Конспекты для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами "Гжельская роспись".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) по теме
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно - прикладными искусствами на примере Гжельской росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sineglazaya_posuda.docx | 18.42 КБ |
sine_-_golubaya_gzhel.docx | 18.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №96 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
С детьми средней группы
ФГОС ДО
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие
«Синеглазая посуда»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, моделирование, ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ.
Воспитатель: Румянцева Е. Ю.
Санкт-Петербург
2016г.
Тема: “Синеглазая посуда!”
Цель: знакомство с народным промыслом на примере Гжели
Задачи:
- Развивать интерес к изучению народного промысла.
- Формировать способность рассматривать Гжельскую посуду, подмечая характерные её особенности и своеобразие.
- Развивать способность сравнивать и отличать Гжельскую керамику от другой посуды с похожими элементами рисунка.
- Закреплять знания о колорите, характерных элементах и их расположении на изделии.
- воспитание любви к родному краю, его истории и культуре.
Материал:
- полоски на цветовосприятие (от светло-голубого до тёмно-синего)
- Музыка:
“Ой ты, мама, дорогая…” (русская нар. песня)
вальс (Огинского)
- Иллюстрации с изображением Гжели.
- Изделия Гжельского промысла.
- Модели алгоритма Гжельского промысла.
- Модели для составления рассказа о посуде.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
(На столе стоит посуда, которая сверху накрыта)
Звучит русская народная песня “Ой ты, мама, дорогая…”
Воспитатель: “Синие птицы по белому небу
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки , быль или небыль
Изделии рук золотых!”
Ребята, кто из вас догадался, о какой росписи я прочитала вам это стихотворение? (ответы детей).
“Синяя сказка - глазам загляденье!
Словно весною капель
Ласка, забота, тепло и терпенье
Русская звонкая…….(Гжель)” (ответы детей на неоконченную фразу)
Ребята, а как вы догадались, что это Гжель? (ответы детей).
Ребята, а как вы думаете, бывает ещё посуда, у которой похожий рисунок, но это самая обычная посуда, которую люди используют каждый день, а не сказочные изделия народных умельцев? (ответы детей).
Сегодня я принесла вам разную посуду и поставила её на два стола, чтобы вы смогли её рассмотреть и сравнить. (открываю посуду).
Ой, ребята, кажется здесь побывал Торопыжка! И что же он натворил?! Перепутал всю посуду! Ребята помогите пожалуйста мне её снова расставить как надо. Как мы отличим с вами Гжельскую посуду от обычной? Какой фон у Гжельской посуды? Где расположен рисунок у Гжельской посуды? Какие узоры у Гжельской посуды? Какого цвета рисунок? Как умельцы получают этот цвет? Что особенное у Гжельской посуды? (ответы детей) Под музыку расставляем посуду.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №96 общеразвивающего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
С детьми старшей группы
ФГОС ДО
Образовательная область: Художественно - эстетическое развитие
«Сине-голубая Гжель»
Используемые технологии: здоровьесберегающие, моделирование, ТРИЗ, мнемотехника, ИКТ.
Воспитатель: Румянцева Е. Ю.
Санкт-Петербург
2016г.
Тема: “Сине-голубая Гжель”
Цель: знакомство с народным промыслом на примере Гжели
Задачи:
1) Развивать познавательный интерес к изучению народного промысла.
2) Формировать способность рассматривать Гжельскую посуду, подмечая характерные её особенности и своеобразие.
3) Развивать способность сравнивать и отличать Гжельскую керамику от другой посуды с похожими элементами рисунка.
4) Закреплять знания о колорите, характерных элементах и их расположении на изделии.
5) воспитание любви к родному краю, его истории и культуре.
Материал:
Музыка:
“Ой ты, мама, дорогая…” (русская нар. песня)
вальс (Огинского)
Изделия Гжельского промысла.
Модели для составления рассказа о посуде.
Дидактическая игра: “Составь узор”
полоски на цветовосприятие (от светло-голубого до тёмно-синего)
Ход непрерывной образовательной деятельности:
Звучит народная музыка “ой ты, мама, дорогая”
Воспитатель:
“Посмотрите!
