Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава» для детей старшего возраста.
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 «Лесная сказка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
«Где казак – там и слава»
Воспитатель: А.В.Рыбалко
Г. Пролетарск
2024г.
Конспект занятия на тему: «Где казак – там и слава»
для детей старшего возраста.
Цель: формирование гражданина-патриота.
Задачи
воспитывающие:
- Воспитание чувства гордости за вклад донского казачества в победу над фашизмом.
- Формирование понимания сопричастности с современной жизнью казачества.
развивающие:
- Развитие интереса к истории донского казачества.
- Творческая самореализация воспитанников посредством участия в танцевальном номере, театрализации, играх.
- Развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
обучающие:
- Дать знания о роли донского казачества в ходе Второй мировой войны.
- Изучить этнографические особенности быта казаков, воспитания будущих защитников Отечества.
- Рассмотреть парадную форму казачьего атамана, выявить функциональное назначение каждого элемента одежды.
Форма мероприятия
Тематическая программа с элементами театрализации.
Ход мероприятия
Воспитанники рассаживаются по стульям, приглушается освещение. Становится тихо. Открывается занавес. В казачью комнату входят мать с сыном (воспитатель и воспитанник)
Сын : В чей дом мы пришли?
Мать: Попробуй догадаться сам, кому принадлежит эта комната? Сын: Давай просто позовем хозяина!
Мать: Не надо! Просто рассмотри все вокруг и попытайся догадаться сам!
Мальчик обходит комнату и останавливается напротив дальней стены. Рассуждает вслух.
Сын: Шашка… Хозяин, наверное, военный… А это что? (показывает на конскую сбрую)
Мать: Конская сбруя. Сын: Понятно.
Мать: Как думаешь, зачем фотографии?
Сын: Это, наверное, любимые родственники, а, может, друзья! Какая странная шапка! (разглядывая папаху)
Мать: Ты все верно подметил. Кто же хозяин этой комнаты? Сын: Не знаю! (разводит руками)
Мать: Мы находимся в комнате казака. Сын: А кто такие казаки?
Мать: Много лет и даже столетий назад на Руси мужчин, которые убегали от хозяина и селились на границе Руси, называли казаками.
Сын: А чем они занимались?
Мать: Ты правильно заметил, что они все были с оружием. Казаки защищали границы российского государства.
Сын: Как пограничники?
Мать: Да, как пограничные войска. А еще они защищали свою семью, уважали и слушались пожилых людей.
Сын: А как становились казаками?
Мать: Очень интересный вопрос! Когда в семье казака рождался сын, то ему в люльку клали кинжал – острый военный нож – и катали в седле коня. До семи лет мальчик воспитывался на женской половине хаты в общей комнате с детьми. Использовалось много пословиц и поговорок. Например, когда кто- то плакал, говорили: «Казак никогда не плачет», «Терпи, казак, атаманом будешь». А когда ребенок боялся чего-нибудь, говорили: «Казак ничего не боится», «Казак в беде не плачет». С восьми лет казачонка учили джигитовке, почти цирковой езде на коне, обращению с саблей, кинжалом, как ходить в разведку, как рубить врага в атаке. Посмотри, конская сбруя всегда на почетном месте, потому что конь для казака – это верный друг.
Люди говорили: «Казак без службы – не казак», «Мужик врага ждет, а казак врага ищет», «Казак на службе, как орел в небе», «Где казак, там и слава».
Казак считался воином, он мог ходить в военные походы с 16 лет. Каждый казак должен был иметь полное воинское снаряжение: коня, оружие, одежду.
Сын: Ой, кто-то идет!
Мать: Посмотри, пришел самый настоящий казак.
- Здравствуйте, ребята! Мне хочется рассказать вам, как донские казаки участвовали в ВОВ, а затем подробно расскажу о своей одежде и снаряжении, для чего оно.
- ВОВ – очень страшная и жестокая война! Но она лишь часть Второй мировой войны, в которой участвовали все страны мира. (воспитание и развитие должно быть опережающим, чтобы был прогресс) Война началась в июне 1941 года, и уже через месяц на Кубани стали создаваться отряды казачьего ополчения – те казаки, которых не взяли в армию, сами создавали отряды и шли на фронт бить фашистов. Через два года, осенью 1943 года кубанские казаки обратились к Верховному главнокомандующему (Сталину) с просьбой создать казачью дивизию.
