Конспект непосредственной образовательной деятельности В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Технологии исследовательской деятелльности дошкольников для детей старшей 5-6 лет. Тема "Его величество Электричество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_ek.docx | 25.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Аксайского района детский сад общеразвивающего вида
второй категории №8 «МАЛЫШ»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
В рамках познавательно-ориентированного проекта «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольника» с использованием
Технологии исследовательской деятельности дошкольников.
для детей старшей группы 5-6 лет
на тему: «Его величество - электричество»
Стрельцовой Светланы Ивановны
воспитателя первой
квалификационной категории
2020г
Формирование целостной картины мира
«Его величество - электричество»
Основной вид детской деятельности: познавательная, исследовательская
Форма проведения мероприятия: игровая
Используемые образовательные технологии: технология исследовательской деятельности, информационно – коммуникативные технологии, личностно – ориентированная технология.
Цель: расширение и обобщение представлений детей об электричестве и его использовании через организацию опытно - экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
• Уточнить представления об электричестве;
• Познакомить детей с причиной возникновения и проявления электричества;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
• Учить оценивать поступки на основе важности бережного отношения к здоровью человека.
• Формировать навыки логического мышления во время исследовательской деятельности, навыки анализа и умение делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность;
• Воспитывать умение вести диалог, работать в коллективе;
• Воспитывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Развивающие:
• Развивать интерес к окружающему миру;
• Развивать наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Планируемый результат: дети систематизируют и закрепят знания об электричестве и его использовании в жизни человека.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов, рассматривание остановившихся часов в группе, написание письма Фиксикам.
Оборудование: магнитофон, интерактивная доска, веревка, тарелочки, пластмассовые линейки, фольга, бумага, кусочки шерстяной ткани, воздушные шары, дидактическая игра «Что есть? Что было?», письмо от Фиксиков, плакат с «Помогатором», разноцветные ладошки для рефлексии.
Ход мероприятия
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Дети встают в полукруг
Воспитатель:
Знаем мы с детства
Слова очень мудрые
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро, хороший мой друг!
Доброе утро всем людям вокруг!
Доброе утро небу и птицам!
-Доброе утро улыбчивым лицам!
Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер! Особенно для наших детей, ведь они пришли в детский сад играть, общаться и узнавать много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята! Я вам сейчас загадаю загадку, а ответ на нее подскажет нам тему нашего занятия. Слушайте внимательно.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это ...
Ответ: Электричество
Воспитатель: Правильно, ребята. Это его величество – электричество или его еще называют электрический ток. Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы. Маленькие частички называются электронами.
Воспитатель: Как называются маленькие частички? (ответы детей, индивидуальное и хоровое повторение)
БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ
Воспитатель: Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (ответы детей)
Воспитатель: Я сейчас вам объясню. Давайте посмотрим на доску. Вы видели, как течёт вода в реке? Так вот, электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам маленькие-премаленькие частицы – электроны. И течёт эта электрическая река по проводам в определённом направлении. Вырабатывают электрический ток большие мощные электростанции. Затем ток очень высокого напряжения течёт по толстым проводам высоковольтной линии. Потом попадает на специальные подстанции, которые снижают его напряжение. И только после этого по обычным проводам электричество перетекает в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Как вы думаете, а в природе можно встретить электричество? (Ответы детей.) Кто во время грозы видел молнию? Разряд молнии — это разряд электричества. Посмотрите на фотографии. (Демонстрация слайда из презентации или иллюстрации.) У молнии очень мощный электрический разряд, он опасен для жизни человека. Деревья притягивают молнии, через них и через землю разряд может попасть в наше тело и причинить большой вред здоровью. Поэтому нельзя во время грозы прятаться под деревьями.
(Демонстрация слайдов).
БЕСЕДА ОБ ЭЛЕКТРОПРИБОРАХ
Воспитатель: Электроприборы наши верные помощники. Это сложные устройства, которые питаются электричеством и выполняют самую разнообразную домашнюю работу. Одни стирают белье, другие помогают на кухне, третьи собирают пыль, четвертые сохраняют продукты и т.д. Электроприборы сберегают наше время и силы. Представьте, что вдруг из дома исчезли бы все электроприборы. Насколько труднее пришлось бы тогда людям!
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ЕСТЬ, ЧТО БЫЛО»
Воспитатель: Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества. Поиграем в ИГРУ «Что есть, что было».
Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Мальчики, возьмите любую карточку с изображением бытовой техники. А вы, девочки, карточку с изображением предмета, которым пользовались раньше, и найдите пару.
Дети берут карточку с изображением электроприбора и подбирают пару:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина — игла.
Воспитатель: Молодцы! С заданием справились. Вы увидели, как было раньше, порадовались, как стало удобно сейчас. Но электричество таит в себе опасность.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Письмо от фиксиков
Воспитатель: Ребята, это же письмо от Фиксиков. Помните, мы с вами писали письмо Фиксикам и просили их отремонтировать наши часы. Вот мы получили от них ответ.
Кто такие Фиксики? Это такие вымышленные персонажи, которые живут в электроприборах, ухаживают за ними, ремонтируют, а значит продлевают жизнь приборам, а Фиксики в свою очередь питаются энергией от этих приборов. Фиксики помогают приборам, а приборы Фиксикам.
Давайте прочитаем письмо.
«Привет, ребята! Мы получили ваше письмо, в котором вы просили отремонтировать часы в вашей группе. Теперь все в порядке, ваши часы опять работают. Вы не будете опаздывать на обед после прогулки, во время будете ложиться спать.
