Непосредственно образовательная область «Познание» конспект интегрированного занятия «В гости к Хантам»
план-конспект занятия
Цель. Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи
- Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
- Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Развивающие задачи
- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
- Учить употреблять в своей речи национальные термины.
- Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
- Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
- Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.
Методы и приемы
- Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
- Художественное слово, пословицы, загадки.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
- Использование слайдов, изделий хантыйского народа.
- Музыкальное оформление занятия.
- Украшение амулета.
- Эксперименты, опыты.
- Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа
- Создать групповой Краеведческого Музея.
- Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
- Наблюдения на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
- Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера.
- Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
- Дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»,
- Подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы
- Макет чума и народные игрушки хантов.
- Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
- Народно-прикладное искусство хантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_v_gosti_k_hantam.docx | 147.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Рябинушка»
Непосредственно образовательная область «Познание»
конспект интегрированного занятия
«В гости к Хантам»
Подготовила: воспитатель,
Адаменко Юлия Афанасьевна
г. Покачи, 2021 г.
«Вы на карту посмотрите
И СУРГУТ на ней найдите,
Потому что здесь наш дом
Мы на Севере живём».
И. Истомин
Цель. Расширять и закреплять у детей знания, интерес, представление и любовь к родному краю, к своей малой Родине.
Программное содержание
Образовательные задачи
- Дать знания о своеобразии жизни хантов: природа, жилище, одежда, труд.
- Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
Развивающие задачи
- Развивать практические и творческие умения на основе теоретических знаний: показ использования приобретённых знаний, умений и навыков в практическом действии.
- Учить употреблять в своей речи национальные термины.
- Развивать связную речь, память, мышление, уметь рассуждать делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать любовь к родному краю – месту, где дети живут и растут, любовь и бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать благоприятные эмоционально-деловые отношения среди детей: активность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности.
- Воспитывать умение слушать и понимать других: терпение, выдержку, самоконтроль.
- Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, воспитывать убеждение, что родной край самый лучший уголок на Земле, его будущее зависит от экологически грамотных технологий использования природной среды.
Методы и приемы
- Метод витагенного опыта (жизненный опыт детей).
- Активизация словаря: жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, малица, унты, ханты, стойбище, чум, коренные народы.
- Художественное слово, пословицы, загадки.
- Дидактические игры: «Собери картинку», «Рыбаки», «Веришь – не веришь», «Рассели животных»
- Использование слайдов, изделий хантыйского народа.
- Музыкальное оформление занятия.
- Украшение амулета.
- Эксперименты, опыты.
- Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа
- Создать групповой Краеведческого Музея.
- Рекомендовать родителям посетить музей, знакомящий с бытом северных народов.
- Наблюдения на прогулке.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край».
- Чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов Севера.
- Составление рассказов на темы: «Где мы живем?»
- Дидактические игры: «Что растет в лесу?», «Что лишнее?»,
- Подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы
- Макет чума и народные игрушки хантов.
- Иллюстрации с изображением животных, рыб, растений Севера.
- Макеты ремёсел ханты: рыболовство, оленеводство.
- Народно-прикладное искусство хантов.
Ход занятия
- Здравствуйте дорогие друзья! Я очень рада вас видеть. Я директор Музея, а ваши имена я смогу прочитать на бейджиках.
Знаем ли мы уголок России, в котором мы живём? Край, в котором мы растём? А земля эта носит благодатное имя Ханты-Мансийский автономный округ.
Слышны звуки музыки народов ханты и манси.
- Ребята, слышите? – звучит музыка. Кому из вас приходилось слышать эту мелодию? Что она вам напоминает? (Ответы детей).
- Музыку, которую вы слышите, напоминает звучание песен народов ханты и манси. А народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края. Коренными их называют за то, что они живут на нашей земле очень давно.
- Вы любите путешествовать? (Ответы детей).
- Давайте совершим маленькое путешествие по нашему краю и узнаем, откуда звучит эта необычная музыка. Посетим стойбища: «Быт и традиции народов ханты», «Рыбная охота», «Таёжное стойбище», «Национальное искусство».
