Конспект занятия На тему: «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Клюшникова Наталья Юрьевна

Тематическое занятие в старшей группе на тему "День Славянской письменности". Знакомство детей с историей появления письменности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Конспект   занятия  

На тему: «День славянской письменности и культуры»

для детей старшего дошкольного возраста

                                   

       

Цель:

 Воспитывать любовь к Родине, уважение к народным традициям.

Задачи:

 

- дать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

- познакомить со старославянским алфавитом;

- формировать у детей представления о сходстве и различии современной и славянской азбук;

- формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру.

Методы и приемы:

Активация деятельности различных анализаторов:

словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ, вопросы проблемного характера)

игровые (подвижные, сюрпризный момент)

практические (занимательные упражнения, чтение пословиц, стихотворений, динамическая пауза, рефлексия)

Оборудование:

Демонстрационный: Азбука, компьютерная презентация, камень, береста, мелки восковые, листы бумаги, выставка книг, магниты, 2 доски магнитные, буквы алфавитов (русский и кириллица).

 

Предварительная

работа

Познавательное развитие

 

Разучивание стихотворений и пословиц по теме.

Ход.

(Слайд 2)Звучит праздничный колокольный звон.

Воспитатель:

По широкой Руси нашей, матушке,

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

(Слайд 3)-  Ежегодно 24 мая России отмечается День славянской письменности и культуры. Мы решила вам сделать сюрприз.

(Выносит букварь) (Слайд 4)

Вопросы детям:

-  Что это? (книга, Азбука)

- Для чего она нужна? (дети учат по ней буквы, учатся читать)

- Все буквы вместе как называются (алфавит)

Ребенок читает стих:

       Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!

Букв есть множество вокруг, учат их все дети.

Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!

Вопросы детям:

- Зачем нам нужны буквы? (мы можем общаться друг с другом на расстоянии написать письмо, узнать новое из книг и журналов)

-А как появились буквы? Сейчас я расскажу о том, как появилась письменность.

Рассказ воспитателя:

Давно древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. Это были первые шаги человека к созданию письменности. (Слайд 5-6)

Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. (Слайд 7-8-9)

- Вот и у нас есть камень из прошлого. Давайте как древние люди попробуем оставить какое-нибудь послание.

(В зале большой камень. Дети на нем пытаются высечь знак)

- Легко ли написать сообщение и доставить его по назначению? (нет, он тяжелый, выбивать рисунок трудно и долго)

Правильно, поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Люди стали писать заострёнными палочками – их называли писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту.  (Слайд 10-11)

Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага (Слайд 12)

Вот такая история появления письменности.

- А я хочу рассказать вам как появилась азбука.

Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. (слайд 13) Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья.  В их азбуке было 44 буквы. (слайд 14-15-16)

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры. Каждый год, 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия. (слайд 17-18)

Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя- Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита (слайды 19-20).

Книги на Руси   делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных — целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди. (слайд 21-22 )

         Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать. (слайд 23)

Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв   напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой», «слово». (слайд 24-25)

Физминутка

Ребята, а у вас есть имена? Давайте поиграем?

-У кого имя начинается на букву «А» - потопаем, у кого имя начинается на «Б»- хлопаем, все остальные попрыгаем…

 Игра-задание «Напечатай букву»

Давайте, ребята, на листках мы напечатаем первую букву своего имени.

Рассказ воспитателя:

   - Первая бука древнего алфавита называлась «Аз»  вторая - «Буки». Попробуйте их сложить и посмотрите, что получится. (слайд 26)

(дети складывают написанные на бумаге слоги)

Получилось слово «АЗБУКА».

 В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний. (слайд 27)

- Ребята, а Вы знаете пословицы о пользе учения?

Чтение пословиц и поговорок  детьми об учении

 (Дети рассказывают пословицы об учении) (слайд 28)

Не пером пишут — умом.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Побольше грамотных, поменьше дураков.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

Божьей волей свет стоит, наукой люди живут.

Без муки нет и науки.

Ничего не мыслить – век киснуть. 

Рассказ воспитателя

 Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учим алфавит сейчас. (слайд 29)

 Славянские буквы гораздо сложнее и труднее русских, для их запоминания нужно было больше времени и усилий, чем для запоминания русских.  

Игра «Разбери буквы» (слайд 30)

(выбирается 10 детей. Задание разобрать буквы Кириллицы и современного алфавита по своим азбукам)

Рассказ воспитателя:

Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, другие заменили. И наш алфавит теперь выглядит так (слайд 31) 

А буквы мы учим теперь вот по таким букварям (слайд32)

(Дети читают стихи) (Слайд 33)

 Буквы каждому нужны,

Буквы каждому важны,

Формируем из них слово,

А из слова будет речь!

Не писать и не читать

Люди б не умели,

Если б не было букв,

Не было б общенья.

Два брата Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам,

Что научили нас читать!

(слайд 34)- Мы бесконечно благодарны святым Кириллу и Мефодию за то, что они создали славянскую азбуку. Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Перед тем как книга приходит в наш дом, многие люди вкладывают свой труд для создания этой книги, об этом мы с вами уже говорили на других занятиях, а сейчас мы предлагаем вам рассмотреть книги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Наскальные рисунки

Слайд 6

Наскальные рисунки

Слайд 7

Наскальные рисунки

Слайд 8

Наскальные рисунки

Слайд 9

Наскальные символы (буквы)

Слайд 10

Берестяные грамоты

Слайд 11

Берестяная грамота

Слайд 13

До принятия монашества Кирилла звали Константин Константин и Мефодий

Слайд 14

Кириллица и глаголица

Слайд 17

Кирилл и Мефодий

Слайд 19

Так выглядел славянский алфавит

Слайд 20

Так выглядела кириллица

Слайд 21

Первые книги писались на пергаменте

Слайд 22

Первая рукописная книга

Слайд 27

«Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Аз Буки АЗБУКА

Слайд 28

Пословицы о пользе учения Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Идти в науку – терпеть муку. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Без муки нет и науки. Ничего не мыслить – век киснуть.

Слайд 33

Два брата, Кирилл и Мефодий, Спасибо хотим вам сказать За буквы, что очень нужны нам Чтоб научить нас читать.

Слайд 34

Памятник Кириллу и Мефодию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"

Обобщение из опыта работы по теме: "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ТЕМА: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

Тема нравственного воспитания актуальна во все времена.Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.Предмет исследования: формирование культуры поведения д...

План по самообразованию Тема: «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста»

В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание ...

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Целью занятия выступает обогащение представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусства...

Технологическая карта занятия по формированию основ художественной и визуальной культуры у детей старшего дошкольного возраста «Тоня и Потап»

Тема занятия«Тоня и Потап»Возрастная группаСтарший дошкольный возрастЦель:Обогащать представления старших дошкольников об анималистическом жанре изобразительного искусстваЗадачи:Обучающие:...

Методическая разработка по теме: "Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста"

Методическая разработка по теме:Методика формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста Реализация федерального государственногообразовательного стандарта дошколь...

Конспект НОД Тема: «День земли» Экологический квест – игра для детей старшего дошкольного возраста.

Экологический квест – игра для детей старшего дошкольного возраста.Цель: способствовать формированию экологически грамотной личности....