Нам очень понравилось в вашей группе. У вас столько много игрушек. Нолику очень понравилось играть на металлофоне. Дедус рассмотрел ваши книги. И даже успел нам прочитать сказку, пока мы разбирались с вашими часами. Там все оказалось просто. Нужно было правильно вставить батарейку.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)
Воспитатель: Да, когда правильно вставляешь батарейку, через часы идет электрический ток. Поэтому они показывают верное время. Ребята, в батарейках живёт неопасное электричество.
Воспитатель: Ребята, но есть бытовые электроприборы, в которых живет опасное электричество? Какие это электроприборы, вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель: А чем оно опасно, вы тоже знаете? (ответы детей)
Воспитатель: Но каждый из вас должен знать и помнить, как правильно обращаться с электричеством, как пользоваться электроприборами, чтобы не было беды.
Посмотрите маленький мультфильм и запомните некоторые правила безопасности:
- Не дотрагивайся до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- Пользуйся только исправными электроприборами! Не оставляй их включёнными без присмотра!
- Не играй с розетками!
- Уходя из дома, гаси свет и отключай электроприборы!
- Не оставляй включённую плиту без присмотра. Не включай её без необходимости!
А главное правило пользования электроприборами для дошкольников – нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Давайте прочитаем дальше.
«Ой, чуть не забыли. На вашем магнитофоне мы услышали нашу любимую песню. Мы на всякий случай тоже его проверили. С вашим магнитофоном все в порядке. Так что можете слушать песни и танцевать».
Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем! (Физминутка «Помогатор»)
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Воспитатель: Ребята, Фиксики приготовили для нас сюрприз. Смотрите, около окон стоят столы. на них лежат какие – то предметы. С помощью этих предметов мы научимся ловить неопасное электричество. Такое электричество тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе и, если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Если согласны, то предлагаю вам превратиться в волшебников.
Произнесите все вместе слова: раз, два, три, четыре, пять – хочу волшебником я стать. (дети произносят волшебные слова)
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию, где вы научитесь ловить доброе электричество. Теперь мы с вами научные сотрудники, старшие и младшие. Вы – младшие, а я профессор электрических наук.
Воспитатель: в нашей экспериментальной лаборатории необходимо выполнять правила безопасности, ведь некоторые предметы могут быть опасны при неосторожном обращением с ними. Ребята, так как вы еще маленькие, мы будем работать только с неопасным электричеством. Есть электричество опасное, а есть электричество и неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его «поймать», то с ним можно очень интересно поиграть. Закрывайте глазки, покружитесь вокруг себя три раза и смотрите, где мы оказались. В стране «Волшебных предметов», там мы и узнаем, где прячется неопасное электричество.
ОПЫТ 1
Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.
Воспитатель: Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (Нет)
Как же заставить бабочек притянуться к палочке? Предположения детей.
Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками? (Бабочки притянулись к палочке)
Как же палочка стала электрической? (Её натёрли кусочком ткани)
А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?
Вывод: электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани. Молодцы вы поймали электричество.
Воспитатель: А теперь попробуем сделать другие предметы волшебными.
ОПЫТ 2
Перед детьми на лоточках конфетти и пластмассовые линейки.
Воспитатель: Ребята, прикоснитесь линейкой к конфетти. Что произошло с конфетти? Предположения детей.
Воспитатель: Возьмите линейки и потрите их о волосы. Поднесите линейки к конфетти. Что произошло? Ответы детей.
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать линейки о волосы, они стали электрическими, наэлектризовались.
Воспитатель: Это электричество опасно, как вы думаете?
Ответы: Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.
ОПЫТ 3
На полу разноцветные шарики.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой красивый шарик ! Давайте мы попробуем прикрепить бабочки и конфетти к шарику. (дети пытаются прикрепить , но у них ничего не получается)
Воспитатель: Ребята, почему этот шарик не прикрепляет бабочки? Как ты думаешь Савелий ? А ты Милана ? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это можно сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к бабочкам той стороной, которой натирали. Попробуйте. Дети пробуют. Если у кого-то не получается опыт, предложу помочь тому ребенку который уже справился с заданием.
Воспитатель: Вот и наши шарики с бабочками , они стали волшебными.
Вывод: Это произошло из-за того, что в ваших волосах живет электричество - и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы.
ИТОГ
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками? Что мы с вами узнали об электричестве? (Бывает опасное и неопасное). За это огромное спасибо Фиксикам. Что больше всего понравилось вам? Что нового вы узнали? О чем расскажите мамам и папам?
РЕФЛЕКСИЯ
Давайте поблагодарим Фиксиков за часы, которые они починили и за интересные открытия в лаборатории.
Вы знаете, что у Фиксиков есть вот такой знак – ручка – растопырка. Ладонь с тремя растопыренными пальцами. Иногда это жест приветствия, но чаще всего это знак хорошо проделанной работы.
Я предлагаю вам каждому оценить свою работу. У меня разноцветные ладошки. Зеленый цвет, если считаете, что отлично сегодня поработали, и вам было интересно, желтый, если не очень хорошо и будете в дальнейшем стараться, и красный, если совсем недовольны своими ответами или вам было скучно.
Дети разбирают ладошки.
Воспитатель: Конечно же, вы активно отвечали на вопросы, с интересом выполняли сложные задания, поэтому у нас зеленые ладошки! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Думаю, что дома вы расскажете своим близким, какие опыты мы сегодня делали с вами на занятии. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»МБДОУ "Детский сад "Сеспель". Разработала воспитатель:Чаховская Любовь ИвановнаЧувашская РеспубликаБезопас...
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
краткосрочный проект для старшей группы...
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусло...
Проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
В жизни всякое может случитьсяНаводнение, буря, пожар,В лесу мы можем заблудитьсяИ солнечный схватить удар.Опасностей в мире много:Аварий на дорогах,Растения несъедобные...
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Формировать у детей осознанное выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта...
Краткосрочный проект «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников» в старшей группе"
Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного...