Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Занятие отражает вариативную часть образовательной программы нашего ДОУ. Ребята знакомятся с деревянным зодчеством родного города, узнают названия старинных плотницких инструментов, варианты декоративных элементов украшения домов. Создают своими руками вариант украшения домика из подручных материалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevyannoe_kruzhevo_irkutska.docx | 25.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по продуктивной деятельности для старшей группы Тема: «Деревянное кружево Иркутска ».
Цель:
Образовательная:
Знакомство с архитектурными особенностями русской избы.
Знакомство с деревянным кружевом
Развивающая:
Развитие кругозора по деревянному зодчеству.
Интерес и познание прекрасного.
Наблюдение и воспроизведение увиденного.
Воспитывающая:
Любовь к своему родному городу Иркутску, к миру красоты.
Интерес к резьбе по дереву.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте девочки и мальчики! Здравствуйте гости! А сейчас послушайте внимательно музыкальный отрывок, чтобы ответить на вопрос.
Включаю песню об Иркутске. Скажите, о каком городе поется?
Мы с вами живем в городе…. . КТОМЫ? Молодцы правильно, мы с вами живем в городе Иркутске- столице Сибири. . Как у любого города у Иркутска есть своя история.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам ещё гости пришли.
Входит гостья, одетая в костюм китаянки.
Воспитатель: Здравствуй, девочка! Проходи, пожалуйста!
Девочка: Здравствуйте!
Воспитатель: Как зовут тебя? Вижу издалека к нам приехала? Расскажи нам, как ты появилась в нашем детском саду?
Девочка: Я приехала из Китая. Меня зовут Джия. Мне сказали, что в Сибири есть красивый город Иркутск, и детский сад №76 .Мне захотелось посмотреть на этот удивительный город, познакомится с вами ребята, с юными иркутянами. Я успела заметить, что в городе очень много деревянных домов. У нас совсем другие дома!
Воспитатель: Джия, а мы сегодня как раз будем говорить об истории нашего города. Давайте, ребята, расскажем гостям, почему наш город такой своеобразный, красивый? Дома у нас издавна украшали, чем? (деревянным кружевом).
А кто украшал дома вырезал это кружево? (профессия плотник) картинка1
А при помощи каких инструментов плотники вырезали деревянные кружева?(молоток, пила, топор, лобзик, рубанок.)
Включается звуки инструментов. Ребята должны угадать какой инструмент звучит.
Воспитатель: Давайте угадаем инструменты по звуку (шумы ). Какой инструмент вы слышите? Молодцы, угадали, а кто может найти этот инструмент? А сейчас будут отгадывать гости…
Воспитатель: А как назывались, эти украшения? Рис 2 Вопросы по схеме дома.
Джия: Дом украшали Конями. Конь часто был символом солнца; причелинами – обозначали дождь, снег; полотенцем - на котором был символ солнца; окна украшали ставенками.
Воспитатель: Я предлагаю вам, дорогие гости и ребятам, полюбоваться деревянными кружевами города Иркутска.
1слайд: В нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
2слайд. Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.
3 слайд. На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень. Вспомните, что символизировал образ коня?
Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
4 слайд. В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символы солнца в виде розеток и полурозеток символизирующие землю и дождь; украшали доски – полотенца и причелины.
5 слайд. В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия похожие на капли.
6 слайд. Какой смысл они несут? Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».
7 слайд. Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Вслушайтесь в это слово: "наличник" – "находящийся на лице". Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами, ветвями растений, волшебными птицами.
8 слайд Узорчатый дом. Деревянное кружево – это мода на все времена, это всегда красиво.
Джия: Как всё интересно, мне бы хотелось рассказать об этом своим друзьям.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем китайским друзьям открытки-напоминалки, чтобы Джие було легко рассказать об украшении домов в Иркутске. (Показываю образец открытки). Посмотрите, кто заметил подсказку. На крыше кони, причелины, наличники, ставни.
Джия: Как вы здорово придумали!
Воспитатель: Ребята, а из чего мы свами будем делать украшения на наших домах?
Воспитатель: Я сегодня предлагаю вам сделать украшение из кружев. Каждый вырежет и украсит дом как в старину мастера- плотники. Но прежде надо нам размяться.
