Технологическая карта НОД на тему «Деревянные кружева Иркутска». в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Блезнюкова  Ирина Васильевна

знакомство   детей с искусством деревянной архитектуры. Продолжать знакомить с историей культуры областного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_derevyannoe_kruzhevo.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  дошкольное

Учреждение Детский сад «Белочка»

  Занятие по  познавательно-исследовательской деятельности

Тема: «Деревянные кружева Иркутска »

В подготовительной  группе

                                                                                   Выполнила: воспитатель

                                                                       Блезнюкова И.В.

п.Улькан  2022 г.

Технологическая карта НОД на тему «Деревянные кружева Иркутска».

в подготовительной группе

                                                                                                   

Цель: познакомить детей с искусством деревянной архитектуры. Продолжать знакомить с историей культуры областного края.

Задачи:

1)  формировать умение эмоционально откликаться на проявление прекрасного, развивать художественное восприятие произведений деревянной архитектуры, 

2) познакомить с архитектурными особенностями русской избы.

3) воспитывать любовь к городу Иркутску, к нашему поселку Улькан, к миру красоты. формировать бережное и заботливое отношение к памятникам старины. Развивать внимание, память.

Материал и оборудование:  

 Ноутбук (презентация), деревянная посуда, игрушечный дом, фломастеры, акварель, стаканчики с водой, кисти. Игрушечные топор, долото, стамеска.

Интеграция: коммуникативная, познавательная,  двигательная  деятельность.

Этап

Цель этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Вводно-организа-ционный,

Создать образовательную ситуацию  для включения детей  в игровую деятельность и

Воспитатель 

Дети стоят в кругу с воспитателем.

Мы руками хлоп, хлоп;

Мы ногами топ, топ;

Мы плечами чик, чик;

Мы глазами миг, миг

Вправо, влево повернись,

И друг дружке улыбнись.

Присаживайтесь, ребята, на стульчики. И мы с вами начнем наше интереснейшее путешествие.

Скажите, как называется поселок, в котором  мы с вами живем? Правильно в Улькане. Улькан находится на севере Иркутской области. Город Иркутск является нашим областным центром.

В настоящее время в городах и поселках, как правило, дома строят из кирпича или современных материалов. А раньше, в старину человек своё жилище строил из дерева. Это был самый легкодоступный строительный материал.

На Руси всегда к дереву относились с особенной любовью. Из  него строили дома, делали телеги, орудия труда, посуду и игрушки. Особенно чтили мастеров, которые умели строить не только дома, но еще и украшать их с помощью деревянных резных узоров. По сей день во многих городах и деревнях России мы можем встретить деревянные дома, украшенные резьбой. Не исключение, ребята, наш областной центр Иркутск и любимый нами Улькан.

Деревянные дома строят мастера — плотники. Дом, построенный из деревянных бревен, называли – изба. На Руси говорили: "Плотник — первый на селе работник". Это человек, который умел укладывать бревна так плотно, что и щелочки не увидишь.

Каким же инструментом пользовались плотники при строительстве? (Топором)

- Да, топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

Все делалось с помощью одного инструмента — топора. Есть русская пословица «Не взявшись за топор — избы не построишь».

В народе говорили, что избу не строили, а «рубили», делали «сруб». Потому, что основным инструментом плотника был топор. Топором рубили в лесу деревья, топором же обтесывали с бревен кору. Им же вырубали в бревнах углубления для более плотного их прилегания друг к другу. Из обработанных таким образом бревен складывали стены дома — «сруб». Между бревнами укладывали мох для утепления.слайд№2

Крыши у домов делали двускатные, чтобы дождь и снег не задерживались на них и не разрушали дом. Окна домов делали небольшого размера, чтобы тепло из дома не уходило. Слайд №3

А украшали дома мастера-чистодеревщики. В первую очередь они украшали окна «глаза» дома. Почему глаза? В старину глаз называли оком. Не  случайно, в передней части дома прорубали по 2 окна. Вслушайтесь в созвучие «око-окно».

На самом верху крыши прибивалась голова деревянной лошади или птицы как символ счастья. Это часть крыши так и называется- конек. Слайд 4 и 5.

Если на коньке находился петух, то это означало, что хозяева дома трудолюбивы и встают рано. Слайд 6

Всю эту красоту мастер создавал с помощью простых инструментов – топора, долота и стамески. Слайд7

Далее продолжение просмотра слайдов – дома Иркутска и Улькана.