- На чём нам лучше отправиться в наше путешествие по родному краю?
Предложить игру «Собери картинку».
- Чтобы выполнить задание, в этом помогут вам карточки, а чтобы быстрее выполнить, давайте разделимся на пары.
Дети делятся на пары и выполняют задание.
- Что у вас получилось?
Дети: самолёт, машина, олень лодка, поезд.
- Посмотрите, здесь находится картинка, на которой изображён олень. Может это ошибка?
Дети: Нет, на стойбищах ханты и манси ездят на оленях и даже устраивают соревнования.
- Хорошо, вы меня убедили, что олень попал сюда не случайно. На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю? На чём же мы с вами отправимся в путешествие по родному краю?
Дети: На оленях, потому что они выносливые и легко передвигаются по снегу.
- Давайте запряжём оленьи упряжки и отправимся в путешествие на стойбища. Но сначала, нам нужно задобрить сказочного героя Куль-отыра, царя оленей и оленеводов хантов. Народ ханты верили, что царь Куль-отыр приносит удачу. Давайте дружно для него споём запевку с волшебными движениями. Слова в ней сказочные, необычные, они обозначают только хвалебные слова. (Все встают)
Куль-куль-отыр (2 раза) - руки хлопают по коленям.
Гули-гули (4 раза) - руки над головой.
Куль-отыр - руки хлопают по коленям.
Оленя (2 раза) – руки скрещивают над головой (показывают рожки оленя).
Гули-гули (4 раза) - руки над головой.
Куль-отыр - руки хлопают по коленям.
Дети произносят слова, соединяют их с движениями, постепенно темп убыстряется.
- Вот теперь мы в пути. Мы побываем в гостях у хантов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.
Стойбище «Быт и традиции народов ханты»
Первый экскурсовод – девочка рассказывает о жизни хантыйских женщин.
Рассказывает и показывает
- «Уважаемые гости отгадайте загадку:
«В доме лишь одна стена,
Очень круглая она
До того она кругла –
Ни единого угла. (Чум).
- Начинаем нашу экскурсию. Располагайтесь удобнее. Перед вами хантыйский дом – чум. А скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят).
- Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим хантыйские женщины.
Чум делают из оленьих шкур, его можно быстро разобрать и перевезти в другое место.
Так как чум не большой, а в чуме живёт много людей, поэтому у каждой вещи есть своё место и живущие в нём поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина. Что она делает?
Дети: Хозяйка варит еду, чай из целебных трав, убирает в чуме, смотрит за детьми. Шьёт одежду, украшает её.
- Хозяйка чума - хантыйская женщина - является хранительницей очага. Ещё из сушёной рыбы делают муку, из крапивы – нитки. Из них плетут сети, ткут ткани, шьют одежду, игрушки для детей.
Женщины занимаются воспитанием детей. Для младенцев изготавливают специальные люльки из бересты. А вместо памперсов используют мох - он обладает дезинфицирующими свойствами. На колыбельке рисуют «глухарку». Ханты считают, что она защитит ребенка от злых духов. Для девочек мамы сами шьют кукол из тряпочек и ниток. Лица игрушкам не рисуют, чтобы они не ожили. Мамы учат своих дочерей вести домашнее хозяйство.
Второй экскурсовод рассказывает о жизни мужчин-хантов.
- «Мужчины - ханты пасут оленей, ловят рыбу, занимаются охотой. Они подолгу находятся вне дома, добывают пищу. Одежда и обувь у них тёплая и лёгкая, чтобы в мороз не замёрзнуть и не вспотеть, даже если целый день за оленями идти будут.
Ещё мастерят посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям. И, конечно же, они изготавливают легкие сани – нарты. В нарты запрягают оленей и передвигаются по тундре. Олень для ханты и дом, и еда, и помощник в перевозке груза. Уважают ханты оленя!
А лыжи подбиты оленьим мехом. А у меха есть необычное свойство: если гладить в одну сторону, то мех ложится гладко и рука по нему идёт свободно. Если провести по меху рукой в другую сторону, то он «встаёт дыбом», гладить его в эту сторону сложно.
