Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации краеведческого проекта «Я-златоустовец» «Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В конспекте НОД "Музыка моего города,.Илья Шатров "Валь с на сопках Маньчжурии" музыкальный руководитель рассказывает о музыкальном произведении композитора Ильи Шатрова, знакомит детей с творчеством композитора, с историей написания музыкального произведения. Дети слушают музыку на виниловой пластинке, в конце занятия исполняют Вальс на музыкальных инструментах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_vals_na_sopkah_manchzhurii.docx | 29.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в рамках реализации
краеведческого проекта «Я-златоустовец»
«Музыка моего города. Илья Шатров «Вальс на сопках Маньчжурии»
Старшая и подготовительная к школе группа
Цель: приобщить детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре через знакомство с классическим музыкальным произведением
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с творчеством композитора И.А.Шатрова;
- закреплять знания детей старшего дошкольного возраста о родном городе;
Развивающие:
- развивать потенциал детей через включение различные виды музыкальной деятельности;
- развивать умение исполнять пьесу на музыкальных инструментах по партитуре, приобщать детей к формированию совместного музицирования;
- развивать умение различать и сравнивать музыкальную пьесу в разном инструментальном исполнении (симфонический оркестр, русские народные инструменты);
Воспитательные:
- воспитывать интерес к музыкальной деятельности;
- воспитывать в детях активность, инициативность, самостоятельность;
Образовательные области:
«Художественно-эстетическое развитие» - создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всей деятельности; совершенствование умения передавать музыкальное настроение, музыкальный образ в движении; побуждение к проявлению творчества; развитие эстетического отношения к окружающему миру, воспитание любви к музыке.
«Познавательное развитие» - знакомство с музыкальной партитурой, закрепление знаний детей о музыкальных инструментах, в умении различать исполнение музыкального произведения разными инструментами.
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря, поддерживание речевой активности на протяжении всей НОД, способствование развитию диалогической речи.
«Социально-коммуникативное развитие» - развитие коммуникативных умений и навыков, установление дружеской взаимосвязи (педагог-дети, формирование готовности к совместной деятельности, воспитание чувства коллективизма, дружбы, взаимного уважения.
Оборудование: музыкальный центр, ноутбук, проектор, виниловая пластинка и музыкальный проигрыватель виниловых пластинок, музыкальные инструменты (барабаны, тарелки, металлофоны, свистулька, треугольники)
Предварительная работа:
Педагога:
- подбор музыкального материала, подбор информации;
- составление презентации и видео партитуры;
С детьми:
- Знакомство с виниловыми пластинками и проигрывателем в «Музыкальной ретро - гостиной».
- Экскурсия в городской краеведческий музей.
- Разучивание и проигрывание музыкальных произведений по видео партитурам.
- беседа с детьми о разновидностях оркестра, их составов, знакомство с инструментами народного оркестра, их звучанием. Слушание музыкальных произведений в различном исполнении.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал под фонограмму к песне «С чего начинается Родина», их встречает музыкальный руководитель. (слайд №1)
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Педагог под музыку читает стихотворение под музыку
Педагог: Я скажу “Россия…”
В этом слове синем
Шум ветров, шорох трав,
Шелест рощиц и дубрав,
В этом слове блещут росы,
Скрип снегов, метель, морозы,
В этом слове голос мамы,
Соловьиных трелей гаммы,
В нем я слышу смех друзей,
В нем улыбки теплых дней,
Это слово навсегда
Полюбила сердцем я.
Педагог: Ребята, а вы слышали когда-нибудь такие слова «Малая Родина». Как вы думаете, что они означают?
Дети отвечают на вопросы педагога (если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы)
Педагог: Правильно, я с вами согласна, малая Родина - это место где мы родились, и где живем. Сегодня на музыкальном занятии мы с вами отправимся в путешествие по нашему городу, а пойдем мы по старым улицам и тропинкам, и увидим много интересного
Возьмемся за руки друзья,
Пойдем искать мы неизведанные тайны…
Музыкально – ритмическое движение «Тропиночка – тропинка» (слайд 2 – 7) Дети под музыку двигаются разными видами движения: по кругу, прямо, налево, направо, по диагонали; по звуку музыкального инструмента, по смене слайда меняется ведущий.
Педагог: Где мы с вами остановились? Куда нас привела музыка.
Дети: это городская площадь (слайд №8)
Педагог: Да, по тропинке, по улицам нашего города мы с вами попали в район старого города, а что у нас здесь есть интересного.
Давайте посмотрим мы с вами направо
Что за памятник мы видим
Кто стоит на постаменте
Держит он в руках булат. (слайд №9)
Дети: памятник Павлу Петровичу Аносову
Педагог: А сейчас перед нами дом стоит
В нём экспонаты удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а (слайд №10)
Дети: музей
Педагог: Посмотри скорее вдаль
Что дружок ты увидал (слайд №11)
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!
Теперь скорее повернись
Гора Косотур перед нами стоит (слайд №12)
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке.
Много лет назад городская площадь выглядела вот так и называлась предзаводской площадью. (слайд№13)
Именно здесь и началась история нашего города. Садитесь, пожалуйста.
Дети проходят и садятся на стульчики
Педагог: А сегодня я хочу рассказать вам о человеке, который очень давно прославил наш город. Это дирижёр военного оркестра, музыкант, композитор Илья Алексеевич Шатров. Посмотрите, внимательно старый видеофильм о композиторе, дирижере военного оркестра.
