Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе "Что мы видели в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Смекалова Светлана Владимировна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Дюймовочка» комбинированного вида.

Конспект

образовательной деятельности по познавательно-речевому

 развитию в средней группе

 «Что мы видели в лесу?»

Смекалова Светлана Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории

п. Демянск

2011 г.

Пояснительная записка.

        Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию на тему «Дикие животные» разработан с учетом программы дошкольного воспитания «Радуга» Т.Н. Дороновой, реализуемой в ДОУ,  возрастных особенностей детей 4-5 лет, индивидуального подхода и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (10 образовательных областей, интеграция, интегрированный подход).

        При составлении конспекта  была использована дополнительная литература:

  1. Л.Н. Смирнова, «Логопедия в детском саду»
  2. Т.А. Ткаченко «Мелкая моторика»
  3. Н.М. Быкова «Игры и упражнения для развития речи».

Интегрированная образовательная деятельность развивает потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

         Форма проведения интегрированной образовательной деятельности нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированная образовательная деятельность раскрывает значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.         

Для  проявления ключевых компетентностей  у детей в образовательной деятельности учитывала организационно-педагогические условия компетентного подхода. Использовала метод проекта для дальнейшей работы по теме «Дикие животные» и проявления  ключевых компетентностей.        

В образовательной деятельности использовано мультимедийное оборудование (проектор, экран), применена методика ТРИЗ, смена видов деятельности, развиваются начальные компетентности

На занятии использованы следующие методы и приемы:

словесный метод (рассказы  воспитателя, рассказы детей, словесные игры)

практический (совместное выполнение коллажа, импровизация физкультминуток, пальчиковая гимнастика, игровые упражнения)

информационно-развивающий (беседы, работа с книгой)

репродуктивный объяснительно – иллюстративный (иллюстрации, картинки, создание импровизационного леса)

проблемный метод (создание проблемных ситуаций, неправильные вопросы)

        

         Цель: уточнять и расширять знания детей о диких животных.

Образовательные задачи: Обогащение естественнонаучных представлений, знаний о диких животных, их внешнем виде, повадках, местах обитания и образе жизни. Уточнение и расширение сло варя по теме «Дикие животные»;  (медведь, волк, лиса, заяц, белка, ежик, лось, детеныш большой,, маленький). Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Совершенствование грамматического строя речи (притяжательных прилагательных (волчий, лисий, беличий, медвежий, заячий), глаголов (прыгает, крадется, рыщет). Закрепление звукопроизношения. Введение нового понятия «жилище».

Развивающие задачи: Развитие зрительного восприятия, внимания и памяти, формирование диалогической и связной  речи детей, развитие творческих способностей - умения передавать в движении, речи мимики, характер животного, развитие общей моторики,  умения отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитательные задачи:  Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само стоятельности, инициативности, ответственности. Развитие творческих способностей — умения передавать в движении походку и характер животного. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Проектор, экран; указка; подбор картинок по теме, куб с изображениями животных, магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы, оборудования для  леса: искусственные ели, пеньки, ветки, коллаж «Лес» для завершения совместной деятельности детей, ковролин, картинный материал жилища диких животных, шапочки для импровизации игр: лисы, волка, зайца, картина с изображением диких животных и их детенышей, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принесла Даша.

 Даша показывает всем ребятам энциклопедию о диких животных. Ребята с интересом рассматривают энциклопедию и называют диких животных.

Воспитатель: Ребята, где можно увидеть диких животных?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Вы хотите попасть в лес?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: На, чем можно отправиться в лес?

Дети: На машине, на велосипеде, пешком, на автобусе.

Воспитатель: Тогда отправляемся….

Звучит музыка дети входят в зал.

Воспитатель: Дети, посмотрите какая красота вокруг. Куда же мы попали?

Дети: В лес.

Воспитатель обращает внимание детей на экран: Ребята, я кого то вижу. Посмотрите, кто это?

    Проводится игра «Звери спрятались в лесу». На экране появляются силуэты диких животных и дети должны отгадать кого они увидели.

Дети: - Я вижу волка.

- Я вижу лису.

- Я вижу зайца.

- Я вижу лося.

- Я вижу белку.

- Я вижу медведя и т.д.

В ходе рассматривания картины, задается заранее не верный вопрос.

Воспитатель: Дети, а я вижу слона

Дети должны увидеть ошибку и аргументировано объяснить, почему я ошиблась.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Назовите одним словом, каких вы увидели животных?

Дети: Звери. Дикие животные.
Воспитатель:  Почему этих животных называют дикими?
Дети: Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

      Проводится игра «Необычный куб».

Дети по очереди бросают куб, рассказывают о животном, которое выпало. Вот лиса, она рыжая ,хитрая, охотится на мышей, зайцев. Это медведь, он большой , косолапый, он любит мед, ягоды, рыбу и т. д

Воспитатель: Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово «жилище»?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова. 

Воспитатель:  А где мы можем узнать что такое «жилище»?

Дети: В книге, у взрослых, в интернете, по телевизору.

Воспитатель поясняет: «Жилище — место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу. 

Дети вместе с воспитателем идут  к  ширме, где создан «осенний  лес».

Воспитатель:  Что вы видите?

Дети: Белку

Воспитатель: Как называется ее дом?

Дети: Белкин дом называется дуплом.