Эксперимент с представителем туристического агентства – воспитателем. Дети гладят натуральный мех – жёсткий и мягкий.
- Как вы думаете, какая между ними разница? (Ответы детей).
- Легче ехать и взбираться на горку с каким мехом? (Жёсткий мех лучше).
- Верно. Мех на лыжах расположен так, что ехать по ровному месту на них легко, а если попадётся горка, то забираться на неё помогает «вставший дыбом» жёсткий мех.
-Ребята, если у вас возникли вопросы, то можете их задать.
Дети задают вопросы. Если у детей-экскурсоводов возникнут затруднения, то воспитател ь- директор Музея, ответит на возникшие вопросы.
Стойбище «Рыбная охота»
- О стойбище «Рыбная охота» нам расскажет экскурсовод (назвать ребёнка, который показывает и рассказывает. Директор по мере необходимости помогает).
- В нашем крае люди издавна занимаются рыбалкой, даже своих детей ханты и манси с раннего детства приучают этому полезному делу. Ханты и манси люди очень честные, доверчивые, люди которые очень любят свой край. На рыбалке они обязательно задают загадки (улыбаясь). А вы хотите пойти на рыбалку?
Поиграем в игру «Рыбаки». Игру и опыт проводит директор Музея.
«Рыбаки все хитрецы вмиг разбросят сети
Нет вкуснее ничего рыбки в целом свете!
Вы, ребята не зевайте, рыбкам дружно помогайте.
Ну, чего вы? Не сидите! А сквозь сети проскользните!»
Натянута сеть. Дети должны найти для каждой рыбки (рыбки разного размера) определённое отверстие в сети (дырки в сети тоже разного размера).
- Ну, вот, вся рыба прошла сквозь сети! И рыбаку ничего не досталось! У него нет никакого улова. Что рыбак сделал не так?
Ответы детей: сеть с крупными дырками, вот вся рыба и выскользнула.
- Давайте проверим: действительно ли рыболов остался без рыбы из-за того, что у него крупные сети?
Опыт
- Крупные сети. Вывод: вся рыба выскользнула.
- Мелкие сети. Вывод: поймали всю рыбу.
В: Вот это да! Не осталось ни одной рыбки? А что же мы будем кушать завтра? (Ответы детей: сети нужны среднего размера, чтобы мелкая рыба осталась в воде).
- Хороший улов у нас, молодцы! Сейчас мы прибываем на «Таёжное» стойбище и отдадим наш улов… А вы готовы отгадать кому?
(Описание медведя)
- Это животное, если станет на задние лапы, может достигать в высоту до двух метров, имеет вес до 400 кг, у него сильные когти, большие клыки, хороший тёплый мех. (Ответы детей).
Медведя почитают у народов ханты. Его имя боялись даже вслух произносить, раньше его называли лесным человеком. В его честь организовывали праздник. Для его проведения изготавливали деревянные фигурки медведя, пели песни (достаёт из коробки деревянного медведя).
Сегодня и мы с вами можем окунуться в волшебство заклинаний народов ханты: кто дотронется до этой волшебной фигурки и при этом загадает про себя желание, оно исполнится (В это время звучит музыка, директор Музея подходит к детям. Дети загадывают желание).
- Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Веришь - не веришь». Если тому о чём я говорю, вы верите, поднимайте красную карточку, если не верите, то синюю, но имейте в виду, что вы должны доказать, обосновать свой ответ.
1. Верите ли вы, что корова живёт в лесу? Почему она не может там жить?
2. Верите ли вы в то, что белый медведь живёт в пустыне? Почему он не может там жить
3. Верите ли вы в то, что слон живёт на Севере? Почему он не может жить на Севере?
4. Верите ли вы в то, что рыба живёт в поле? Почему она не может жить в поле?
5. Верите ли вы в то, что северный олень живёт в лесу? Почему он не может жить в лесу?
(Доказательные ответы детей).
Игра «Рассели животных»
Молодцы, вы доказали свои ответы. Каждое животное живёт в определённом месте. Давайте вспомним тех животных, которые живут на Севере. (Подходим к макету тундры). Из всех животных, которых вы видите перед собой, вам нужно выбрать только животных Севера и поселить их там, где они обитают (в тундре, в реке, у реки, в поле).
