Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию "Природные богатства Алтайского края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Луничкина Надежда Владимировна

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для подготовительной группы, позволит сформировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алтайского края: полезные ископаемые, пшеничные поля, ленточный бор,животные занесенные в Красную книгу Алтайского края, лекарственные растения леса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Природные богатства Алтайского края.

          Цель: Формировать и совершенствовать представления детей о природных богатствах Алтайского края: полезные ископаемые, пшеничные поля, ленточный бор, животные, занесенные в Красную книгу Алтайского края (серый сурок, ушастый еж, выдра, кабарга, марал, степной орел, цапля, лебедь), лекарственные растения леса (одуванчик, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха).

         Задачи:

  1. Расширять представления детей о природных  богатствах  Алтайского края: полезные ископаемые, пшеничные поля, ленточный бор, животные, занесенные в Красную книгу Алтайского края (серый сурок, ушастый еж, выдра, кабарга, марал, степной орел, цапля, лебедь), лекарственные растения леса (одуванчик, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха).
  2. Формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного участника решения всех экологических проблем, возникающих от внедрения человека в природу (брать полезные ископаемые не в ущерб природе), развивать психические познавательные процессы.
  3. Воспитывать бережное и уважительное  отношение к богатствам края. Обеспечить психологический комфорт воспитанников, вызывая эмоциональный отклик на занятие.

          Активизировать в речи детей слова: гранит, малахит, Колывань, ленточный бор, житница, камнерезы.

   Материал: шкатулка, пшеничный колосок, небольшая часть гранита, сосновая шишка, фотографии с изображением пшеничного поля, ленточного бора, животных (серый сурок, ушастый еж, выдра, кабарга, марал, степной орел, цапля, лебедь), лекарственных растений (одуванчик, подорожник, ромашка, мать-и-мачеха).

        Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об Алтае, чтение литературы о полезных ископаемых, беседы о богатствах Алтайского края.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Этапы, методы, приемы

   Деятельность воспитателя

  Деятельность детей

Организационный момент, игровая ситуация.

Основная часть

Беседа

Наглядный: рассматривание образцов природных богатств

Словесный:

беседа, рассказ воспитателя

Наглядный: рассматривание фотографии пшеничного поля.

Рассматривание фотографии каравая

Беседа, рассказ педагога

Игра «Что за чем. Откуда хлеб пришел».

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, пояснения

Словарная работа: произнесение слова «Житница» хором и по-очереди.

Наглядный: рассматривание образцов природных ископаемых: гранит.

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, пояснения

Словарная работа: произнесение слова «камнерезы» хором и по-очереди.

Словарная работа: произнесение слова «Колывань» хором и по-очереди.

Рассматривание фотографии «Царицы ваз»

Наглядный: рассматривание сосновой шишки.

Рассказ воспитателя, показ иллюстраций, пояснения

Дидактическая игра «С какого дерева лист»

Рассматривание картинок березы, тополя, осины, ивы и нахождение их листьев

Фиминутука «Лес»

Рассказ воспитателя, показ картинки, пояснения

Дидактическая игра «Кто лишний»

Рассказ воспитателя, показ картинок, пояснения 

Показ иллюстраций: серый сурок, ушастый еж, выдра, кабарга, марал, степной орел, цапля, лебедь

Рассказ воспитателя, показ картинок, пояснения

Загадывание загадок о лекарственных растениях Алтайского края.

Вопросы к детям

Использование художественного слова

Заключительная часть подведение итогов.

-Доброе утро, ребята!

Утром Солнышко встает,

Всех на улицу зовет    

                

Выхожу из дома я:                      

«Здравствуй, улица моя!»             Отвечаю Солнцу я                      

Отвечаю Травам я                      

Отвечаю Ветру я                      

Здравствуй, Родина моя!        

Ребята, смотрите, какое интересное слово мы только что с вами произнесли: «Родина».

 А вы знаете, что такое Родина?    

Правильно, ребята, Родина-это то место, где человек родился и живет.

А как называется наша родная страна?

Правильно, Россия или Российская Федерация.

Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия –единственная необыкновенная страна-, потому что она - наша Родина.  

А кто скажет, как называется наш край, в котором мы живем?

Правильно, ребята, Алтайский край-это и есть наш родной край. Россия – наша огромная родина, а Алтайский край – наша малая родина, уютный уголок, в котором родились и живем мы с вами.

А как называется родной город, в котором мы живем?

Правильно, Барнаул, наш родной город, наш дом. А мы с вами знаем, что Барнаул это еще и столица…? (Алтайского края).

Ребята, а вы любите свою малую Родину? Алтай велик и красив.

Как вы думаете, почему наш край назвали Алтайским?

Вот интересно, что это за слово такое «Алтай»? Что оно значит?

