НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Рубцова Любовь Николаевна

Конспект комплексного занятия для старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок» (МАДОУ  «Детский сад №23 «Светлячок»)

НОД

Образовательная область «Познание»

конспект комплексного занятия

 «Поздня осень»

старшая группа

                                                                                         Подготовила воспитатель:

Рубцова Любовь Николаевна

первая квалификационная категория

                                           

2013г.

Тема: «Поздняя осень».

Программа: « От рождения до школы». Под редакцией Н.В.Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Старшая к школе группа (5-6 лет).

Направление: Познавательно – речевое

Основная образовательная область «Познание».

Интегрированные образовательные области: Познание, социализация, художественное слово. Физическая культура, безопасность, художественное творчество.

Форма проведения: Фронтально.

Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: Развивать умение составлять рассказ по схеме, логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать логическое мышление, продолжать учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, умение отмечать реальное от выдумданого, придумывать самим о поздней осени.

Образовательные задачи: Продолжать учить детей классифицировать - овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, умение детей объяснять, что лишнее. Закреплять умение детей придумывать слова противоположные по смыслу.

 Планируемые результаты: Самостоятельно решать поставленные задачи. Активно участвовать в играх.

Методы: Игровые, практические, наглядные, словесные, сюрпризный момент.

Приемы: Вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: "Речка", деревья для осеннего леса, листья, "волшебное дерево" с листиками, пакеты с заданиями, схема для рассказывания, картинка для игры: "Что лишнее?", изображение небылицы, листок бумаги с нарисованными геометрическими фигурами, карандаши.

Организация детей:

  1. Свободная
  2. На ковре
  3. На стульчиках
  4. На ковре
  5. В кругу
  6. На стильчиках
  7. На ковре
  8. За столами
  9.  В кругу

Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в речи. Поощряющая оценка. Вовлечь в диалог малоактивных детей. Составление  рассказа о поздней осени по схеме.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова по теме: «поздяя осень». Упражнять детей в образовании прилагательных и глаголов, слов противоположных по значению, обьяснение нелепиц.

Предварительная работа: Рассматривание картин с поздней осенью. Чтение рассказов и беседы о временах года, чтение энциклопедий. Дорисовывание предметов  в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова. Изучение методической литературы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель. - Ребята, посмотрите какой чудесный, волшебный лес, виден там за речкой.

-Хотите пойти посмотреть, как там красиво?

  • Только тот может попасть в этот волшебный лес, кто ответит на вопросы.

Вопросы:  

       1. Какой сегодня день недели?

  1. Какой сейчас месяц?
  2. Сколько времен года вы знаете и как они называются?
  3. Как называется выходные дни?

5.  Как назвать 3 дня подряд не называя дней недели?

  1. Сколько дней в неделе?
  2. Какие части суток вы знаете?

8.  Как называется второй день недели?

9. Как называется 4-й день недели?

       10. Сколько месяцев в году?

(Отвечая на вопрос, дети перепрыгивают речку и переходят на другую сторону, в лес).

Воспитатель. - Вот какие молодцы все сумели перейти через речку, ответили на вопросы.

  • Посмотрите, ребята, в какой чудесный лес мы с вами пришли!
  • Как, вы думаете, в какое время года бывает такой лес?

- Осенью!

  • Как, вы думаете, в какой период осени бывает таким лес?
  • Ранней осенью.
  • А ты как думаешь?
  • А ты?
  • Правильно, молодцы!
  • А почему, вы, так решили?

Дети. - Потомучто, листья на деревьях желтые, красные, оранжевые и на полу тоже такие же. Потомучто, листья опадают.

Воспитаель. -  Хорошо, верно, это осенний лес.

  • Ребята, а вам нравится осень.
  • Да, нравится!
  • Чем, вам она нравится, что хорошего в осени?

Ответы детей: - Красиво осенью! Листья разноцветные.  Урожай хлебов на полях    собираем. Готовим запасы на зиму. В лес за грибами можно ходить. Поспевают фрукты в садах. Собираем урожай овощей на огородах.

Воспитатель - Молодцы! Это всё хорошо!

  • Что, плохого осенью!
  • Чем не нравится вам осень?

Дети. - Дождь идёт - гулять нельзя. Мокрая земля, сыро, грязно. Холодно осенью. Птицы улитают в теплые края. Солнце не греет.

Воспитатель. - Хорошо! – Молодцы!

  • Ребята, а этот лес необычный, сказочный.
  • Посмотрите, на это дерево - оно волшебное, и хочет, чтобы мы с вами поговорили с ним.
  • Что же оно говорит?  Ой, ребята, это волшебное дерево приготовило для нас сегодня вопросы, чтобы мы ответили на них. Поговорим с ним.
  • Вопросы находятся у него на листочках, нужно подуть на дерево, чтобы листочек упал, где будет для нас вопрос.

Давайте подуем на него.  (Срываем 1-й листочек)

-Первый вопрос:

  • Какое сейчас время года, расскажите о нем, используя схему.

(Схема в конверте № 1)

  • Посмотрите, по этой схеме дерево предлагает нам рассказать о времени года, которое у нас сейчас.

Дети. - Поздняя осень.

  • Почему?

Потому что, холодно, лежит снег на земле. Морозы, холодно гулять, на деревьях нет листьев.

  • Кто хочет рассказать о поздней осени, используя схему.

(Вспоминаем, о чем мы будем рассказывать в каждом квадратике).

  • Рассказ ребенка.

Воспитатель. - Хорошо, с первым заданием мы справились.

