Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста «Моя Республика - Коми».
проект (старшая группа)
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_respublika.docx | 32.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара.
Проект по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
«Моя Республика - Коми».
Воспитатель: Рецлав Надежда Викторовна.
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре. Осознанный интерес к самобытности своего народа имеет большое значение для воспитания нравственности.
Только благодаря системной целенаправленной работе, которая начинается в детском саду, а затем в школе и в ВУЗе, и даже в трудовом коллективе возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.
Актуальность
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному городу, необходимо воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Проанализировав рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно- патриотическому воспитанию, я разработала проект по ознакомлению детей старшего возраста с родным краем – Республикой Коми.
Цели: Развитие познавательной активности у детей, повышение интереса к истории и культуре республики Коми, формирование чувств патриотизма.
Образовательные:
Познакомить воспитанников с культурой и бытом народа коми, с элементарными сведениями из истории родного края.
Расширить знания о растительном и животном мире Республики Коми.
Познакомить детей с Государственными символами Республики Коми (герб, флаг, гимн).
Расширять и углублять знания детей о родном городе Сыктывкаре, его достопримечательностях и истории.
Расширять представления о городах республики Коми
Развивающие:
Продолжать развивать интерес к родной природе, к национальным традициям и промыслам;
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
Воспитывать уважение к труду;
Формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на заня- тиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
1 этап: подготовительный.
Формулирование проблемы.
Подбор методической, познавательной, художественной литературы по теме проекта;
Обогащение развивающей среды по теме «Моя республика Коми: подбор дидактического материала, наглядных пособий, подбор художественного слова, фотографии, открыток, вырезок, изготовление дидактических игр,
2 этап – основной (практический) – Реализация проекта, внедрение в воспитательно - образовательный процесс методов и форм по формированию знаний о родном крае.
3 этап: заключительный:
Составление коллажа «Карта моего города».
Игра – Викторина «Что я знаю о родной республике».
Цель:
- Закрепление знаний о родном крае;
- Продолжать учить работать в командах;
- Воспитание патриотических чувств детей.
Сроки проекта: Сентябрь 2019 – 2020г.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Ожидаемые результаты:
- Повышение интереса к историческому прошлому и настоящему своего города, республики;
- Расширение представлений о достопримечательностях, памятниках города Сыктывкара, животном и растительном мире.
- Расширение у детей познавательной активности, исследовательских умений и навыков;
- Воспитание патриотических чувств к своей Малой родине;
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
Перспективное планирование в старшей группе по ознакомлению с Республикой Коми.
Месяц | Тема, цель. | Вид деятельности, формы организации взросло – детской деятельности |
Сыктывкар - мой родной город | ||
Октябрь | «Мой дом, моя улица». Цель: Знакомство с домашним адресом. | Беседа: «Мой домашний адрес». Беседа: «Моя семья» Рисование на тему - «Мой дом». Дидактическая игра: «Это мой домашний адрес». Аппликация на тему: «Дома на улице». Конструирование: «Строим дома». Сюжетно – ролевая игры» «Дом», «Аптека». |
Ноябрь | «Мой микрорайон – Лесозавод». Цель: Познакомить с родным поселком, его улицами, достопримечательностями. | Беседа: «Улицы нашего микрорайона Лесозавод». Рассматривание открыток, наглядного материала на тему: «Достопримечательности нашего поселка»; Экскурсия по поселку Лесозавод; Дидактическая игра «Сложи картинку»; (социально – культурные объекты поселка); Рисование: «Что мне запомнилось на экскурсии по поселку». |
Декабрь | «Мой город Сыктывкар – столица Республики Коми». Цель: - продолжать знакомить детей с достопримечательностями города, его историческими местами; - воспитывать патриотические чувства к родным местам, к своей малой родине, коми народу; - развивать наблюдательность, внимание при складывании частей достопримечательностей города. | ООД: «Город Сыктывкар – город на реке Сысола. ООД «Мой родной город Сыктывкар – столица Республики Коми. ООД «Достопримечательности нашего города» (С показом презентации). Рассматривание фотографий, книжных иллюстраций, с изображением достопримечательностей. Дидактическая игра «Сложи картинку – достопримечательность города, промышленных объектов города Сыктывкара». Рисование «Раскрашивание зданий, достопримечательностей города». Сюжетно – ролевая игра «Прогулка по городу». |
