Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности. «Россия – Родина моя!»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств
у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности № 07.
«Россия – Родина моя!»
Составили: Минаева О.Н., Русакова Е.Н.
Актуальность:
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание отношения к Родине начинается с детства, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Задача взрослых заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родной страной, но и чувства уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной.
Дети – наше будущее. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно. Главное – зародить в детях это великое чувство – быть гражданином своей родины. Знакомство с большой Родиной – Россией – является основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?
В. Гудимов
Проблема:
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, её достопримечательностями и известными людьми.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к Родине.
Цель проекта: воспитание у детей гражданско-патриотических чувств к своей Родине через знакомство с историей и традициями русского народа.
Задачи проекта:
Обучающие:
- познакомить с историей страны, ее символикой;
- познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
- расширить представления детей о природе, городах России;
- познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
- рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства.
Развивающие:
- развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
- развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
- воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям.
Родители:
- вовлекать родителей в активное сотрудничество реализации проекта.
Вид проекта: информационно-творческий.
Продолжительность: сентябрь – май (долгосрочный).
Участники проекта: родители, воспитатели, дети группы компенсирующей направленности «Солнечные лучики».
Возраст детей: 5-7 лет.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы представления о родной стране, знают расположение России на карте и глобусе.
- дети интересуются историей Родины, культурными традициями.
- знают традиции родного народа, официальные и неофициальные символы России.
- обогащены знания детей о музейной культуре.
- родители принимали активное участие в реализации проекта.
Этапы реализации проекта «Мы дети России».
Подготовительный этап
- разработка стратегии реализации проекта;
- подбор литературы, методического инструментария (стихи, пословицы и поговорки о Родине, консультации для родителей, памятки);
- составление плана основного этапа.
Основной этап:
- непосредственно образовательная деятельность;
- тематические беседы;
- презентации;
- экскурсии;
- пополнение развивающей среды (патриотический уголок в группе);
- выставки детских и семейных работ (согласно календарно-тематическому планированию);
- рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий с изображением городов России, края, Ачинска;
- оформление патриотического уголка в группе «Мы дети России».
Разделы программы | Содержание деятельности | Сроки |
Беседы с детьми | «История возникновения России». «Государственные символы России». «Русская матрёшка». «Подземные богатства России». «Животный мир России». «Народы России». «Народные промыслы». «Русские народные инструменты». «История праздника Новый год в России». «Русский народный костюм». «Костюмы народов России». «Боевая техника России». «Защитники Отечества». «Устное народное творчество». «Нетрадиционные символы России». «Москва – столица нашей Родины». «12 апреля – День космонавтики». «Наша Родина – Россия». «Правители России». | сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май |
НОД | «Широка страна моя родная» П.Р. (окружающий мир). «Русская матрешка» Х-Э.Р. (рисование). «Природное богатство России» П.Р. (природа и ребенок). «Художественная мастерская» Х-Э.Р. (лепка). «Театры России» П.Р. (Познание окружающего мира). «Елочные украшения расписанные гжелью» Х-Э.Р. (рисование). «Защитники земли русской» П.Р. (окружающий мир). «Флаг России» Х-Э.Р. (нетрадиционное рисование). «Дымковская барышня» Х-Э.Р. (рисование). «Русские писатели и поэты» Р.Р. «Рисование по сказкам А.С. Пушкина» Х-Э.Р. (рисование). «Юрий Гагарин – первый космонавт Земли» П.Р. (окружающий мир). «Москва – наша столица» П.Р. (окружающий мир). «Великий День Победы». «Кремль» Х-Э.Р. (рисование). «Русская красавица – березка!» Х-Э.Р. (аппликация). | сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Собери флаг», «Собери герб России», «Отгадай, где нахожусь?», «Собери матрешку», «Собери картинку города», «Найди отличия», «Загадки и отгадки». Подвижные РНИ: «Горелки с платочком» «Заря-зарница», «Краски» «Колечко» «Пятнашки» «Ручеек» Пальчиковые упражнения и игры: «Матрёшки», «Здравствуй, Родина моя», «Строим дом» «Наряжаем ёлку», «Наконец пришла зима». | сентябрь - май |
Работа с художественной литературой | Русские народные сказки: «Крошечка-ховрошечка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Снегурочка» «Никита Кожемяка», «Сивка-Бурка». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», П. П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Огневушка - поскакушка», И. Крылов «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки», «слон и Моська», Аксаков «Аленький цветочек». Чтение и разучивание стихотворений о России. Чтение пословиц, поговорок о России. | сентябрь - май |
Взаимодействие с родителями | Консультации: «Ребёнок и его родина». «Что должны знать дети о своей Родине?». «Какие русские народные сказки читать детям?». «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». «Знай и люби свою страну» - выставка рисунков. Участие в конкурсах разного уровня. | сентябрь ноябрь март май апрель сентябрь - май |
Совместная деятельность воспитателей и детей | «Птицы и животные России» - рассматривание альбомов и иллюстраций. Игры с лепбуками «Русское народное творчество», «Красная книга», «Хлеб на стол и стол престол!». Рассматривание карты России, символики РФ. Рассматривание иллюстраций: «Народные промыслы» (хохлома, гжель, дымковская игрушка, городецкая роспись), «Русская матрёшка», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России». Прослушивание гимна России, песен о России. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, презентаций о России, городах, народах, проживающих в нашей стране. Экскурсия в краеведческий музей г. Ачинска и по памятным местам города. | сентябрь - май |
Заключительный этап:
Оформление центра по патриотическому воспитанию «Мы дети России».
Музыкально-литературное развлечение «Россия – Родина моя» - итоговое мероприятие (апрель 2019г.).
В ходе реализации проекта возможны внесения изменений и корректировка плана с учетом запроса воспитанников, их родителей, законных представителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности через использование нетрадиционных технологий изобразительной деятельности
Знакомство родителей с особенностями работы воспитателя по изобразительной деятельности с детьми с нарушениями речи....
Методическое пособие "Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО "
Пособие адресуется педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, методистам ДОУ, родителям при организации досуга детей в семье, а также будет интересно студентам дошкольных отделений ...
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности.
За последние годы работы в дошкольных учреждениях с детьми все больше и больше становится детей, имеющих проблемы в речевой сфере различной степени выраженности. М...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности по теме "Путешествие в деревню к бабушке Кате"
НОД с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Домашние животные" по развитию лексико-грамматических категорий:образование существительных с уменьшительно-ласкательными суфф...
Социально - значимый проект для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности " КНИГА - НАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ"
Цель проекта:формирование у детей интереса к книгам. Развитие воображения, творческих способностей через творческую деятельность. Привитие правильных жиз...
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»
Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...
Рабочая программа музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР
Программа раскрывает содержание и организацию музыкальной коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).Принято считать, что к группе детей с ТНР относятся д...