НОД Образовательная область «Познание» конспект комплексного занятия «Поздня осень» старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №23 «Светлячок» (МАДОУ «Детский сад №23 «Светлячок»)
НОД
Образовательная область «Познание»
конспект комплексного занятия
«Поздня осень»
старшая группа
Подготовила воспитатель:
Рубцова Любовь Николаевна
первая квалификационная категория
2013г.
Тема: «Поздняя осень».
Программа: « От рождения до школы». Под редакцией Н.В.Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Старшая к школе группа (5-6 лет).
Направление: Познавательно – речевое
Основная образовательная область «Познание».
Интегрированные образовательные области: Познание, социализация, художественное слово. Физическая культура, безопасность, художественное творчество.
Форма проведения: Фронтально.
Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к познанию; активность, организованность. Приобщать к элементарным общепринятым правилам и нормам поведения. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Развивающие задачи: Развивать умение составлять рассказ по схеме, логически мыслить, рассуждать, анализировать. Развивать логическое мышление, продолжать учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, умение отмечать реальное от выдумданого, придумывать самим о поздней осени.
Образовательные задачи: Продолжать учить детей классифицировать - овощи, фрукты, домашние животные, дикие животные, умение детей объяснять, что лишнее. Закреплять умение детей придумывать слова противоположные по смыслу.
Планируемые результаты: Самостоятельно решать поставленные задачи. Активно участвовать в играх.
Методы: Игровые, практические, наглядные, словесные, сюрпризный момент.
Приемы: Вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.
Наглядные средства обучения: "Речка", деревья для осеннего леса, листья, "волшебное дерево" с листиками, пакеты с заданиями, схема для рассказывания, картинка для игры: "Что лишнее?", изображение небылицы, листок бумаги с нарисованными геометрическими фигурами, карандаши.
Организация детей:
- Свободная
- На ковре
- На стульчиках
- На ковре
- В кругу
- На стильчиках
- На ковре
- За столами
- В кругу
Индивидуальная работа: Исправлять ошибки в речи. Поощряющая оценка. Вовлечь в диалог малоактивных детей. Составление рассказа о поздней осени по схеме.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова по теме: «поздяя осень». Упражнять детей в образовании прилагательных и глаголов, слов противоположных по значению, обьяснение нелепиц.
Предварительная работа: Рассматривание картин с поздней осенью. Чтение рассказов и беседы о временах года, чтение энциклопедий. Дорисовывание предметов в свободной деятельности. Подготовка раздаточного и демонстрационного материала, художественного слова. Изучение методической литературы.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель. - Ребята, посмотрите какой чудесный, волшебный лес, виден там за речкой.
-Хотите пойти посмотреть, как там красиво?
- Только тот может попасть в этот волшебный лес, кто ответит на вопросы.
Вопросы:
1. Какой сегодня день недели?
- Какой сейчас месяц?
- Сколько времен года вы знаете и как они называются?
- Как называется выходные дни?
5. Как назвать 3 дня подряд не называя дней недели?
- Сколько дней в неделе?
- Какие части суток вы знаете?
8. Как называется второй день недели?
9. Как называется 4-й день недели?
10. Сколько месяцев в году?
(Отвечая на вопрос, дети перепрыгивают речку и переходят на другую сторону, в лес).
Воспитатель. - Вот какие молодцы все сумели перейти через речку, ответили на вопросы.
- Посмотрите, ребята, в какой чудесный лес мы с вами пришли!
- Как, вы думаете, в какое время года бывает такой лес?
- Осенью!
- Как, вы думаете, в какой период осени бывает таким лес?
- Ранней осенью.
- А ты как думаешь?
- А ты?
- Правильно, молодцы!
- А почему, вы, так решили?
Дети. - Потомучто, листья на деревьях желтые, красные, оранжевые и на полу тоже такие же. Потомучто, листья опадают.
Воспитаель. - Хорошо, верно, это осенний лес.
- Ребята, а вам нравится осень.
