конспект занятия по краеведению во 2 младшей группе "Моя семья"
план-конспект занятия (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия во 2 младшей группе на тему «Моя семья»
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование представлений детей о семье, о членах семьи.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о семье, раскрыть понятие «Семья»;
2.Закреплять умение называть своё имя; называть имена всех членов семьи;
3.Способствовать развитию умения поддерживать беседу;
4.Развивать умение отгадывать загадки;
5.Продолжать развивать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных.
6.Активизировать словарный запас детей по теме «Семья» (дочь, сын, внук, внучка)
7. Воспитывать чувство любви ребенка к семье, желание заботиться о своих близких, радовать их.
Предварительная работа:
1. Рассматривание семейных фотографий;
2. Рассказы детей о своих близких;
3. Заучивание стихов о семье;
4. Беседа о семье;
5. Пальчиковая гимнастика « Моя семья».
Материалы и оборудование: кукла в красивом платье, домик, картинки с изображением членов семьи, сердечки из красного картона в корзинке, аудиозапись с песнями, тучки и солнышки для игры.
Ход НОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Дети садятся на стульчики полукругом. Воспитатель вносит в группу куклу в красивом платье.
Кукла: - Здравствуйте ребята! Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я – Катя, а ты кто?
(Катя знакомится с каждым ребёнком)
Кукла:- Скажите ребята, а кто вас сегодня привёл в детский сад? (спросить у нескольких детей)
Ответы детей: мама, папа, дедушка, бабушка, сестра.
Воспитатель: - Да, ребята, у каждого из вас есть мама, папа, бабушка, дедушка. А как их всех назвать одним словом?
Дети: Семья.
Воспитатель: - Правильно. Это слово – семья. У каждого из нас есть своя семья. Это те, кого мы больше всех любим, это наши родные и близкие люди.
Главное в жизни — это семья,
Где есть мама, папа и я!
Вместе с семьей мы ходим гулять,
Вместе встаем и ложимся спать.
Вместе делаем все и всегда,
Потому что мы настоящая семья!
Воспитатель: - Скажи Катя, а у тебя есть семья?
Кукла: - Да, конечно, у меня тоже есть семья: мама, папа, бабушка и дедушка, и я их очень люблю. А ещё я люблю их по пальчикам называть (вместе с детьми проводится пальчиковая игра «Семья», сидя на стульчиках)
Воспитатель: - А мы тоже знаем такую игру. Ребята, давайте покажем Кате. Присаживайся, Катя, на стульчик.
Этот пальчик – дедушка (большой),
Этот пальчик бабушка (указательный),
Этот пальчик папа (средний),
Этот пальчик мама (безымянный),
Этот пальчик я (мизинец),
Вместе - дружная семья (кулачок) ( воспитатель во время игры надевает на пальцы лица членов семьи)
Кукла: - Какие вы молодцы, ребята!
Воспитатель: - Что за домик тут стоит, а в окошках свет горит. Кто же здесь живёт? Сколько членов семьи? Давайте узнаем.
А для этого послушаем отрывок из песенки (отрывок из песни « Мама-первое слово…»
О ком эта песня?
Дети: О маме.
Воспитатель:- Давайте послушаем Дашу, она знает красивое стихотворение о маме.
Даша: В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья, вам прямо
Лучше всех на свете – мама.
Воспитатель: - Молодец! А как можно ласково назвать маму? (мамочка, мамулечка) А вы для мамы кто? (опросить нескольких детей)
(Выставляет в окошко картинку с изображением мамы).
Воспитатель: - А все ли из вас знают, как зовут вашу маму? (опросить нескольких детей)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам послушать ещё одну небольшую песенку.
(Прослушивание отрывка из песни «Папа может»)
Воспитатель: - О ком эта песня?
Дети: О папе.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Воспитатель: - Ребята, а как можно ласково назвать папу? (папочка, папуля, папулечка). А как зовут вашего папу? (опросить нескольких детей)
Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята! Пришло время отдохнуть. А сейчас я вам предлагаю вместе с мамой и папой выйти на семейную зарядку (дети выходят на физкультминутку)
Физкультминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища влево - вправо)
Мой сверчок, щегол и я.
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: - В этом домике живут мама с папой, а кто же ещё? Попробуйте отгадать загадку.
1)Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой… (бабушки) (выставляется картинка с изображением бабушки) А вы знаете, как зовут ваших бабушек? (опросить нескольких детей) А вы для бабушки кто? (опросить нескольких детей)
2)Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый (дед) (выставляется картинка с изображением деда) А как можно ласково назвать деда? (дедушка, дедулечка)
Воспитатель: - Какие вы молодцы, ребята! Пришло время отдохнуть. А сейчас я вам предлагаю выйти на семейную зарядку (дети выходят на физкультминутку)
Воспитатель: - Все загадки отгадали, всю семью теперь назвали.
Кукла: - Нет, ещё не всю, у меня ещё есть братик Миша. Ребята, а у вас есть братья и сёстры?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы же любите своих братиков и сестричек? Возьмите каждый из корзинки по сердечку. Поднимите руку с сердечком те, у кого есть сестричка. Как её зовут? Теперь поднимите руку те, у кого есть братик. Как его зовут? (опросить детей) Подарите эти сердечки своим сёстрам и братьям. Ну а у кого нет никого, подарите сердечко маме или папе. (Воспитатель помещает картинки с изображением сестры и брата)( Игра проводится сидя на стульчиках)
Воспитатель: - Посмотрите, так кто же живёт в этом домике? Давайте назовём.
