Технологическая карта образовательной ситуации по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Наша планета на карте и глобусе". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.
Задачи:
1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.
2. Организация деятельности по знакомству с глобусом и картой.
3. Организация рефлексивной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkileva_e.v.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Шумский детский сад
Технологическая карта образовательной ситуации
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: Наша планета на карте и глобусе.
Цель: создать условия для формирования знаний о планете Земля.
Задачи:
1. Организация деятельности детей по знакомству с планетой Земля.
2. Организация деятельности по знакомству с глобусом и картой.
3. Организация рефлексивной деятельности.
Методы: : словесный, практический, наглядный, игровой.
Материалы: письмо, карта, глобус, полоски бумаги, стаканчики с водой, коктельные трубочки, яйцо, два стаканчика с водой , соль, звездочки и солнышки.
Здоровьесберегающие технологии: Физминутка «А над морем мы с тобой».
«Руки к солнцу поднимаю»
И вдыхаю, и вдыхаю. Ну, а руки опускаю, Воздух тихо выдыхаю.
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос. Через стороны опускают руки и тихо произносят на выдохе: «Ф – Ф — Ф»).
Форма образовательной деятельности : «Помощь инопланетянину».
Этапы ОС | Деятельность педагога Прописывается текст (с прямой речью педагога) по сценарию ОС + действия педагога. | Деятельность детей Прописывается текст (с возможной прямой речью детей) по сценарию ОС + действия детей. | Ожидаемые результаты Прописываются через ЦО (образовательные, развивающие, воспитательные) |
1. Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы) | Технология мотивации: Ребята, смотрите, нам пришло письмо из космоса. Давайте его прочитаем и узнаем от кого оно. «Здравствуйте, я прилетел с Марса, там холодно, нет воды и воздуха, жить совсем невозможно, поэтому я решил переселиться на другую планету. Я путешествую по Вселенной. Я был на Юпитере - там слишком холодно, а на Венере – жара и углекислый газ, а на Юпитере ветра ужасные, на Меркурии очень жарко. Путешествуя, я заметил вашу необычную голубую планету и решил увидеть ее изнутри, как она называется, что она из себя представляет? Инопланетянин Лоль». | Заинтересованность. | Мотивация на деятельность. |
2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений | Технология личностно – ориентированная: - Ребята, давайте расскажем инопланетянину, как называется наша планета и какие условия существуют на ней для жизни. Наша Земля – голубая планета, Воздухом свежим и солнцем одета. Нет, вы поверьте, Земли голубей От синевы рек, озёр и морей. Горы, равнины, леса и поля – Всё это наша планета Земля. Ветры поют, с облаками играя, Ливни шумят… И от края до края Вы не найдёте чудесней на свете Нашей прекрасной и доброй планеты! Наша планета – это огромный–преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля вертится вокруг Солнца, словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится, как волчок, только медленно. Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг Солнца кружатся ещё восемь планет. Но только на нашей Земле есть жизнь. | Рассказывают о планете Земля. | Формировать представление о планете Земля, об условиях жизни на Земле. |
3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы) | Технология личностно – ориентированная: Ставит глобус на стол. А что же это такое? Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на настоящей Земле: океаны и суша. Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и говорят: «День и ночь – сутки прочь!». Давайте расскажем инопланетянину, что есть на нашей планете. Есть ли на земле воздух? (Просит детей показать на глобусе воздушную оболочку Земли - атмосферу). Кому нужен воздух для дыхания? Какой он? Дети, давайте покажем инопланетянину, как мы дышим. Дети подходят к столу, на котором находятся полоски легкой бумаги, прозрачные стаканы с водой и коктейльные соломинки. Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека. Какой же мы сделаем вывод? | Работа с глобусом. Делают опыт с воздухом. Делают разминку. | Формировать умение детей пользоваться глобусом при работе. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воздуха. Развивать умение правильно дышать. |
4. «Открытие» нового знания (способа действия) | -Технология личностно – ориентированная: Есть ли на Земле вода? Обратите внимание, что на глобусе много голубого цвета. Что это обозначает? Да у нас много рек, морей и океанов. А кому нужна вода? Да на Земле нет ни одного организма, который смог бы прожить без воды. Воспитатель поясняет, что есть места, где мало воды (пустыня). Как там живется? - А теперь мы с вами поиграем в игру «Четыре стихии». Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если скажу слово «вода», то вытянуть руки вперёд, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибётся – считается проигравшим. В каких местах есть пресная вода? А в каких местах нашей планеты много воды? Покажите на глобусе. Она пригодна для питья? Да правильно, самое главное - она соленая. А пьем мы с вами простую воду. Вот сейчас вам покажу, чем соленая вода отличается от простой воды. Опыт «Соленая - не соленая вода» Две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я мы не знаем. