сейчас найдем (наклоняются, как будто за янтарем) Свой янтарик сохраним (прижимаю к сердцу) В наш музей передадим. (Вытягивают руки вперед)

А теперь присядьте и послушайте рассказ о янтаре.

Легенда о янтаре

Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не удержало его и Светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы на дне, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня.

Много-много лет назад в районах Северного и Балтийского морей росли сосны, из которых выделялось вязкое вещество-смола. Этого вещества накопилось очень много на земле. И спустя большое количество времени, это вещество оказалось под землей или водой. За миллионы лет оно окаменело или затвердело и превратилось в янтарь.

Самое крупное в мире месторождение янтаря находится в Калининградской области РФ около пос. Янтарный

А как же добывают янтарь?

Гидромонитор, выпуская мощную струю воды, размывает слой пустой породы.

С помощью ковша экскаватора добывается янтароносная голубая глина.

Из размытой голубой глины сачками вылавливают особо ценные крупные фракции. Оставшаяся жижа отправляется по трубопроводу на фабрику для последующей обработки.

На фабрике камни промывают, сортируют, режут и шлифуют.

А затем изготавливают украшения из янтаря. Кто знает, как называется профессия человека, который занимается изготовлением украшений? (Ювелир). Вот и я вам сегодня предлагаю поработать ювелирами и сделать подарки своим родителям из солнечного камня. Мы пройдем за столы и начнем работу, но для начала нам нужно немного размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика (любая)

Продуктивная деятельность.

Говорят, что если грустный человек примерит янтарное украшение, то в его глазах сразу появиться радость. А когда глаза весело блестят, болезни и несчастья отступают.  Вот и мы теперь принесем наши поделки из янтаря  домой, и проверим так ли это.

А теперь нам пора возвращаться домой.

«Один, и два, и три, и восемь

В детский сад всех переносим»

Воспитатель: Чем мы с вами занимались? Что нового узнали?

Воспитатель: Как много вы узнали интересного. Янтарь – настоящее чудо природы, кусочек Солнца, пришедший к нам сквозь миллионы лет. Вот такой необычный промысел есть у нас в Калининграде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе.

Конспект занятий по ознакомлению с народными промыслами и рисованию в подготовительной группе. Тема: " Дымковские барышни" Цель: Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам. Закрепля...

Презентация НОД по ознакомлению с народными промыслами Поволжья

Знакомство с историей  народных промыслов Поволжья...

Ознакомление с народными промыслами.

Звание одной из самых богатых на народные промыслы областей нашей страны по праву можно дать Нижегородской области. Земля,известная своим кустарным разнообразием, издавна славилась своими талантами и ...

НОД по ознакомлению с народными промыслами и декоративному рисованию "Гжельские мастера" в подготовительной группе.

Главными задачами нашей работы по ознакомлению детей с художественными промыслами родного края были - помочь понять их сходства и различия, научить определять  принадлежность предмета к тому или ...

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

Конспекты для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами "Гжельская роспись".

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с декоративно - прикладными искусствами на примере  Гжельской росписи....

Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .

Ознакомление детей младшего дошкольного возраста  с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки....