Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава» для детей старшего возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«Где казак – там и слава»
Воспитатель: А.В.Рыбалко
Г. Пролетарск
2024г.
Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава»
для детей старшего возраста.
Цель: формирование гражданина-патриота.
Задачи
воспитывающие:
- Воспитание чувства гордости за вклад донского казачества в победу над фашизмом.
- Формирование понимания сопричастности с современной жизнью казачества.
развивающие:
- Развитие интереса к истории донского казачества.
- Творческая самореализация воспитанников посредством участия в танцевальном номере, театрализации, играх.
- Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
обучающие:
- Дать знания о роли донского казачества в ходе Второй мировой войны.
- Изучить этнографические особенности быта казаков, воспитания будущих защитников Отечества.
- Рассмотреть парадную форму казачьего атамана, выявить функциональное назначение каждого элемента одежды.
Форма мероприятия
Тематическая программа с элементами театрализации.
Ход мероприятия
Воспитанники рассаживаются по стульям, приглушается освещение. Становится тихо. Открывается занавес. В казачью комнату входят мать с сыном (воспитатель и воспитанник)
Сын : В чей дом мы пришли?
Мать: Попробуй догадаться сам, кому принадлежит эта комната? Сын: Давай просто позовем хозяина!
Мать: Не надо! Просто рассмотри все вокруг и попытайся догадаться сам!
Мальчик обходит комнату и останавливается напротив дальней стены. Рассуждает вслух.
Сын: Шашка… Хозяин, наверное, военный… А это что? (показывает на конскую сбрую)
Мать: Конская сбруя. Сын: Понятно.
Мать: Как думаешь, зачем фотографии?
Сын: Это, наверное, любимые родственники, а, может, друзья! Какая странная шапка! (разглядывая папаху)
Мать: Ты все верно подметил. Кто же хозяин этой комнаты? Сын: Не знаю! (разводит руками)
Мать: Мы находимся в комнате казака. Сын: А кто такие казаки?
Мать: Много лет и даже столетий назад на Руси мужчин, которые убегали от хозяина и селились на границе Руси, называли казаками.
Сын: А чем они занимались?
Мать: Ты правильно заметил, что они все были с оружием. Казаки защищали границы российского государства.
Сын: Как пограничники?
Мать: Да, как пограничные войска. А еще они защищали свою семью, уважали и слушались пожилых людей.
Сын: А как становились казаками?
Мать: Очень интересный вопрос! Когда в семье казака рождался сын, то ему в люльку клали кинжал – острый военный нож – и катали в седле коня. До семи лет мальчик воспитывался на женской половине хаты в общей комнате с детьми. Использовалось много пословиц и поговорок. Например, когда кто- то плакал, говорили: «Казак никогда не плачет», «Терпи, казак, атаманом будешь». А когда ребенок боялся чего-нибудь, говорили: «Казак ничего не боится», «Казак в беде не плачет». С восьми лет казачонка учили джигитовке, почти цирковой езде на коне, обращению с саблей, кинжалом, как ходить в разведку, как рубить врага в атаке. Посмотри, конская сбруя всегда на почетном месте, потому что конь для казака – это верный друг.
Люди говорили: «Казак без службы – не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага ищет», «Казак на службе, как орел в небе», «Где казак, там и слава».
Казак считался воином, он мог ходить в военные походы с 16 лет. Каждый казак должен был иметь полное воинское снаряжение: коня, оружие, одежду.
Сын: Ой, кто-то идет!
Мать: Посмотри, пришел самый настоящий казак.
- Здравствуйте, ребята! Мне хочется рассказать вам, как донские казаки участвовали в ВОВ, а затем подробно расскажу о своей одежде и снаряжении, для чего оно.
- ВОВ – очень страшная и жестокая война! Но она лишь часть Второй мировой войны, в которой участвовали все страны мира. (воспитание и развитие должно быть опережающим, чтобы был прогресс) Война началась в июне 1941 года, и уже через месяц на Кубани стали создаваться отряды казачьего ополчения – те казаки, которых не взяли в армию, сами создавали отряды и шли на фронт бить фашистов. Через два года, осенью 1943 года кубанские казаки обратились к Верховному главнокомандующему (Сталину) с просьбой создать казачью дивизию.