Эти вещи нынче в гости
К нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир преданий
В мир России и добра.
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо-люди мастера! “
Ребята, эти изделия пришли к нам из Подмосковья и называются - Гжель!
Есть в России такое местечко
Где белая рощица , синяя речка .
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий
И светлеет вода родниковая
И дыхание ветра свежей
Расцветает Гжель васильковая
Незабудковая Гжель!
Ребята, как вы думаете, почему в стихотворении Гжель называется “васильковой” и “незабудковой”?
(ответы детей)
Я приглашаю вас в сине-голубую сказку!
Посмотрите, сколько здесь разной посуды!
Её можно использовать по-разному.
В эту посуду кладут чай , как её можно назвать?
(чайница, молочник, соусник, сливочник, сахарница, и т.д.)
Вся посуда разная , но в ней есть что-то общее.
Как вы думаете, что? (ответы детей )
Правильно! Вся посуда украшена сине-голубым узором на белом фоне. Называется эта посуда Гжельской! Давайте повторим это слово!
А сделана эта посуда на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель московской области .
Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад! Этот завод объединил мастерские в 30 сёлах в районе Гжели .
Из какой глины бывают изделия? (ответы детей)
В этом селе нашли белую глину и стали делать из неё изделия. Как называется посуда, которая сделана из глины? (ответы детей)
Посуда украшена лепными деталями, завитками вместо ручки, фигурками животных и людей.
Некоторые вазы похожи лебедя, плывущего по реке.
Какой узор выполнен на всех этих изделиях?
(ответы детей)
Какие цвета использует художник?
(ответы детей)
А откуда взялся этот цвет? Мастерам его подарила река Гжелка, синие полевые цветы, тень на белом-белом снегу!
Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях? (ответы детей)
Встречаются также геометрические орнаменты в виде сетки. (показ схем рисунков элементов Гжельской росписи )
Людям нравится эта посуда и они с удовольствием её покупают.
Особенно большим спросом она пользуется во многих крупных городах, в том числе и нашем!
У кого из вас есть дома такая же посуда?
Что именно? (ответы детей)
Воспитатель спрашивает, какое изделие, стоящее здесь им понравилось больше всего и почему?
Ребята, а вы обратили внимание, где расположен узор? (в центре) Почему?
С каких деталей крупных или мелких начинали расписывать изделие? Почему? (ответы детей)
(с крупных деталей, лепестков, стебля, листьев, бутона, а потом раскрашивали края, дно, ручки.
Их часто закрашивали полностью синей краской.
Ребята, а почему на изделии разные оттенки одного цвета? (ответы детей)
(психогимнастика “Кисть художника” (использование кисти руки, как импровизированной кисти художника) в сопровождении вальса.
составление дорожки из оттенков.
Да, ребята, насколько наш русский народ талантлив и трудолюбив! Какой любовью надо любить нашу землю, речку, цветы в поле , чтобы увидеть и создать такую красоту!
Вам нравится? Вы хотели бы научиться делать такую красоту? А сегодня давайте мы будем составлять узор на силуэте!
Дидактическая игра: “Составь узор”
(составление узора сопровождает звучание вальса Огинского)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Курсовая работа, которая поможет воспитателям в работе с детьми старшего дошкольного возраста по эстетическому воспитанию средствами нардного декоративно-прикладного искусства....
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.
сРАННЕГО ДЕТСТВА НЕОБХОДИМО ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С ИСТОКАМИ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ,.Дети с ЗПР С ТРУДОМ УСВАИВАЮТ ПРОГРАММУ ПОЭТОМУ ВСЕ ЗАНЯТИЯ ИДУТ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ....
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по ознакомлению с традициями русского народного творчества.
ознакомление с традициями русского народного творчества....
Конспекты для младшего дошкольного возраста по ознакомлению с народными промыслами весёлой игрушки Матрёшки .
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народно - прикладным искусством на примере Весёлой игрушки Матрёшки....
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Мастер класс Знакомство с русским народным промыслом “Гжельская роспись”, используя технику “Декупаж
laquo;Декупаж» (от французского decoupage —«то, что вырезано») — это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов, с последую...
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»
Тема по самообразованию: «Развитие социально-личностных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народными промыслами России»...