Занятие по образовательной области " Познание". Конспект образовательной ситуации по экологии " Свойства воздуха" ( старший дошкольный возраст).
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 9 «Солнышко»
Открытое занятие
по образовательной области «Познание»
Конспект образовательной ситуации по экологии
«Свойства воздуха»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель МБДОУ № 9 детский
сад «Солнышко»
Близнякова Марина Владимировна
Февраль, 2016 г.
х. Камышевка
Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха»
(старшая группа)
Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
* обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха
(невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при
нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды);
* познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
* познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека;
* развивать навыки проведения опытов;
* учить выдвигать гипотезы;
* развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
* создать условия для формирования первоначальных элементов экологической культуры;
* воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность;
*Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Интеграция с образовательных областей
«Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безо-
пасность»
Материалы: Воздушные шары, салфетки, веера, полиэтиленовые пакеты, киндер – сюрпризы с запахом, весы с надутыми шарами, шпажки, предметы, работающие с использованием воздуха (банка медицинская, мяч, насос, фен, паровой утюг, ингалятор, пульверизатор); сигнальные картинки, акварельные краски, кисточки ( по количеству детей), фотографии причин загрязнения воздуха, плакат «Дети, берегите Землю!»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте
Воспитатель: Когда я шла на работу и мне очень захотелось стать ученым.
А вы мне подскажите - кто такие ученые?
Дети: - Изобретатели; делают эксперименты; изучают науки и т. д.
Воспитатель: А вы хотите что-нибудь изобрести?
Дети: Да
Воспитатель: Я очень хочу. Давайте, тогда с вами превратимся ненадолго в ученых.
Закройте глазки ( эни, бэни, краба – хлопок); мы теперь с вами не девочки, мы теперь не мальчики, мы теперь не воспитательницы, мы теперь – кто?
Дети: Ученые
Воспитатель: Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов.
А как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одеваю халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
Воспитатель: Проходите в лабораторию, посмотрите какая для вас лаборатория и посмотрите, как красиво я её украсила.
- А чем я украсила лабораторию?
Дети: Шариками
Воспитатель: Правда красивые шарики, но почему то один какой –то……
-Какой он?
Дети: грустный, вялый.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы шарик стал опять веселым?
Дети: Надуть.
Воспитатель: Давайте попробуем надуем веселые шарики ( подходите, разбирайте) ( Дуют шары)
- Пробуем, мы же ученые, у ученых не сразу получается, они пробуют, испытывают и только после этого получают результат. ( дуют, завязываю, хвалю детей)
- Господа ученые! Скажите пожалуйста: как у нас из маленького грустного шарика получился такой веселый?
Дети: потому - что мы надули его воздухом.
Воспитатель: А как он туда попал?
Дети: через нас
Воспитатель: Как через нас?
Дети: потому, что внутри нас есть воздух.
Воспитатель: Давайте наберем в себя воздух (вдох –выдох, вдох –выдох), подставим ручку;
Чувствуете воздух?
Дети: да
Воспитатель: Мы сделали с вами первое научное открытие, подскажите: какое?
Дети: ВЫВОД - внутри нас есть воздух. (схема)
Воспитатель: Положите шарики здесь, пусть они украшают нашу лабораторию, а нас господа-ученые ждут новые открытия.
Пройдем к нашему лабораторному столу.
Скажите ребятки, вот внутри нас есть воздух – да; вокруг нас есть – да;
А поймать мы его можем? ( хлопают в дадоши, ловят воздух) - попробуем
Где же он? Как нам его поймать? Как обнаружить воздух? Ваши предложения, юные исследователи?
(Дети отвечают, делают гипотезы)
Воспитатель: возьмите салфетки, правильно возьмите, давайте попробуем подуть.
- Что происходит с салфеткой?
Дети: она колышится
Воспитатель: Так отчего она колышится?
Дети: от ветра
– Воздух легко обнаружить, если создать его движение.
Воспитатель: Когда нам летом жарко, мы с вами что можем использовать?
Воспитатель: веер
Воспитатель: возьмите веерочки в руки и помашите веером перед своим лицом
- Что вы почувствовали?
Дети: ветер
Воспитатель: Ветерок, движение воздуха, воздух нас охлаждает.
Дети: ВЫВОД: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха.
( положите веера)
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания- руки в стороны)
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловещем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Воспитатель: Разбираем господа ученые пакеты, будем ловить воздух, (ловим) … зажимаем.
Что вы поймали?
Дети: воздух
Воспитатель: На что похожи ваши пакеты? ( шарики, подушечки)
А теперь посмотрите на пакеты, воздух имеет какой - либо цвет?
Дети: нет
Воспитатель: Он какой?
Дети: прозрачный
Воспитатель: А есть у него цвет?