Фашисты очень боялись казаков и называли их «сталинскими головорезами».
- Многие граждане нашего Донского края хотят быть такими же, как их предки казаки – защитниками своей отчизны. Поэтому вновь были созданы казачьи войска. Казаки поддерживают порядок на улицах, охраняют граждан во время праздников, охраняют леса от вырубки и поджогов и многое другое.
- А теперь посмотрите на мою форму и обмундирование.
Мать: Когда наши войска были в городе Берлине, то российский журналист увидел такую картину: на площади города молодая девушка регулирует движение военной техники, едут танки, движется артиллерия и вдруг появляются казаки на конях. Девушка-регулировщица сразу остановила движение техники и через площадь проезжают казаки, а все люди с уважением смотрят на них. Так появились стихи, а позднее и музыка , на песню «Казаки в Берлине» (звучит песня, дети исполняют танец на военный сюжет, рассаживаются по своим местам).
Сын: Казаки только воевали?
Они много играли, и сейчас мы тоже поиграем. Ребята, сидящие слева, команда - ?, справа – другая команда ?. А мы с тобой узнаем, как внимательно они нас слушали. Ребята будут отгадывать загадки. Кто знает ответ, поднимает руку.
«В голове не будет страха, если есть на ней….(папаха)
«Кому плащ, кому тужурка, казаку – казачья…. (бурка), ну, а если командир, полагается - …(мундир)»
«Он, как ветер, как огонь, лучший друг – любимый … (конь)»
«Величава и красива у коня бывает …..(грива)»
«Чтобы сильно не трясло, нужно к лошади …(седло)» Подводятся итоги конкурса загадок.
Сын: В каждой команде должен быть командир или атаман. Кто это будет?
Мать: А я сейчас сама решу, кто будет атаманом. Вот на кого одену папаху, тот и атаман! (подходит к командам и определяет командира)
Мать: Нужен конкурс для атаманов. А конкурс такой – кто выше подбросит папаху, тот и победил.
Сын: Ой, как же мы высоту будем измерять? (разводит руками и задумчиво смотрит в потолок)
Мать: Измерять не будем. У кого папаха первой шлепнется на пол, тот и проиграл.
Сын: А можно один тренировочный бросок? Мать: Можно!
Проводится конкурс командиров, подводятся итоги. Сын: Что-то остальные казаки заскучали…
Мать: А сейчас мы конкурс проведем для них!
Выносят плетень. В четырех метрах от него на пол кладут 2 обруча на расстоянии двух метров.
Мать: Смотри, сейчас я покажу, что нужно делать. Стань тут, ты – команда, я – атаман, а это моя эстафетная палочка.
«Атаман» одевает на голову папаху, по хлопку бежит к обручу , становится в него, поворачивается лицом к команде и произносит слова: так делает мальчик-казак (выполняет танцевальное движение, выкрикивая «Ух!»), а так делает девочка-казачка (выполняет другое танцевальное движение, выкрикивая «Эх!»), затем бежит вокруг плетня, подбегает к команде, одевает папаху на голову следующему участнику, передав тем самым эстафету.
После окончания эстафеты подводятся итоги, победителям вручается приз – походная еда казаков – связка бубликов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста.
В прошлом году, работая на старшей группе я познакомила ребят с навой техникой рисования - "НАБРЫЗГИ" Нам так понравилось работать, используя эту технику, что потренеровавшись 5 занятий, решили ...
конспект занятия "В гости к елочке" с элементами оздоровления" для детей старшего возраста
Укрепление здоровья детей - непременное условие их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего человека. здоровый ребенок - как правило, жизнерадостный, активный, любоз...
Конспект занятия на тему «Профессии» по методике Н. Зайцева для детей среднего возраста.
Конспект занятия на тему «Профессии» по методике Н. Зайцева для детей среднего возраста. Обучение чтению по кубикам Н. Зайцева...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с использованием здоровьесбережения, для детей старшего возраста на тему: «Волшебная сила воды»
Конспект занятия "Волшебная сила воды"...
Конспект занятия по теме: «1 апреля - Международный день птиц» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по теме:«1 апреля - Международный день птиц»для детей старшего дошкольного возраста.Цели:1) Закрепить с детьми названия перелётных птиц, стремление больше узнать о ни...
Конспект занятия На тему: «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста
Тематическое занятие в старшей группе на тему "День Славянской письменности". Знакомство детей с историей появления письменности....