Сравните, как звучат вот эти два слова «Алтай» и «Алтын». Похожи?

В старину словом «алтын» называли золото. Значит Алтай – золотой край. Почему же его так называли?

Ребята, вы сегодня утром ничего не нашли необычного в нашей группе?

Удивительно, а я сегодня утром в группе нашла необычную шкатулку. Вот она, и на ней надпись «Ребятам подготовительной группы детского сада №56» «Природные богатства Алтая».

Ребята, оказывается эта шкатулка – подарок для нас. Как вы думаете, что за богатства там внутри?  

Наверное, там много – много золота подарила нам природа, раз наш край Алтай называют золотым.

Как вы думаете?

Давайте откроем шкатулку и посмотрим. (Педагог приоткрывает шкатулку и достает колосок пшеницы).

-Ой, а это и не золото, а всего лишь колосок. Почему же люди называют его золотом?

 Ребята, смотрите, как красиво! На что похожи хлебные поля?

Правильно, ребята, поля золотые.

Каждый день мы видим это золото на столе. Что же это за золото?

Правильно, это хлеб. Хлеб испекли из муки. А муку получили из пшеницы. Она же золотая!

А сколько сил люди разных профессий вложили, чтобы у нас каждый день стоял хлеб на столе!  Посмотрите, пожалуйста, на картинки и расскажите, как же хлеб появился у нас на столе?

Молодцы! Оказывается сначала нужно весной поле вспахать, затем засеять. Все лето всходы пшеницы растут, зерно созревает. Осенью комбайны собирают урожай, затем на больших грузовиках зерно везут на элеватор. Здесь зерно просушивают, на современных мельницах мелят. Затем готовая мука поступает на хлебозавод, где из нее замешивают тесто и выпекают вкусный ароматный хлеб. Хлеб на маленьких грузовичках из хлебозавода привозят в магазин. А в магазине совершив покупку, мы приносим хлеб домой. Вот как  хлеб попадает к нам на стол. И, правда – Хлеб наше богатство! Недаром Алтай называют житницей Сибири. Житница – значит хлеборобный край, кладовая хлеба. Давайте произнесем слово «житница» все вместе, а теперь ты С…, скажи правильно.

Давайте посмотрим, что же еще есть у нас в шкатулке. Может теперь, мы найдем золото. (Педагог достает небольшой камень гранита)

Что это ребята?  

Оказывается, ребята, наш Алтайский край богат не только широкими золотыми полями, но и высокими горами. В горах Алтая добывают  много полезных ископаемых: гранит, малахит, яшма, серебро, медь. Здесь расположены знаменитые  во всем мире месторождения серого, белого, фиолетового, золотистого мрамора. Из него делают красивые вазы, шкатулки для украшений. Их изготавливают специальные мастера «камнерезы».

Давайте произнесем это слово хором и по одному. Кто такие камнерезы?

Самое знаменитое место на Алтае, где добывают богатство гор называется Колывань. Давайте произнесем это слово дружно и по одному.

На всю Россию славятся своим мастерством колыванские камнерезы. Самая знаменитая ваза, вырезанная из малахита колыванскими мастерами, называется «Царица ваз» и хранится она в музее Санкт-Петербурга «Эрмитаже». Как вы думаете, почему она так называется? Правильно, в истории не известно другой такой гигантской  и красивой вазы из твердого камня, поэтому и назвали ее «Царицей ваз». Действительно, золотые руки у наших камнерезов!

Давайте, еще раз заглянем в шкатулку, может там  найдется еще  золото. (Педагог приоткрывает шкатулку и вынимает сосновую шишку)

Ребята, что это? Это шишка. С какого дерева эта шишка? С сосны.

А где растет сосна? Что же это за богатство Алтайского края?  

Посмотрите. Ребята, как величественно и красиво тянутся сосны ввысь. А кора- то у них какого цвета?

Лес, ребята, это еще одно богатство Алтайского края. Во всем мире известны Ленточные боры нашего края. За свою красоту и неповторимость Ленточные боры  признаны уникальным природным наследием России и взяты под защиту.

Кроме сосны здесь растут и другие деревья и кустарники. Ребята, внимательно посмотрите и назовите с какого дерева лист. А теперь ребята предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть:

Руки подняли и покачали.

Это - березы в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Тихо на место присядем.

Да, богат наш край лесами, но еще он богат животными. Назовите животных, которые обитают в Алтайских лесах (волк, лиса, бобр, лось, заяц, рысь, соболь, олень…)

Предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний». Я буду говорить  названия животных, а вы должны будите определить, какое животное не живёт у нас на Алтае. Ну что, готовы? Тогда слушайте внимательно.
Волк, белка, обезьяна, барсук.
Заяц, соболь, кенгуру, медведь.
Олень, ёж, лиса, тюлень.
Косуля, марал, верблюд, лось.
Молодцы, ребята!