Январь | «Улицы нашего города». Цель: -познакомить детей с улицами ближайшего окружения, в честь кого или чего они названы. - дать детям знания о том, для чего необходимы улицы. - закрепить знания детей о составных частях улицы (проезжая часть, тротуар, здания, палисадники), о местоположении улицы, городском транспорте. | ООД «Улицы нашего города». ООД «Прогулка по улицам нашего города. Работа с картой». Беседа «Из каких частей состоит улица». Экскурсия по ближайшим улицам родного города. Беседа «Транспорт нашего города». Рисование «Городской транспорт». Сюжетно ролевая игра «Прогулка по улицам Сыктывкара». |
Февраль | Усть – Сысольск. История нашего города. Цель: -формировать интерес к настоящему и прошлому города. -познакомить детей со старым городом, с его зданиями, улицами. -учить детей рассказывать о своем городе, его главных достопримечательностях, о своей улице. -знакомство с поэзией, песенным творчеством о городе Сыктывкаре, с коми народными сказками. | Беседа «Усть - Сысольск. История нашего города». Беседа «Прогулка по Усть - Сысольску». (Презентация). Игра «Экскурсия по родному городу». Рассматривание иллюстраций «старого» города. Вечер творчества. Чтение стихотворений о Сыктывкаре, прослушивание песен о любимом городе Сыктывкаре. Чтение сказок народа Коми Разучивание стихотворений коми поэтов. |
Март | Государственная символика города. Цель: -продолжать формировать знания о символах города, их происхождении и значении. -закрепление полученных знаний о городе Сыктывкаре. | ООД «Что такое государственные символы». ООД «Государственные символы города Сыктывкара». Рисование «Раскрась флаг города Сыктывкара». Рисование «Раскрашивание герба города Сыктывкара». Оформление альбомов «Сыктывкар и его достопримечательности», «Усть-Сысольск». Викторина: «Что я знаю о своем городе?» |
Республика Коми | ||
Апрель | Республика Коми на карте Цель: Познакомить детей с картой Республики Коми, государственной символикой Республики, ее городами. | ООД «Знакомство с картой Республики Коми». Рассматривание карты РК «Найди на карте город». ООД: «Государственные символы Республики Коми: флаг, герб, гимн». ООД «Города Республики Коми». Дидактические игры «Путешествие по карте», «Найди и покажи». |
Май | Вечер творчества. Чтение стихотворений о Сыктывкаре, прослушивание песен о любимом городе Сыктывкаре и Республике Коми. Заучивание стихотворений коми поэтов. Викторина «Что я знаю о Республике Коми?». Создание альбома «Республика Коми». |
Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению детей с Республикой Коми.
Месяц | Тема. Цель. | Вид деятельности, формы организации взросло – детской деятельности | |
Республика Коми | |||
Сентябрь | Моя Республика Коми. Цель: - закрепление знаний у детей о городе Сыктывкаре, Республике Коми. - продолжать учить передавать впечатления, знания о городе, республике в рисунках. | НОД «Мой край – Республика Коми». Беседа: «Сыктывкар – столица Республики Коми». Беседа: «О чем расскажет карта». Рисование «Раскрась достопримечательности города». Беседа: «Государственные символы РК». Игра – викторина: «Что я знаю о Республике Коми». Дидактические игры: «Назови правильно», «Узнай, где я нахожусь», собери целое». Составление альбома: «Гербы городов Республики Коми». | |
Октябрь | Люди разных профессий. Цель: -познакомить детей с профессиями людей Республики коми, с их социальной значимостью. | Беседа: «Профессии людей Республики Коми». НОД: Составление рассказа: «Профессия моих родителей». Дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Кто что делает». Сюжетно – ролевые игры: «Магазин», «Аптека», «Строитель», «Шахтер». Разучивание пословиц и поговорок о труде. | |
Животный и растительный мир Коми Края | |||
Ноябрь | Животный мир Коми Края. Цель: -способствовать формированию представлений о животном мире нашего края, его многообразии и значении для человека. | НОД: « Животные Республики Коми». НОД: «Птицы Республики Коми». НОД: «Зимующие и перелетные птицы нашего края». Беседа: «Покорми птиц зимой». Рассматривание иллюстрации, альбомов с изображением животных Республики Коми. Дидактические игры: «Угадай, какое я животное», «О ком я говорю», «Кто как поет», «Опиши, я отгадаю», «Кто где живет». Загадки: Отгадывание и составление загадок о животных. Лепка по теме животные РК. Коллективная аппликация «Кто живет в лесу». Подвижная игры: «Медведь и пчелы», «Сто, олень», «Ловля Оленей», «Чум», «Пышкай». | |