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это нора. Это дом лисы.

Воспитатель:  А как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: А какое жилище у ежа?

Дети: Он спит в листьях.

Воспитатель: А какое жилище у зайца?

Дети: Он спит под кустом.

Воспитатель: А какое жилище у волка?

Дети: Это логово.

Воспитатель: В давние давние времена жили звери, поживали. Но ни у кого в те времена не было хвостов. А без  хвоста зверю ни красоты, ни радости. Однажды по лесу прошел слух: хвосты раздавать будут! Привезли много разных хвостов: больших и маленьких, толстых и тонких, длинных и коротких, пушистых и гладких.… И побежали звери со всех сторон, понеслись, помчались во весь дух за хвостами.

     Проводится игра «Чей хвост?». На ковролине изображения животных без хвостов. Дети подбирают животному соответствующий хвост. Озвучивая животное.

Дети: Я,  лиса, выбираю себе большой, пушистый, рыжий лисий хвост.

Присоединяют хвосты к животному

   Проводится игра «Длинный или короткий?» с мячом

У зайца длинные уши, а у медведя……(короткие).

У лисы длинный хвост, а у зайца ……(короткий).

У белки  длинный хвост, а у медведя ……(короткий).

У белки короткие ноги, а у волка……(длинные).

У медведя короткий хвост, а у лисы……(длинный).

У ежика короткие уши, а у зайца……(длинные).

Воспитатель: Вы не устали? Хотите отдохнуть?

Игра «Кто как передвигается?»

Заяц и белка прыгают; лиса крадется; волк рыщет; медведь ходит неуклюже. Дети имитируют движения животных  

         Затем детям предлагается выбрать и провести самим пальчиковую игру или подвижную игру.

Дети предложили – «Испуганный зайчонок», «Кто как передвигается?», пальчиковая игра «Зайка под кустом».

Воспитатель: Как вы думаете, у диких животных есть детеныши?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте вспомним, как они называются?

Проводится  упражнение «Кто с кем?»

Наступили холода, заболели животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на поляне около лечебницы собралось много животных. Посмотрите на картинку. Кто пришел к лечебнице доктора Айболита?

Дети: Лиса с лисенком. Зайчиха с зайчонком и т.д. (Хоровые и индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Назовите лишнее животное и объясните почему.

Проводится игра «Четвертый лишний»

  1. Корова – волк – лиса – медведь
  2.  Волк – лиса – петух – еж
  3. Белка – кошка – лиса – заяц
  4. Лиса – медведь – волк – лисенок  и т.д.

Каждый ребенок показывает кто лишний указкой на экране.

Воспитатель: Вот и закончилась наше путешествие. Пора возвращаться в группу. Что вам понравилось в нашем лесу, в нашем путешествии?
Дети: Дупло, в котором живет белка. Как мы превращались в зайчиков. На большом экране животные. Игра в необычный куб и т.д

Воспитатель: Ребята, давайте на память о нашем путешествии сделаем картину и повесим её в группе.

Каждый ребенок выбирает животное и помещает его на картину рядом со своим жилищем.

Воспитатель: Где живет лиса?
Дети. Лиса живет в норе.
Воспитатель: Значит, это чья нора?
Дети. Это лисья нора.
Воспитатель: Где живет белка?
Дети. Белка живет в дупле.
Воспитатель: Дупло чье?
Дети. Это беличье дупло.
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети. Медведь живет в берлоге.
Воспитатель: Это чья берлога?
Дети. Это медвежья берлога.
Воспитатель: Где живет заяц?
Дети. У зайца нет дома. Он живет под кустиком.
Воспитатель: Где живет ежик?
Дети. Ежик прячется на зиму в норке.
Воспитатель: Значит это чья норка?

Дети: Ежовая.

Воспитатель: Мне очень нравится. А вам? Давайте придумаем название нашей картине.

Дети: В лесу. Сказочный лес. Лес — дом для животных.

Воспитатель:  Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?

Дети: Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит.

Воспитатель: А как люди должны вести себя в лесу?

Дети: В лесу нельзя ничего ломать, преследовать насекомых и животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.

Воспитатель: Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился: Даша,  Маша  много знают о диких животных; интересными были ответы на вопросы у Мстислава, Ваня; Лиза провела игру. Дима знает  жилище животных и запомнил новое слово. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.  Ребята мы  с вами продолжим работу о диких животных  в различных зонах.

 Воспитатель спрашивает у каждого ребенка,  чем бы он хотел заняться в зонах. Дети идут в группу и расходятся по зонам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию, раздел ФЭМП, тема "Зимняя прогулка" (средняя группа)

Управление образования администрации Сергиево-Посадского районаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 35»141300, г. Сергиев Посад, ул. Воробьевск...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию II младшая группа Тема "Зимушка-зима"

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию разработан для второй младшей группы, позволит расширить представления детей о характерных признаках зимы, учить устанавли...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в средней группе на тему «Как хлеб на стол пришёл» с использованием мультимедийного оборудования.

Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении; познакомить с профессией пекаря и хлебороба;Развивающие: ...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в интеграции образовательных областей «Путешествие в город цветов»

Цель: уточнить и систематизировать знания о цветахЗадачи: Образовательные: закрепить знания детей о многообразии мира цветов, их частей, местах их произрастания, об условиях, которые необходимы для ро...