Слайд №9 В истории русской домовой резьбы иркутские барочные наличники занимают особое место. Такого разнообразия и совершенства в исполнении волют не встретишь ни в каком другом городе Сибири или европейской части России. Волюта относится к довольно сложному виду высокорельефной домовой резьбы. Она выполнялась в основном долотом, ножом и стамеской и требовала от резчика высокого мастерства. Широкая верхняя доска наличника часто украшалась изысканным орнаментом. Наличники окон и ставни красились в чисто-белый цвет. Все это придавало деревянным домам особую нарядность.

Очень часто к наличникам окон крепили ставни, с их помощью окна закрывали. Ставни летним днем спасали избу от зноя, зимой в ненастную погоду сохраняли тепло в избе. Ограждали хозяев избы от уличного шума и недобрых людей. Ставни на ночь закрывали. С улицы каждый мог видеть: открыты утром ставни — значит, хозяева встали, а закрыты — значит, ещё спят или их нет дома.

Слайд 11ДОМ ШАСТИНЫХ. Энгельса, 21. Дом построен в конце XIX в. Дом Шастиных, известный чаще под названием “кружевной дом”, относится к наиболее запоминающимся строениям с деревянным убранством. Обильное декоративное украшение фасадов, сложные очертания кровли с башенками и фигурными деревянными столбиками выделяют этот двухэтажный деревянный особняк своей неповторимостью

Слайд 12-13 Усадьба построена в конце XIX в. Ансамбль деревянных построек великолепно вписан в сад. На значительной территории, среди редких деревьев, находятся бывший жилой дом В.П.Сукачева,

Работа такого мастера очень нелегка. Далеко не каждый может вырезать из дерева затейливый узор, похожий на кружево.

Дети выполняют действия в соответствии с текстом

Ответы детей

Дети рассматривают  посуду и игрушки

Просмотр презентации

Создан благоприятный фон для дальнейшей работы. Проведена игра для рабочего настроя.

Динами-ческая пауза

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель предлагает детям выполнить физкультминутку.

 

Потрудились-отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот!

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили

И сели на свои места.

 

Дети принимают участие в физкультминутке, повторяя за воспитателем движения.

Удовлетворение детей в двигательной активности. Создан благоприятный эмоциональный фон для дальнейшей деятельности.

Основная часть –выполнение работы

Создать мотивацию на включение детей в предстоящую деятельность.

Воспитатель: Замечательно, мы отдохнули, а теперь садимся на столы.

Я вам предлагаю быть художниками и строителями - Нарисовать русскую избу. Рисовать будем по схеме. (схема)

Ребята вы можете раскрашивать избу или красками или фломастерами.

Поднимите руку, кому поставить стаканчики с водой?

Самостоятельная работа детей.

При необходимости детям оказывается помощь.

Дети рассматривают схему и объясняют в какой последовательности  будем рисовать избу.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведе-ние итогов – рефлексия

Воспитатель: ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали? Как в старину называли деревянные дома? Посмотрите, какие красивые избы вы нарисовали!

 Вот и закончилось наше занятие. Молодцы!

Дети выражают свои мысли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».

Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоратив...

Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна

Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.Задачи:1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.2. Организация деятельности по  знакомству с глобусом и карто...

Технологическая карта открытого занятия с элементами регионального компонента в подготовительной группе по теме «Составление описательного рассказа по пейзажной картине». Описание картины Германа Травникова «Тундровое озеро».

         Из опыта работы с детьми, я знаю, как им тяжело дается составление рассказов, особенно описательных рассказов по пейзажной картине. Хотелось как-то облегчить и...

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы (6-7 лет) Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.Чуковского

Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: «Федорино горе» по сказке К.И.ЧуковскогоВозрастная группа: подготовительн...

Технологическая карта НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) у детей подготовительной группы на тему: «путешествие в Африку»

Цель занятия: расширение знаний о признаках зимы через экологическое, художественно-эстетическое и речевое развитие посредством дидактических игрМатериалы и оборудование: интерактивная доска, разрезны...

Технологическая карта непрерывно - образовательной деятельности по рисованию для детей подготовительной группы на тему «Петушок из Филимоново»

Продолжительность НОД: 30мин.Цель НОД: ознакомление детей с творчеством филимоновских мастеров, расширение представлений о народной игрушке, продолжение обучению декоративным приемам рисования.Задачи:...