Самостоятельная деятельность.
- Благодаря вам ожил наш маленький участок северной земли. Как много, оказывается, у нас животных. Интересно, как же они приспосабливаются к нашим холодам.
Ответы детей: толстый слой жира, тёплая длинная шерсть, впадает в спячку, меняет шубку.
Стойбище «Искусство»
В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы и чтоб не замёрзнуть, жители шьют себе одежду. Послушайте загадку: «В одну дырку влезешь, а из трёх вылезешь»
Ответ детей: малица.
«Женщины – ханты – очень талантливы. Они делают очень красивые изделия из меха. Шьют малицу - шубу из оленьего меха, рукавицы и унты - меховые сапоги. Украшают очень красиво, каждый на свой лад. Для мужчин шьют пояс. Пояс для него считается гордостью, он его не бросает и не снимает.
Считается, что девушка завидная невеста, если у нее на малице красивый и разнообразный орнамент. Потому, что сразу видно - рукодельница! В своих украшениях женщины используют узоры: (показывает) оленьи рожки, уши зайца, жучки.
В тундре нет магазинов, поэтому игрушки родители для своих детей делают сами: для мальчиков лодочки, фигурки оленей, нарты. Для девочек – куколок и такую же шьют одежду, какую носят сами.
А теперь я передаю слово нашей рукодельнице - ребёнку.
Рукодельница: Я предлагаю вам украсить узором обереги – солнце. Ханты считают, что они защищают от злых духов. Перед вами на столах лежат 4 квадрата. Из одного квадрата, срезая уголки, вырежем круг, а 3 других разрежем по диагонали и получим 6 треугольников. Круг приклеим в середине, а треугольники по краю. Вот у нас и получился орнамент щучьи зубки.
Дети приступают к работе. Перед ними на столах лежат заготовки оберегов, следует наклеить геометризованный узор и лицо - солнце.
- Сегодня мы научимся делать амулеты. Он защищает от болезни, бед и несчастий. Основной материал, из которого делают амулеты лежит на столах: бисер, мех, кусочки кожи, заготовка орнамента, клей.
Амулет сделан из кожи, в центре орнамента «глухарка», по краю отделка из меха. Украсить бисером вы можете по желанию. Приступаем к работе.
Дети изготавливают амулет, оказать помощь.
- Какие красивые амулеты у вас получились, вы можете надеть их на себя, чтобы они вас оберегали от болезней, неприятностей, бед.
- Пока наши обереги набирают волшебную силу, пока мы будем добираться домой, предлагаю высказать своё мнение о нашем путешествии, и в этом нам поможет мой амулет. Мы будем передавать его друг другу и говорить, что понравилось.
Первой начну я: мне очень понравилось путешествовать с вами. Вы были активными и старательными. Молодцы!
Передать амулет детям, помочь вопросами.
Спасибо всем! Вот видите, как много мы уже знаем и как много нам ещё предстоит узнать! Мы гордимся, что живём в прекрасном богатом крае.
Разве можно о Северном крае рассказать в одном сюжете –
Жаль, что не хватило времени в нашем путешествии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в форме интегрированного занятия с детьми с ОНР 6-7 лет "В гостях у мудрой совы"
Занятие способствует формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет по лексической теме "Птицы"....
Образовательная область «Познание»: конспект занятия в средней группе по формированию ЗОЖ «Дорожка здоровья»
Учить детей заботится о своем здоровье...
НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
Конспект комплексного занятия для старшей группы...
НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа
Занятие по математике в старшей группе: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация») у детей с ОНР 6-7 лет по лексической теме «Птицы».
Непосредственно образовательная деятельность в форме интегрированного занятия (образовательная область «Познание и Коммуникация»)у детей с ОНР 6-7 летпо лексической теме «Птицы»...
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Конспект итогового интегрированного занятия в младшей группе на тему «В гости в сказку»
Конспект итогового интегрированного занятия в младшей группе на тему "В гости в сказку"...