- Да, нравится!
- Чем, вам она нравится, что хорошего в осени?
Ответы детей: - Красиво осенью! Листья разноцветные. Урожай хлебов на полях собираем. Готовим запасы на зиму. В лес за грибами можно ходить. Поспевают фрукты в садах. Собираем урожай овощей на огородах.
Воспитатель - Молодцы! Это всё хорошо!
- Что, плохого осенью!
- Чем не нравится вам осень?
Дети. - Дождь идёт - гулять нельзя. Мокрая земля, сыро, грязно. Холодно осенью. Птицы улитают в теплые края. Солнце не греет.
Воспитатель. - Хорошо! – Молодцы!
- Ребята, а этот лес необычный, сказочный.
- Посмотрите, на это дерево - оно волшебное, и хочет, чтобы мы с вами поговорили с ним.
- Что же оно говорит? Ой, ребята, это волшебное дерево приготовило для нас сегодня вопросы, чтобы мы ответили на них. Поговорим с ним.
- Вопросы находятся у него на листочках, нужно подуть на дерево, чтобы листочек упал, где будет для нас вопрос.
Давайте подуем на него. (Срываем 1-й листочек)
-Первый вопрос:
- Какое сейчас время года, расскажите о нем, используя схему.
(Схема в конверте № 1)
- Посмотрите, по этой схеме дерево предлагает нам рассказать о времени года, которое у нас сейчас.
Дети. - Поздняя осень.
- Почему?
Потому что, холодно, лежит снег на земле. Морозы, холодно гулять, на деревьях нет листьев.
- Кто хочет рассказать о поздней осени, используя схему.
(Вспоминаем, о чем мы будем рассказывать в каждом квадратике).
- Рассказ ребенка.
Воспитатель. - Хорошо, с первым заданием мы справились.
- Давайте, подуем на дерево и сорвем еще листочек.
(Срываем 2-ой листочек)
Вопрос: Знаете ли вы птиц, животных, овощи, фрукты и можете ли вы их отличать?
Д/и: "Что лишнее?” /конверт №2/
- Да, здесь карточки, надо ответить, что здесь лишнее и почему?
- Вот, молодцы, дереву понравилось, как вы знаете овощи, фрукты, животных и птиц и умеете объяснить, что лишнее.
- Дерево, а мы ещё знаем игру об овощах
- Игра: "Огородники” (физкульт. минутка)
- Выбираем огородника, называем какие овощи растут в огороде.
- Огородник стучится: Тук - тук!
- А кто там?
- Огородник
- Зачем пришел?
- За репкой;
- Встает в круг, дети ходят по кругу и говорят слова:
- Сверху репка зелена,
- Посерёдке толста,
- К концу востра,
- Прячет хвостик под себя,
- Кто к ней подойдет.
- Всех за вихор возьмёт».
- Огородник закрывает глаза.
- Воспитатель показывает на ребенка, он подходит к огороднику, встает за спиной и говорит: «Я репа, ау!»
- Огородник, узнает ребенка и догоняет его. (играется 2-3 раза)
Воспитатель. - Молодцы!
- Ребята, дерево уже ждет нас.
(Срываем 3-й листочек) (конверт № 3)Да, в конверте картинка и стихотворение:
- Ставлю картинку и читаю стихотворение:
"Шутка"
У нас в переулке есть дом с чудесами
Сходите, взгляните - уведите сами?
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариуме рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливает из лейки,
Старик на окошке лежит загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читает веселые книжки,
Отняв потихоньку их у мальчишки.
- Вот так, щутка.
-Что это, ребята, как вы думаете?
Дети. - Небылица.- Нелепица.
- Почему?
- Так на самом деле не бывает.
- Что здесь необычного?
Ответы детей.
Воспитатель. - Ребята, дерево просит нас, чтобы мы сами гридумали небылицу , про то время года, которое сейчас у нас.
- Какое сейчас у нас время года?
- Поздняя осень.