Ну, что же, мы сегодня поговорили и о маме, и о папе, вспомнили дедушку с бабушкой и, конечно, сестричек и братиков.
Скажем дружно, как, одним словом, всех назвать.
Дети: Семья.
Игра «Солнышко и тучка»
Воспитатель: - Давайте поиграем в одну игру с нашими новыми друзьями Машей и Мишей. Посмотрите, у вас в кармашках на стульчиках лежат тучки и солнышки. Возьмите их в разные руки и выходите ко мне (дети выходят к воспитателю). Я вам буду рассказывать, что происходит в семье наших друзей, чем они занимаются. Если они делают что-то хорошее, то вы поднимаете вверх солнышко, а если что-то плохое, то тучку.
- Маша и Миша убрали за собой игрушки.
- Вчера они подрались друг с другом.
- Миша порвал новую книжку, которую подарил ему папа;
- Маша поздравила дедушку с днем рождения.
- А вот неделю назад Миша разбил мамину любимую вазу.
- Брат с сестрой в каждый день говорят своей семье волшебные слова «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте».
Воспитатель: - Я надеюсь, что вы не огорчаете и никогда не будете огорчать своих родных, и тоже им говорите волшебные слова? Положите тучки и солнышки обратно в кармашки.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось сегодня рассказывать о своей семье? Что вам больше всего понравилось? Как родные люди должны жить в семье? Как вы должны относиться к своим родным?
(Ответы детей)
Кукла: - Как здорово! Мне так было весело! Спасибо вам, ребята. Но мне пора уходить. До свидания!
Педагог: В дружной семье все любят друг друга и называют друг друга ласково.
Ребята, я предлагаю поиграть в игру «Скажи ласково». Я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково.
Игра «Назови ласково».
Дочь – доченька, дочурка.
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька, папуля
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка, сестричка.
Брат – братишка.
Внук – внучок.
Внучка – внученька
Педагог: Молодцы, ребята! Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
Игра «Добрые слова»
Педагог: Ребята, посмотрите, вот какой у меня есть волшебный мешочек. Давайте наполним его добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи. Я открою мешочек, и ваши добрые слова будут наполнять его.
Мама, какая?
Дети: Добрая, хорошая, красивая, заботливая.
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы).
Педагог: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет, она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная, любимая.
Педагог: Когда мама модно одевается, какая она?
Дети: Красивая.
Педагог: Когда мама улыбается, смеётся, какая она?
Дети: Весёлая.
Педагог: Когда мама заботится о вас, какая она?
Дети: Заботливая.
Педагог: А папа, какой?
Дети: Смелый, заботливый, умелый, красивый, весёлый, сильный.
Педагог: Бабушка, какая?
Дети: Добрая, заботливая.
Педагог: А дедушка, какой?
Дети: Хороший, веселый, добрый
Педагог: Молодцы, ребята! Вот сколько чудесных слов собрали мы для своей семьи в волшебный мешочек. А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны туловища влево - вправо)
Мой сверчок, щегол и я. (повороты туловища влево - вправо)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).
Педагог: Ребята, мы уже говорили о том, что в семье все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек. И никогда нельзя их …….
Дети: Огорчать.
Игра «Солнышко и тучка»
Педагог: Посмотрите, у вас в корзиночках лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое настроение, разочарование, то – тучку.
- Вы помогли маме вымыть посуду?
- На прогулке испачкали куртку?
- Убрали за собой игрушки?
- Подрался с другом?
- Заботишься о бабушке, она заболела?
- Разбил мамину любимую вазу?
- Помог брату (сестре) одеться?
Поздравил дедушку с днем рождения?
Вы съели на завтрак всю кашу;
Разбросали по комнате все игрушки;
Помогли маме мыть посуду;
Нарисовали и подарили папе красивый рисунок;
Порвали новую книжку;
Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»- Разбросали по комнате все игрушки;
- Помогли маме помыть посуду;
- Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
- Вы съели на завтрак всю кашу;
- Всегда говорите своим родным «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».
- Порвали новую книжку;
- Не захотели мыть руки перед едой;
- Покормили собаку или кошку;
- Убегали от взрослых;
- Научились сами одеваться, без помощи взрослых;
- Защищали братика или сестричку от хулигана;
Педагог: Я надеюсь, что вы не огорчаете и никогда не будете огорчать своих родных.
Так, что же такое семья? Кто из вас может ответить? Как родные люди должны жить в семье? Как вы должны относиться к своим родным?
(Ответы детей)
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, художественное слово, речевые ситуации общения.
Наглядный: показ иллюстраций, сюжетных картинок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по краеведению на тему: «Мы дети Сочи». (Подготовительная к школе группа)
Программные задачи:1.Продолжать углублять и расширять знания детей о родном городе, как о городе курорте.2.Развивать речетворческие способности детей, используя прием фантазирования.3.Закреплять...
Конспект занятия по краеведенью "Я - Армавирец"
Конспект занятий в старшей группе....
Краеведение конспект занятия для 2- й младшей группы
Конспект занятия во второй младшей группе...
Конспект занятия по краеведению в подготовительной группе «Традиции моей семьи».
Закрепить знания детей о праздниках нашей страны и своей семьи ,о том, как мы их отмечаем....

Конспект занятия по краеведению во 2 младшей группе . Тема "Моя семья"
Конспект занятия по краеведению во 2 младшей группе .Тема "Моя семья" Цель: выявить знания детей по теме «Семья»,вызвать желание рассказыват...