Декабрь | Растения Республики Коми. Цель: - способствовать формированию представлений о растительном мире нашего края, его многообразии и значении для человека. | НОД: «Растения Республики Коми». НОД: «Грибы съедобные и опасные». Беседа: «Деревья и кустарники Коми Республики», «Береги природу», «Растения, которые лечат». Дидактические игры: «Четвертый Лишний», «Собери растение», «Что где растет», Рисование: «Раскрашивание растений Республики Коми». | |
Январь | «Красная книга Республики Коми». - познакомить детей с Красной книгой, с занесенными в нее животными и растениями; -продолжать формировать бережное отношение к природе. | НОД: «Красная книга – что это такое? Страницы книги». Беседа: «Животные, занесенные в красную книгу». Беседа: «Растения, занесенные в Красную Книгу». Дидактическая игра – лото: «Береги природу». Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Викторина: «Мир животных и растений Республики Коми». Создание альбома: «Растения, и животные, занесенные в Красную книгу Коми». | |
Устное народное творчество | |||
Февраль | «Герои коми сказок». Цель: -познакомить детей с устным творчеством коми народа, с основными героями сказок и легенд. | Беседа: «Коми сказки и их герои». НОД: «Пера Богатырь – герой коми сказок». Чтение коми народных сказок: «Пера Богатырь», «Яг Морт», «Марпида - царевна», «Ёма и две сестры», «Охотник и Чукля», «Медвежьи няньки» и т.д. Раскраски «Герои коми сказок.» Дидактическая игры: «Собери сказку», «Узнай по описанию», «Из какой я сказки». Рассматривание иллюстраций к сказкам. Викторина: «Коми народные сказки». | |
Прошлое края | |||
Март | Коми изба Цель: - формировать представления об истории РК, быте, обычаях и традициях коренного населения. | НОД «Знакомство с коми избой». (Презентация». Беседа: «Предметы домашнего обихода коми народа». Рассматривание иллюстраций «Изба Коми». Дидактическая игра «Сложи картинку». Посещение музея: «Предметы быта народа коми». Изготовление альбома: «Предметы коми быта». | |
Апрель | Особенности коми национального костюма. Цель: - знакомить детей с национальной одеждой коми, с орнаментом коми. | НОД с просмотром презентации: «Национальная одежда коми». Беседа: «Что в бабушкином сундуке?». НОД: «Знакомство с коми орнаментом». Беседа: «Как украшали одежду коми». Дидактические игры: «Сложи узор», «Найди части», «Подбери пару». Рисование: «Сарапан для Настук», «Рубашка для Перы», «Украшение рукавички коми орнаментом», «составление коми орнамента на носке». Подбор раскрасок с орнаментом коми. | |
Май | Народные промыслы коми. | Беседа: «Ремесла коми народа». (просмотр презентации) Беседа: «Что делали из бересты». Беседа: «Мастера по дереву» (Просмотр презентации). Беседа: «Женское рукоделие: ткачество, вышивка, вязание». Дидактические игры "Что для чего", "Четвертый лишний", "Чего не хватает". Загадки: Отгадывание и составление загадок о рабочих инструментах. Изготовление музыкального инструмента шур-шар. Рисование по теме. Изготовление карты РК КВН по теме: «Что я знаю о Республике Коми». |
Работа с родителями:
-Мастер класс с родителями «Кормушка для птиц»
-Фотовыставка «Мой любимый город».
-Сбор информации для создания альбомов: «Сыктывкар и его достопримечательности», «Усть - Сысольск», «Гербы городов РК», «Растения, и животные, занесенные в Красную книгу Коми», «Предметы быта коми».
-Консультация «Воспитание любви к Родине».
-Наглядная информация в родительский уголок: «Приобщение детей к народным традициям»; «Особенности коми сказок».
Литература
1.Журавлёв А. К. Прилетела корова: стихи. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2002. - 104с.
2. Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико - ориентированный проект/авт. Сост. Н.Н. Леонова, Н.В. Неточаева. - Изд. 2-е, перераб. - Волгоград: Учитель, 2016. 104 с.
3. Парма национально-региональная программа развития и воспитания детей в дошкольном учреждении республики Коми. Сыктывкар: отпечатано «ПОЛИГРАФ - СЕРВИС».1998.
4. Пера – богатырь. Сказки финно-угорских народов. Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. 1985. – 128с.
5. Плесовский Ф. В. Коми народные сказки. - Сыктывкар: Коми книжное издательство,1975. - 142с.
6. Плесовский Ф. В., составитель Коми пословицы и поговорки. Изд.2.Сыктывкар: Коми кн. Изд-во. – 1983.-с.208.
7. Этот город зовут Сыктывкар. Сборник стихотворений- Сыктывкар: ООО «Титул», 2010-60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"
Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...
работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...
Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"
Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
для воспитанников 5-7 лет...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста "Мой ЯМАЛ"
Проект предназначен для совместной деятельности педагогов, детей комбинированной группы №4 (6-7 лет) и их родителей....