Просмотр кинохроники «Вальс на сопках Маньчжурии»
Педагог: Ребята, а как вы думаете, что создал композитор Илья Алексеевич Шатров такого гениального? (если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы)
Педагог показывает детям виниловую пластинку и обращает внимание на проигрыватель. (слайд №14)
Педагог: Вы знаете, что это такое? (если дети внимательно смотрели видеоролик, то смогут ответить на вопрос) Да, это виниловая пластинка, на которую много лет назад записывали музыку, сейчас мы с вами, будем слушать музыку. Включаем проигрыватель…..
Звучит музыка Ильи Шатрова «Вальс на сопках Маньчжурии» в исполнении трио народных инструментов.
Педагог: Вам понравилось? А какие инструменты вы, ребята, услышали? (слайд №15)
Педагог слушает ответы детей если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы
Педагог: Замечательно. А как вы думаете, можно ли эту музыку сыграть на других музыкальный инструментах? (ответы детей)
А как еще можно передать настроение музыки?
Педагог слушает ответы детей если дети затрудняются ответить , педагог задает им наводящие вопросы
Педагог: Правильно я с вами согласна, мы с вами можем передать настроение музыки с помощью танца, пения, игрой на музыкальных инструментах. Сейчас я хочу предложить вам импровизацию «Вальса», девочки будут танцевать и передавать настроение музыки танца с помощью вот таких легких шарфиков. А мы с мальчиками передадим настроение музыки движением . Давайте попробуем…
Звучит «Вальс» дети исполняют импровизацию музыки с помощью танца.
Педагог: Спасибо вам большое, получилось очень красиво (дети садятся, педагог благодарит детей). А сейчас мы отдохнем и послушаем Вальс, но уже в исполнении большого симфонического оркестра.
Звучит «Вальс на сопках Маньчжурии» в исполнении симфонического оркестра.
Педагог: А эта музыка вам, ребята, понравилась? (ответы детей) А этот «Вальс» похож на тот, который мы с вами танцевали? (ответы детей) Правильно, только здесь звучали совсем другие инструменты, это исполнение большого симфонического оркестра. (слайд №16). А вы, хотите быть музыкантами и исполнить «Вальс» на музыкальных инструментах. (ответы детей)
Давайте подумаем вместе, как мы будем играть, посмотрите партитуру и послушайте еще раз «Вальс на сопках Маньчжурии»:
- что будут играть барабаны? Да, первую часть, где музыка более торжественная
- что будут играть треугольники? Правильно вторую часть, там музыка более нежная
- тарелочки хорошо слышно в третьей части, потому что музыка звучит громче, а дальше музыка очень певучая, как вы думаете какой инструмент мы можем добавить? Правильно, металлофон, а ещё я предлагаю, вам добавить … треугольники и птичку – свистульку (педагог показывает детям птичку – свистульку) она украсит нашу музыку.
Сейчас внимание на экран, на партитуре вы увидите, когда должны играть ваши инструменты.
Дети берут инструменты, Педагог расставляет детей, все вместе исполняют «Вальс».
Педагог: Молодцы у нас все получилось, а вам понравилось?.
На занятии мы сегодня с вами познакомились с новым музыкальным произведением, которое, как оказалось было написано очень - очень давно в нашем городе композитором Ильей Шатровым. Давайте еще раз все вместе проговорим название «Вальс на сопках Маньчжурии». Узнали, что раньше музыку записывали на виниловые пластинки. Ну и конечно, придумали, исполнили красивый Вальс на музыкальных инструментах, мы его с вами доработаем и сыграем во время «Музыкальной гостиной» на празднике 9 мая для наших гостей. Спасибо вам, ребята!
-
Список литературы
1. Златоустовская энциклопедия: В 2 т./ Ред.-сост. А. В. Козлов, Н. А. Косиков, В. В. Чабаненко. — Златоуст, 1997 г.
2. Сборник дидактических и методических материалов "Я - Златоустовец". Дошкольное образование. – Златоуст, 2013 г.
3. Я – златоустовец. Дошкольное образование: методическое пособие. – Златоуст, 2013 г. – 76 с.
4. Верзаков «Книга о Златоусте»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках образовательной области «Музыка» Тема: « Путешествие на чудо остров»
Развитие координации речи с движениями.Развитие силы голоса, певчего голоса, физиологического дыхания. Развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти.Развитие мелкой моторики, двигател...
Конспект Непосредственно - образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание» «Свойства воды и воздуха»
Формирование первых навыков рационального природопользования в процессе экспериментирования....
Мультимедийная разработка непосредственно-образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Познание»
На данном занятии научность изложения содержания образования воспитанников реализовывалась через активизацию словаря, приобщение к миру взрослого. ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественное творчество» группа раннего возраста «Снег, снег кружится...»
Программное содержание НОД соответствует виду, типу и теме :Вид НОД – художественное творчество.Тип НОД – интегрированное.Тема – «Снег, снег кружится...» Структура НОД:ü...
«Примерный план – конспект непрерывно - непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации тематической недели: «Безопасность на дороге» тема: «Наша улица»
Тема: «Наша улица»Возрастная группа: старшаяОбразовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстет...
КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"
Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника»
Технологии исследовательской деятелльности дошкольников для детей старшей 5-6 лет. Тема "Его величество Электричество"...