Дети: нет, он бесцветный
Воспитатель: А давайте мы его понюхаем? ( нюхают)
Что - нибудь почувствовали?
Дети: нет
Воспитатель: Имеет воздух запах?
Дети: нет, если воздух чистый, то он не имеет запаха .
Воспитатель: Чем может «пахнуть» воздух?
Дети: свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами, бензином и т. д.)
Воспитатель: Предлагаю вам в этом убедиться. В киндер-сюрпризах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
- Какой мы можем сделать вывод?
ВЫВОД: Своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух
ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Так, например, при насморке мы делаем ингаляцию, и воздух пахнет эвкалиптом или пихтой. (Показываю ингалятор)
Воспитатель: Молодцы ребята! ( набираю воздух)
Получается воздух какой?
Дети: волшебный, прозрачный, не имеет запаха.
Воспитатель: Выпустите воздух, пускай летит.
Ой пакетик стал плоским, положите на стол
Воспитатель: Значит воздух какой?
Дети: ВЫВОД - бесцветный, без запаха, не можем поймать. ( схема)
Воспитатель: Это наше второе открытие. Молодцы!
Воспитатель: А сейчас продолжим наши испытания.
Согласны?
Воспитатель: Воздух ловили, а кто нибудь почувствует сколько он весит?
( показываю руками)
Дети: …………
Воспитатель: Можно его взвесить?
Дети: нет
Воспитатель: Очень интересная мысль.
Посмотрите……замечательные весы у нас в лаборатории.
Обратите внимание: шарики перевешивают друг друга или они уравновешены
Дети: уравновешены
Воспитатель: Давайте попробуем один шарик проткнуть, и посмотреть, что получится
Кто смелый?
Берем шпажку и лопаем шарики (лопают)
Давайте посмотрим на наши весы, ……….что произошло
Дети: один шарик лопнул
Воспитатель: и весы с которой стороны остался шарик
Дети: перевесили
Воспитатель: Значит воздух имеет вес или нет?
Дети: имеет
Воспитатель: Посмотрите, воздух стал тяжелее, весы опустились.
А теперь давайте мы попробуем второй шарик лопнуть.
- Господа ученые, кто ещё не лопал шарики? (раздаю шпажки, протыкаем смелее)
Шарики полопались и весы у нас уравновешиваются.
Воспитатель: Ребята, господа ученые так что же у нас получается…что….
Дети: воздух имеет вес
Воспитатель: Надо обозначить схемой, прошу вас к доске, найдите эту схему……
Она будет какая
Дети: третья
Воспитатель: Следующее открытие какое?
Дети: ВЫВОД – воздух имеет вес.
Воспитатель: Где работает воздух?
В нашей лаборатории есть небольшая выставка. Предлагаю пройти к экспонатам.
Что вам говорят эти предметы, как они дружат с воздухом?
(На выставке представлены предметы: банка медицинская, мяч, насос, фен, паровой утюг, ингалятор, пульверизатор).
Беседа:
− Эти предметы помогают человеку?
− Будет ли работать фен без воздуха?
− Как вы думаете нужно заботиться о воздухе?
− А что загрязняет воздух? (автомобили, заводы, сигареты, пожары – во всем участник человек).
− Давайте посмотрим несколько фотографий, которые ветерок принес к нам в группу.
− Что можем мы с вами сделать, чтобы воздух был чистым и свежим?
Дети: ВЫВОД: Устанавливать фильтры на автомобилях, фабриках, заводах. Не загрязнять окружающую природу, беречь растения.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Воспитатель: Что вы сегодня узнали нового?
Как называется техника рисования воздухом?
Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри.
Дети дуют мыльные пузыри, звучит музыка.
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными.
Молодцы, ребята!
Анализ занятия.
Мною проведено занятие в старшей группе из образовательной области «Познание» с интеграцией областей: «Коммуникация», «Социализация».
Была поставлена основная цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.
Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.
Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, кляксография; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.
На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.
Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Считаю, что образовательная деятельность была результативной, задачи, которые ставила перед собой, выполнены, цель достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная ситуация по развитию речи детей старшего дошкольного возраста "Ребятам о зверятах"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА» Конспект образовательной ситуации по развитию речи детей старшего дошкольного возраст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "В морских глубинах"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Зимний букварь».
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста«Зимний букварь»....

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «В гости к Старичку Лесовичку»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН Конспекто...

Конспект образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Как живёт настоящий лес?» (экологическая сказка)
Экологические сказки помогают педагогу в доступной форме расширить экологический кругозор детей и способствуют воспитанию экологической культуры дошкольников. Конспект образовательной деятельнос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Лес - наше богатство"
Конспект по зкологии для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект игровой образовательной ситуации «Помоги Незнайке» для детей старшего дошкольного возраста.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей в процессе самостоятельного выполнения опытов....