- Вот придумайте небылицу про позднюю осень.
- Сграшивает - 2х детей.
- Молодцы!
- (Срываем 4-й листоче) (Конверт №4)Задание: Возьмите мяч и поиграем в игру: "Скажи наоборот” (2-я физ. минутка)
день – ночь смеяться - плакать
высоко – низко говорить - молчать
далеко – близко утро - вечер
трус - храбрец горький - сладкий
начало – конец старый - молодой
сесть-встать легкий - тяжелый
закрывать-открывать светло - темно
горячий - холодный
Воспиталь. (срываем 5-й листочек) (конверт №5)
- Да здесь карточки и вогрос: Д/и: "На что похоже?"
- Показываю карточку (кружок)
Дети - (солнце, кольцо, тарелка, колесо и т.д.)
- Показываю карточку с квадратом.
Дети (стол, стул, тетрадь, окно, дверь, коробка и т.д.)
- Карточки треугольника - изображение тележки и т.д.)
Воспитатель. (Срываем 6-й листочек последний) (конверт №6)
- Да здесь подарок за хорошие знания, но дерево неуспело дорисовать рисунки.
- Давайте, ребята, мы сами их дорисуем, и подарим их дереву,
а то ему скучно без листочков.
Дети садятся за столы и дорисовывают рисунки, где нарисованы геометрические фигуры.
Нарисованные рисунки, дарим дереву, чтобы оно не было таким скучным.
Воспитатель. - Получилась картинная галерея.
- Ребята, вам понравилось в осеннем лесу?
- Дерево, бдагодарит вас за доставленную ему радость, удовольствие.
- Дереву понравилось, как вы играли и отвечали на вопросы.
- Молодцы! Занятие закончено.
Используемая литература:
- Г.Я.Затулина «Конспекты комплексных занятий по развитию речи».
М.: «Педагогическое общество России», 2007 .
- Т.В.Пятница «Рабочая тетрадь логопеда». Р. – на – Д.: «Феникс», 2011 .
- Л.Г.Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи». М.: «Мозаика – Синтез», 2008 .
- Н.В.Лободина «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Подготовительная группа, В.: «Учитель»,2012.
- С.Н.Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М.: «Новая школа»,1995 .
- В.Танасийчук «Экология в картинках»,М.: «Детская литература», 1989.
7.А,А,Вахрушев, Е,Е,Кочемасова, Ю.А.Акимова «Здравствуй, мир!», М.: «Баласс»,1999.
8. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие «Поздняя осень в селе Дымково».
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно – прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, истор...
Образовательная область «Познание»: конспект занятия в средней группе по формированию ЗОЖ «Дорожка здоровья»
Учить детей заботится о своем здоровье...
Тема «Поздняя осень» (Старшая группа ЗПР)
Цель: закрепление знаний детей о признаках осени, деревьях.Задачи: образовательные – уточнить и закрепить знания детей о признаках осени, закрепить знания о деревьях;коррекционно-развивающие – развива...
НОД Образовательная область «Познание»конспект комплексного занятия по ФЭМП«Весна»старшая группа
Занятие по математике в старшей группе: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связанной речи, математические способности. Воспитывать интерес к познанию; ...
НОДОбразовательная область «Познание»конспект занятия по математике(старшая группа):"В гостях у Смешариков".
Занятие по математике: Познакомить детей с количественным составом числа из едениц на числах от 2 до 4 упражнять в деление предметов на две равные части путем складывания и разрезания; закрепить предс...
Конспект ООД Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие. Тема: «Поздняя Осень» Старшая группа
Интеграционные образовательные области:«Социально-коммуникативная»;«Речевая»; «Познавательная»; «Физическое развитие». Цель: Создание положительного эмоционального фона, разв...
Конспект комплексного занятия «Поздняя осень»
Харламова Светлана ВладимировнаКонспект комплексного занятия «Поздняя осень»Программное содержание:1. Познакомить детей с картиной Иссака Ильича Левитана «Золотая осень&raq...