  • Давайте, подуем на дерево и сорвем еще листочек.

(Срываем 2-ой листочек)

Вопрос: Знаете ли вы птиц, животных, овощи, фрукты и можете ли вы их отличать?

Д/и: "Что лишнее?” /конверт №2/

  • Да, здесь карточки, надо ответить, что здесь лишнее и почему?
  • Вот, молодцы, дереву понравилось, как вы знаете овощи, фрукты, животных и птиц и умеете объяснить, что лишнее.
  • Дерево, а мы ещё знаем игру об овощах
  • Игра: "Огородники” (физкульт. минутка)

  • Выбираем огородника, называем какие овощи растут в огороде.
  • Огородник стучится: Тук - тук!
  • А кто там?
  • Огородник
  • Зачем пришел?
  • За репкой;
  • Встает в круг, дети ходят по кругу и говорят слова:
  • Сверху репка зелена,
  • Посерёдке толста,
  • К концу востра,
  • Прячет хвостик под себя,
  • Кто к ней подойдет.
  • Всех за вихор возьмёт».
  • Огородник закрывает глаза.
  • Воспитатель показывает на ребенка, он подходит к огороднику, встает за спиной и говорит: «Я репа, ау!»
  • Огородник, узнает ребенка и догоняет его. (играется 2-3 раза)

Воспитатель. - Молодцы!

  •  Ребята, дерево уже ждет нас.

(Срываем 3-й листочек) (конверт № 3)Да, в конверте картинка и стихотворение:

  • Ставлю картинку и читаю стихотворение:

               "Шутка"

У нас в переулке есть дом с чудесами

 Сходите, взгляните - уведите сами?

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариуме рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливает из лейки,

Старик на окошке лежит загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читает веселые книжки,

Отняв потихоньку их у мальчишки.

  • Вот так, щутка.

-Что это, ребята, как вы думаете?        

Дети. - Небылица.- Нелепица.

  • Почему?
  • Так на самом деле не бывает.
  • Что здесь необычного?

    Ответы детей.

Воспитатель. - Ребята, дерево просит нас, чтобы мы сами гридумали небылицу , про то время года, которое сейчас у нас.

  • Какое сейчас у нас время года?
  • Поздняя осень.
  • Вот придумайте небылицу про позднюю осень.
  • Сграшивает - 2х детей.
  • Молодцы!
  • (Срываем 4-й листоче) (Конверт №4)Задание: Возьмите мяч и поиграем в игру: "Скажи наоборот” (2-я физ. минутка)

день – ночь                                                          смеяться - плакать

высоко – низко                                                    говорить - молчать

далеко – близко                                            утро - вечер                                        

трус - храбрец                                                   горький - сладкий

 начало – конец                                                        старый - молодой

 сесть-встать                                                            легкий - тяжелый

закрывать-открывать                                              светло - темно

                                                                                  горячий - холодный

Воспиталь. (срываем 5-й листочек) (конверт №5)

  • Да здесь карточки и вогрос: Д/и: "На что похоже?"
  • Показываю карточку (кружок)

Дети - (солнце, кольцо, тарелка, колесо и т.д.)

  • Показываю карточку с квадратом.

Дети (стол, стул, тетрадь, окно, дверь, коробка и т.д.)

  • Карточки треугольника - изображение тележки и т.д.)

Воспитатель. (Срываем 6-й листочек последний) (конверт №6)

  • Да здесь подарок за хорошие знания, но дерево неуспело дорисовать рисунки.
  • Давайте, ребята, мы сами их дорисуем, и подарим их дереву,
    а то ему скучно без листочков.

Дети садятся за столы и дорисовывают рисунки, где нарисованы геометрические фигуры.

Нарисованные рисунки, дарим дереву, чтобы оно не было таким скучным.

Воспитатель. - Получилась картинная галерея.

  • Ребята, вам понравилось в осеннем лесу?
  • Дерево, бдагодарит вас за доставленную ему радость, удовольствие.
  • Дереву понравилось, как вы играли и отвечали на вопросы.
  • Молодцы! Занятие закончено.

Используемая литература:

  1. Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».

М.: «Педагогическое общество России», 2007 .

  1. Т.В.Пятница «Рабочая тетрадь логопеда». Р. – на – Д.: «Феникс», 2011 .
  2. Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи». М.: «Мозаика – Синтез», 2008 .
  3.  Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа, В.: «Учитель»,2012.
  4. С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.: «Новая школа»,1995 .
  5. В.Танасийчук «Экология в картинках»,М.: «Детская литература», 1989.

7.А,А,Вахрушев, Е,Е,Кочемасова, Ю.А.Акимова «Здравствуй, мир!», М.: «Баласс»,1999.

8. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».

Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...

Тема «Поздняя осень» (Старшая группа ЗПР)

Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;коррекционно-развивающие – развива...

НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа

Занятие по математике в старшей группе:  Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...

НОДОбразовательная область «Познание»конспект занятия по математике(старшая группа):"В гостях у Смешариков".

Занятие по математике: Познакомить детей с количественным составом числа из едениц на числах от 2 до 4 упражнять в деление предметов на две равные части путем складывания и разрезания; закрепить предс...

Конспект ООД Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие. Тема: «Поздняя Осень» Старшая группа

Интеграционные образовательные  области:«Социально-коммуникативная»;«Речевая»; «Познавательная»; «Физическое развитие». Цель: Создание положительного эмоционального фона, разв...

Конспект комплексного занятия «Поздняя осень»

Харламова Светлана ВладимировнаКонспект комплексного занятия «Поздняя осень»Программное содержание:1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень&raq...