Технологическая карта НОД на тему «Деревянные кружева Иркутска». в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
знакомство детей с искусством деревянной архитектуры. Продолжать знакомить с историей культуры областного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_derevyannoe_kruzhevo.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное дошкольное
Учреждение Детский сад «Белочка»
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности
Тема: «Деревянные кружева Иркутска »
В подготовительной группе
Выполнила: воспитатель
Блезнюкова И.В.
п.Улькан 2022 г.
Технологическая карта НОД на тему «Деревянные кружева Иркутска».
в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с искусством деревянной архитектуры. Продолжать знакомить с историей культуры областного края.
Задачи:
1) формировать умение эмоционально откликаться на проявление прекрасного, развивать художественное восприятие произведений деревянной архитектуры,
2) познакомить с архитектурными особенностями русской избы.
3) воспитывать любовь к городу Иркутску, к нашему поселку Улькан, к миру красоты. формировать бережное и заботливое отношение к памятникам старины. Развивать внимание, память.
Материал и оборудование:
Ноутбук (презентация), деревянная посуда, игрушечный дом, фломастеры, акварель, стаканчики с водой, кисти. Игрушечные топор, долото, стамеска.
Интеграция: коммуникативная, познавательная, двигательная деятельность.
Этап | Цель этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Вводно-организа-ционный, | Создать образовательную ситуацию для включения детей в игровую деятельность и | Воспитатель Дети стоят в кругу с воспитателем. Мы руками хлоп, хлоп; Мы ногами топ, топ; Мы плечами чик, чик; Мы глазами миг, миг Вправо, влево повернись, И друг дружке улыбнись. Присаживайтесь, ребята, на стульчики. И мы с вами начнем наше интереснейшее путешествие. Скажите, как называется поселок, в котором мы с вами живем? Правильно в Улькане. Улькан находится на севере Иркутской области. Город Иркутск является нашим областным центром. В настоящее время в городах и поселках, как правило, дома строят из кирпича или современных материалов. А раньше, в старину человек своё жилище строил из дерева. Это был самый легкодоступный строительный материал. На Руси всегда к дереву относились с особенной любовью. Из него строили дома, делали телеги, орудия труда, посуду и игрушки. Особенно чтили мастеров, которые умели строить не только дома, но еще и украшать их с помощью деревянных резных узоров. По сей день во многих городах и деревнях России мы можем встретить деревянные дома, украшенные резьбой. Не исключение, ребята, наш областной центр Иркутск и любимый нами Улькан. Деревянные дома строят мастера — плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. На Руси говорили: "Плотник — первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь. Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором) - Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать. Все делалось с помощью одного инструмента — топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор — избы не построишь». В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.слайд№2 Крыши у домов делали двускатные, чтобы дождь и снег не задерживались на них и не разрушали дом. Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Слайд №3 А украшали дома мастера-чистодеревщики. В первую очередь они украшали окна «глаза» дома. Почему глаза? В старину глаз называли оком. Не случайно, в передней части дома прорубали по 2 окна. Вслушайтесь в созвучие «око-окно». На самом верху крыши прибивалась голова деревянной лошади или птицы как символ счастья. Это часть крыши так и называется- конек. Слайд 4 и 5. Если на коньке находился петух, то это означало, что хозяева дома трудолюбивы и встают рано. Слайд 6 Всю эту красоту мастер создавал с помощью простых инструментов – топора, долота и стамески. Слайд7 Далее продолжение просмотра слайдов – дома Иркутска и Улькана. Слайд №9 В истории русской домовой резьбы иркутские барочные наличники занимают особое место. Такого разнообразия и совершенства в исполнении волют не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Она выполнялась в основном долотом, ножом и стамеской и требовала от резчика высокого мастерства. Широкая верхняя доска наличника часто украшалась изысканным орнаментом. Наличники окон и ставни красились в чисто-белый цвет. Все это придавало деревянным домам особую нарядность. Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей. Ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни — значит, хозяева встали, а закрыты — значит, ещё спят или их нет дома. Слайд 11ДОМ ШАСТИНЫХ. Энгельса, 21. Дом построен в конце XIX в. Дом Шастиных, известный чаще под названием “кружевной дом”, относится к наиболее запоминающимся строениям с деревянным убранством. Обильное декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей неповторимостью Слайд 12-13 Усадьба построена в конце XIX в. Ансамбль деревянных построек великолепно вписан в сад. На значительной территории, среди редких деревьев, находятся бывший жилой дом В.П.Сукачева, Работа такого мастера очень нелегка. Далеко не каждый может вырезать из дерева затейливый узор, похожий на кружево. | Дети выполняют действия в соответствии с текстом Ответы детей Дети рассматривают посуду и игрушки Просмотр презентации | Создан благоприятный фон для дальнейшей работы. Проведена игра для рабочего настроя. |
Динами-ческая пауза | Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости | Воспитатель предлагает детям выполнить физкультминутку.
Потрудились-отдохнем, Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот! Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили Всем улыбки подарили И сели на свои места.
| Дети принимают участие в физкультминутке, повторяя за воспитателем движения. | Удовлетворение детей в двигательной активности. Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности. |
Основная часть –выполнение работы | Создать мотивацию на включение детей в предстоящую деятельность. | Воспитатель: Замечательно, мы отдохнули, а теперь садимся на столы. Я вам предлагаю быть художниками и строителями - Нарисовать русскую избу. Рисовать будем по схеме. (схема) Ребята вы можете раскрашивать избу или красками или фломастерами. Поднимите руку, кому поставить стаканчики с водой? Самостоятельная работа детей. При необходимости детям оказывается помощь. | Дети рассматривают схему и объясняют в какой последовательности будем рисовать избу. Самостоятельная деятельность детей. | |
Подведе-ние итогов – рефлексия | Воспитатель: ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? Как в старину называли деревянные дома? Посмотрите, какие красивые избы вы нарисовали! Вот и закончилось наше занятие. Молодцы! | Дети выражают свои мысли |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».
Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоратив...
Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по знакомству с глобусом и карто...
Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».
Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского
Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.ЧуковскогоВозрастная группа: подготовительн...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Ягодка» по теме «Юные граждане России»
Технологическая карта непосредственно образовательной де...
Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) у детей подготовительной группы на тему: «путешествие в Африку»
Цель занятия: расширение знаний о признаках зимы через экологическое, художественно-эстетическое и речевое развитие посредством дидактических игрМатериалы и оборудование: интерактивная доска, разрезны...
Технологическая карта непрерывно - образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы на тему «Петушок из Филимоново»
Продолжительность НОД: 30мин.Цель НОД: ознакомление детей с творчеством филимоновских мастеров, расширение представлений о народной игрушке, продолжение обучению декоративным приемам рисования.Задачи:...