Музейная педагогика в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)
Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Мы знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.
Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.
Нормативно-правовая база.
Этим законопроектом президент предлагает сделать воспитание детей и молодежи обязательной частью образовательного процесса. Образование должно включать не только знания и навыки, но и духовные, моральные ценности, которые формируют личность, гражданина, объединяют общество.
На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, методических разработок и пособий, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisareva_muzeynaya_pedagogika_v_patriot.pptx | 1.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Музейная педагогика как наука Музейная педагогика – это научно- практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.
Цель: создание условий для развития нравственно- патриотических чувств дошкольников. Задачи: расширить представления о содержании музейной культуры; создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей; формировать в ребенке общечеловеческие нравственные качества личности; познакомить дошкольников с историей родной страны, традициями и промыслами родного края. развивать чувство гордости за достижения своей страны.
В основу решения этих задач положены следующие принципы принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения .
Музейная педагогика в ДОУ – область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Музейная педагогика состоит из работы, направленной на: формирование целостного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями; развитие способности воспринимать музейную информацию; воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности детей.
Работа по внедрению технологий музейной педагогики в процесс формирования нравственно – патриотических ценностей протекает в несколько этапов . На первом этапе дети знакомятся с такими понятиями как «музей», «экспозиция» , с правилами поведения в музее; для детей организуются виртуальные экскурсии по знаменитым музеям мира. Для родителей оформляются консультации, папки – передвижки, организуются виртуальные экскурсии на родительских собраниях.
На втором этапе детям предъявляется готовый мини-музей , организуются экскурсии, игры с экспонатами музея. На этом этапе происходит: осознание детьми отличий мини – музея от музея настоящего, исследуются пути формирования экспозиции, прослеживается история каждого экспоната. Для родителей также организуются экскурсии по мини – музеям, оформляется и н фо р ма ци я, с п о с об с т ву ю щ а я заинтересованности технологиями родителей м у з ейн ой с у щ е с т в у ющ и м наглядная повышению воспитанников педагогики.
На третьем этапе дети и их семьи включаются в п роц е с с с о з да ни я те м а т и ч е с к о г о м ин и – м у з е я: у ч ас т в у ю т в с боре оформлении экспозиции, э к с п о н а т ов, п о д г о т о в к е экскурсоводов, разработке методов и приемов интерактивного взаимодействия с содержимым мини – музея.
Е с т е с т в е нн о, ч т о н е в с е г д а у п е д а г о г а е с ть возможность работать с детьми в музее, именно п о э т о м у в с е в ы ш е н а з в а нн ые ме т о ды с у с п е х о м применяются в мини – музеях , которые создаются во многих дошкольных учреждениях. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». [ Д. С. Лихачев
Иркутск – как много в этом слове, Созвучных букв, так близкие Душе. Иркутск – ты часть моей России, Ты часть Вселенной, часть Земли!!!
Богата талантами Светлая Русь! О них рассказать я стихами берусь И эти ремесла, известные миру, Воспеть постараюсь Поэзии лирой
Славное море, священные воды, Великий Байкал в самом сердце страны, Сибири жемчужина, чудо природы, Легенды и сказки тобой рождены!
Среди синих скал, где кедры до небес, Раскинулся Байкал — озеро чудес…
Формы работы в мини-музее Мини-беседы с детьми. Экскурсии для детей и родителей. Самостоятельное рассматривание экспонатов. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. Творческие игры, образовательные путешествия. Чтение художественной литературы. Исследовательская деятельность, экспериментировнаие. Музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.
Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты; ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.
Виды оформления мини-музея: Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). Вертикальное расположение экспонатов - на полочках, стеллаже (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Работа по созданию мини-музея Подготовительный этап В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини- музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Практический этап Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини- музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.
Мини музей «Наша Родина- Россия» Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками. Здесь находятся лэпбуки «Народный быт», «Город профессий», альбомы «Моя любимая улица», «Моя любимая Бутка», «Народные промыслы», национальные костюмы, символы России и другое.
Макет « Русская изба » Знакомство детей с культурой, традициями нашей страны, привитие любви к своей Родине и гордости за свое прошлое.
Мини- музей природы «Мир на ладошке» В мини-музее природы представлены необычные объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала, причудливо изогнутые ветки и корни старые брошенные гнезда птиц и насекомых , коллекции камней, засушенных насекомых, ракушек, спилы деревьев разных пород, коллекции семян.
Мини-музей «Хочу всё знать и измерять» Ц е л ь : Н а у ч и т ь и з м е р ят ь с п о м о щью р аз н о о б р а з н ы х м е р ок окружающие предметы и даже друг друга. Дать представление о музеях, их назначениях. Развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности. формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.В музее представлены разные виды лент, измерительных при б о ро в , к а л е нд а р е й, и с т о р ии в о з н и к н о в е н ия и з м е ри т е ль ны х приборов.
Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении с помощью детей и их родителей предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями . «Моя любимая улица»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ
Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...
Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников...
Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946
Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое ...
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников
о музейной педагогике - хранительнице подлинных свидетельств прошлого...
Конспект занятия "Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников"
Дать зания детям о флаге от куда он появился....