Ребята, а вы знаете, что некоторые  животные занесены в Красную книгу.  А каких животных заносят в Красную книгу?

- Почему именно в Красную книгу? Ведь этот цвет выбран для книги не случайно.
В нашем Алтайском крае тоже есть своя Красная книга. Назовите животных, которые занесены в Красную книгу Алтая     и Алтайского края. Правильно, это серый сурок, ушастый еж, выдра, кабарга, степной орел, цапля.  
Лес не только красив, он ещё и кормит, и лечит. А что в лесу можно собирать? (грибы, ягоды, лекарственные травы).
А интересно, знаете ли вы лекарственные растения. Сейчас мы и проверим. Я буду загадывать загадки, а вы называть ответы. Слушайте внимательно.
1.Золотой и молодой
За неделю стал седой
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу я в карманчик
Бывший… (одуванчик)
А вы знаете, что одуванчик
 в медицине на Руси считали «жизненным эликсиром». Соком молодого одуванчика лечили и выводили тёмные пятна на коже и веснушки.

2. Путника друг – 
Скромный, невзрачный листок
Ты на пораненный палец
Влажной заплаткою лёг
Многим у нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство,
Тут же на тропке у ног… (подорожник).
А вы знаете, что если на ранку положить листик подорожника, то ранка быстро заживёт.
3.Если случится тебе простудиться
Привяжется кашель, поднимется жар
Придвинь себе кружку, в которой дымится
Душистый отвар. (ромашка)
4.Первоцвет весенний
Жёлтенький цветок.
Потянулся к солнцу
Нежный лепесток.
Первоцвет весенний
Ключик от весны.
Ни тебе ли снятся золотые сны?
Будь же осторожен
Не сорви его
Мягкого, душистого
Друга моего. (мать –и- мачеха)
А вы знаете, что мать – и – мачеха – лекарственное растение. Настойка из листьев и цветов употребляется при простудных заболеваниях.

Вот сколько живительной силы дарит нам лес. Только и мы должны его беречь и никогда не забывать правила поведения в лесу. Что в лесу делать нельзя?

Будем с вами беречь нашу родную природу.

Да славен и богат наш Алтай:
Раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко,
Посмотришь, как будто нет края,
Лишь солнце палит высоко.

Гляжу я на наши просторы,
Любуюсь – какая земля!
Покрытые новым убором,
В хлебах утопают поля.

И места нет более краше,
Любимый, цветущий мой край,
Ты – житница Родины нашей,
Ты – золото наше, Алтай.

И в заключении в память о нашем занятии я хочу вам подарить вот такие сувениры. Вот какие богатства нам дарит природа Алтая.

Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Руки поднять вверх.

Сгибать руки в локтях к груди.

Показать рукой на себя.

Выпрямить руки в стороны.

Поднять руки над головой.

Опустить руки на ковер.

Поднять руки над головой и покачать ими.

Взять друг друга за руки.

Ответы детей.

Алтайский край

Алтайского края

Ответы детей

Потому, что лес в золотом наряде, горы красивые. Потому, что в горах есть золото

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Поля золотистые.

Хлеб

Дети выкладывают картинки, с изображением разных работ, в определенной последовательности:  

Ответы детей

     

 

Потому что она красивая и  большая

Сосновая шишка

В лесу, бору

Золотая

Дети внимательно рассматривают картинки березы, тополя, осины,  ивы и соотносят их с листьями

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Ответы детей

Обезьяна (Южные, тропические страны)

Кенгуру (Австралия)

Тюлень (Арктина и Антарктика)

Верблюд (Африка, пустыня)

Редких, исчезающих

Это цвет тревоги, надвигающейся опасности. Внимание, остановись, не губи  природу! Защити ее!

Детям вручаются памятные сувениры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, раздел ФЭМП, тема "Зимняя прогулка" (средняя группа)

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевск...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Направление «Познавательно-речевое» Образовательная область «Познание» Те

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту проведу 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

Конспект образовательной деятельности. Направление "Познавательно - речевое". Образовательная область "Познание". Тема: "Природа - наш общий дом".

Конспект для работы с детьми старшей группы. Разработала для конкурса "Воспитатель года - 2013", в котором участвую. Открытое мероприятие по этому конспекту провела 05.12.2012года, в рамках конкурса "...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в интеграции образовательных областей «Путешествие в город цветов»

Цель: уточнить и систематизировать знания о цветахЗадачи: Образовательные: закрепить знания детей о многообразии мира цветов, их частей, местах их произрастания, об условиях, которые необходимы для ро...