Фашисты очень боялись казаков и называли их «сталинскими головорезами».
- Многие граждане нашего Донского края хотят быть такими же, как их предки казаки – защитниками своей отчизны. Поэтому вновь были созданы казачьи войска. Казаки поддерживают порядок на улицах, охраняют граждан во время праздников, охраняют леса от вырубки и поджогов и многое другое.
- А теперь посмотрите на мою форму и обмундирование.
Мать: Когда наши войска были в городе Берлине, то российский журналист увидел такую картину: на площади города молодая девушка регулирует движение военной техники, едут танки, движется артиллерия и вдруг появляются казаки на конях. Девушка-регулировщица сразу остановила движение техники и через площадь проезжают казаки, а все люди с уважением смотрят на них. Так появились стихи, а позднее и музыка , на песню «Казаки в Берлине» (звучит песня, дети исполняют танец на военный сюжет, рассаживаются по своим местам).
Сын: Казаки только воевали?
Они много играли, и сейчас мы тоже поиграем. Ребята, сидящие слева, команда - ?, справа – другая команда ?. А мы с тобой узнаем, как внимательно они нас слушали. Ребята будут отгадывать загадки. Кто знает ответ, поднимает руку.
«В голове не будет страха, если есть на ней….(папаха)
«Кому плащ, кому тужурка, казаку – казачья…. (бурка), ну, а если командир, полагается - …(мундир)»
«Он, как ветер, как огонь, лучший друг – любимый … (конь)»
«Величава и красива у коня бывает …..(грива)»
«Чтобы сильно не трясло, нужно к лошади …(седло)» Подводятся итоги конкурса загадок.
Сын: В каждой команде должен быть командир или атаман. Кто это будет?
Мать: А я сейчас сама решу, кто будет атаманом. Вот на кого одену папаху, тот и атаман! (подходит к командам и определяет командира)
Мать: Нужен конкурс для атаманов. А конкурс такой – кто выше подбросит папаху, тот и победил.
Сын: Ой, как же мы высоту будем измерять? (разводит руками и задумчиво смотрит в потолок)
Мать: Измерять не будем. У кого папаха первой шлепнется на пол, тот и проиграл.
Сын: А можно один тренировочный бросок? Мать: Можно!
Проводится конкурс командиров, подводятся итоги. Сын: Что-то остальные казаки заскучали…
Мать: А сейчас мы конкурс проведем для них!
Выносят плетень. В четырех метрах от него на пол кладут 2 обруча на расстоянии двух метров.
Мать: Смотри, сейчас я покажу, что нужно делать. Стань тут, ты – команда, я – атаман, а это моя эстафетная палочка.
«Атаман» одевает на голову папаху, по хлопку бежит к обручу , становится в него, поворачивается лицом к команде и произносит слова: так делает мальчик-казак (выполняет танцевальное движение, выкрикивая «Ух!»), а так делает девочка-казачка (выполняет другое танцевальное движение, выкрикивая «Эх!»), затем бежит вокруг плетня, подбегает к команде, одевает папаху на голову следующему участнику, передав тем самым эстафету.
После окончания эстафеты подводятся итоги, победителям вручается приз – походная еда казаков – связка бубликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.
В прошлом году, работая на старшей группе я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили ...
конспект занятия "В гости к елочке" с элементами оздоровления" для детей старшего возраста
Укрепление здоровья детей - непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего человека. здоровый ребенок - как правило, жизнерадостный, активный, любоз...
Конспект занятия с интеграцией образовательных областей по экологическому развитию для детей старшего возраста. «Путешествие Капитошки»
Занятие актуально для воспитателей работающих с детьми старшего дошкольного возраста. Занятие направлено на закрепление материала о свойствах воды и её агрегатных состояниях....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесбережения, для детей старшего возраста на тему: «Волшебная сила воды»
Конспект занятия "Волшебная сила воды"...
Конспект занятия по теме: «1 апреля - Международный день птиц» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по теме:«1 апреля - Международный день птиц»для детей старшего дошкольного возраста.Цели:1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о ни...
Конспект занятия На тему: «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое занятие в старшей группе на тему "День Славянской письменности". Знакомство детей с историей появления письменности....