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим. Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая (в одной емкости в пресной водой оно потонет, в соленой будет плавать). Здоровьесберегающая технология: Физминутка «А над морем мы с тобой» Над волнами чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобой! (дети машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (дети делают плавательные движения руками) - Итак, ребята. Воды на нашей планете Земля много, а вот суша занимает очень мало место и представлена более темными цветами желтыми и коричневыми. И представлена суша в виде материков. Их всего 6. Назовите мне их: Евразия, Австралия, Африка, Антарктида, Южная Америка и Северная Америка. (показывают на глобусе) - Все эти материки покрыты почвой, травой, на них произрастают леса, в которых живут животные, насекомые и птицы. Тепло или холодно на нашей планете? В каких местах Земли особенно холодно? (Арктика и Антарктика). Кто там живет? Как животные, растения и люди приспособились к холодной погоде? В каких местах очень жарко (пустыня). В каких местах не очень жарко и не очень холодно (степи, лесостепи, леса). | Делают опыт с водой. Играют в игру «четыре стихии». Делают разминку. | Формировать умение детей выполнять движения согласно тексту. Через поисково-познавательную деятельность выявить и закрепить свойства воды. Развивать физические навыки детей. |
5. Включение нового знания в систему знаний и умений | Технология Игровая: А сейчас мы вспомним, что же мы должны делать, чтобы красота нашей планеты Земля не пропала. Поиграем в игру «Правила поведения в природе» Я буду вам называть поступки, если они хорошие, вы говорите «Да». Если поступки неправильные, отвечайте «Нет». Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю (да) Если ветку подвяжу Колышек подставлю (да) Если разведу костер А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убирать забуду? (нет) Если мусор уберу Банку закопаю (да) Я люблю свою природу Я ей помогаю (да) | Играют в игру «Да и нет». | Закрепить правила поведения в природе через игру. Вызывать речевую активность у ребенка через игру. |
6. Осмысление (итог, рефлексия) | Технология рефлексии: - Дорогой пришелец! Земля - единственная планета в Солнечной системе, где есть все условия для жизни. На планете Земля можно жить, потому что здесь не так жарко и не так холодно, есть воздух - можно дышать, есть пресная вода - можно пить, есть чем питаться. Оставайся с нами, и ты также полюбишь её, как и все мы, земляне». Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету! Если вам понравилось помогать инопланетянину, то выберите солнышко и прикрепите его около Земли. Если вам не понравилось, то выберите звездочку и повесьте ее около земли. | Высказываются по поводу качества работы. | Подведение итогов, обобщение полученного опыта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию "Подснежники" в младшей группе. Педагог Шкилева Елена Валерьевна
Задачи:Художественно- эстетическое развитие: Развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы. Упражнять детей в умении рисовать ватными палочками. Совершенствовать...
Познавательно-исследовательская деятельность «Домашние животные» в старшей группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Познавательное развитие: уточнить и расширить знания детей о домашних животных в соответствии с временем года, их внешнем виде, повадках;Речевое развитие: расширить и активизировать ...
Познавательно-исследовательский проект "Хвойные деревья". Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования. Решая задачи экологического воспитания, мы воздействуем на чувства детей, их сознание, взгляды и представления о природе,...
Паспорт проекта "С чего начинается Родина?". Авторы проекта - подготовительная группа. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Все мы живем в России, являемся её гражданами, поэтому детям необходимо знать историю своей страны, символы своей страны, национальности разных стран, народные костюмы разных стран....
Технологическая карта ОС по изобразительной деятельности в подготовительной группе "Создание дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Цель: создать условия для создания дидактических пособий к теме «Дикие животные Прибайкалья».Задачи:Организация деятельности детей по закреплению и обобщению знаний о жизни животных в зимний период, о...
Технологическая карта ОС, познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе «Люди разных стран». воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Цель: Создать условия для формирования представления у детей о людях разных стран.Задачи: - Формировать умение детей находить отличительные черты и сходства людей р...
Технологическая карта образовательной ситуации. Познавательно - исследовательская деятельность "Фауна Байкала" в подготовительной группе. Воспитатель Шкилева Елена Валерьевна
Тема: «Фауна Байкала»Цель: создать условия для закрепления знаний детей о малой родине, об озере Байкал, о его уникальной фауне.Задачи:1. Организация деятельности детей п...