Джия: Ребята, я привезла вам привет от моих друзей из Китая!
Зарядка.
Воспитатель: Приступаем к украшению наших домов.
Звучит медленная русская народная музыка.
Девочка спрашивают индивидуально, а это что?
По мере изготовления домов дети выстраивают целую улицу.
Джия: Какие красивые открытки –домики у вас ребята получились, я увезу частичку вашего города в свой город и поделюсь со своими друзьями.
Воспитатель: А на память , ребята всем вашим гостям приготовили песню Росиночка.
На память сфотографироваться вместе с гостями.
На крыше дома обязательно должен быть конь – охлупень.
? - Вспомните, что символизировал образ коня?
Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу.
Крестьянская изба - это одно из тех явлений, которое с первого взгляда кажется обыденным, мимо нее обычно проходят не замечая. А при ближайшем рассмотрении она оказывается чудом, которым без конца можно любоваться, восторгаться, удивляться делу рук русских умельцев.
Различные символы солнца в виде розеток и полурозеток украшали доски – полотенца и причелины.
Конёк и солнечные знаки на полотенце символизировали полуденное солнце в зените. Левый конец причелины – утреннее, восходящее, а правое – вечернее, заходящее.
В украшении фронтона, «лица» дома, использовались ромбы, точки-отверстия, узорчатые орнаменты, символизирующие землю и дождь.
В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные выступы. Их дополняют небольшие отверстия. Похожие на капли.
? - Какой смысл они несут?
Наши предки-земледельцы знали цену пролившейся на землю с небес живительной влаги. Они считали, что дождь берётся из каких-то небесных запасов воды, находящихся выше солнца и луны. Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды, то есть «хляби небесные».
Особым местом дома считались окна – «глаза» дома, его связь с внешним миром.
Особенно нарядны фронтон и наличники окон. Поверхность фронтона словно разрослась причудливыми травами, цветущими кустами. На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди-полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Такую резьбу называли глухой, долблёной, а ещё корабельной. Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входил свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно наряден был декор окон.
Разнообразию оформления изб нет конца. Но помимо эстетических функций, в старые времена все эти кружочки, ломанные линии, точки символизировали молитву, охраняли от злых сил, были "оберегами". Одним из важных элементов украшения избы были наличники.
! Вслушайтесь в это слово: "наличник" – "находящийся на лице". (технология смыслового понятия).
Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Именно наличники делают каждый дом не похожим на своих соседей. В них многое перекликается с узорами кружев и вышивок.
Орнамент - язык тысячелетий , поэтому выбор узоров избы не случаен.
Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа.
Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа – русалки, львы-собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и водный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор – символы земли, выше – в диковинных птиц и образы солнца.
Деревенский дом - это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет.
Крыши украшались резными деревянными деталями. По краям ската прибивались резные доски над очельем (фронтон деревянного дома, ударение на "е"), называвшиеся причелинами, с конька на стыке двух причелин свешивалась короткая вертикальная резная доска - полотенце (кисть или ветреница). Причелина заканчивалась резной кистью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе тема "Обычаи и традиции родного края"
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе тема "Обычаи и традиции родного края"...
Конспект занятий по изобразительной деятельности для старшей группы. Тема «Подсвечники»
Лепка из пластилина и бросового материала....
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе "Жил-был цыпленок"
Работа с бросовым материалом:скорлупа, перья, бумага....
Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе. Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»
Программное содержание: Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности. Побуждать самостоятель...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Воздух – невидимка»
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи: 1.Обучающая: Дать представление о воздухе, как о компоненте неживой природы, его свойст...
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе (лепка) "Лягушка"
Название игры занятия. «Лягушка»Культурная практика. Продуктивная деятельность.Культурно смысловой контекст. Выставка в мини-музее.Комментарии. Пластилин, стеки, доски для лепки, образец р...
Конспект занятия по продуктивной деятельности в старшей группе на тему: "Пчелки на лугу"
Задачи:- учить создавать изображение пчел и луговых цветов;- развивать чувство композиции, цветовосприятие, мелкую моторику рук; - воспитывать интерес к изобразительному искусству....