Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_2017.docx | 20.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников (организация мини - музеев в ДОУ)
«Даём детям не итоги чужих исканий,
а ведём их тропой исканий…»
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И, как раз, музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы её работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно - речевых, познавательных, творческих компетенций дошкольника, его успешной социализации в детском, далее в человеческом обществе. И реализует актуальнейшую на сегодня задачу современного образования – научить ребёнка учиться и познавать.
В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников. Некоторые детские сады находятся далеко от центра города и существует проблема с организацией посещение музея. Проведя опрос в нашем детском саду, мы выяснили, что не все дети были в музее, многие не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи.
Поэтому, проблему решает создание мини – музеев в ДОУ, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, происходит внедрение в воспитательно – образовательный процесс средств музееведения и музейной педагогики и создание в детском саду музейно – образовательного пространства. Но, в условиях детского сада созданий экспозиций, которые соответствовали бы всем требованиям музейного дела, практически невозможно. Поэтому музеи в детском саду называют «мини - музеями». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, и размеры экспозиции и определённую ограниченность математики.
Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Они могут участвовать в обсуждении тематики, приносить из дома экспонаты, пополняя фонд музея.
В обычном музеи, ребёнок, лишь пассивный созерцатель, так как в настоящих музеях, экспонаты нельзя трогать, а в мини – музеях, не только можно, но и нужно. Здесь ребёнок – соавтор, творец экспозиции, причём не только он сам, но и его родители. Каждый мини – музей в ДОУ – результат общения, совместной работы воспитателя и семьи.
В нашем ДОУ создан мини–музей по типу краеведческого «Океан странствий».
Цель организации мини-музея - создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по ознакомлению дошкольников с основами краеведения, культурой и историей родного края.
Задачи мини-музея:
1. Совершенствовать традиционные и апробировать инновационные формы и методы работы с дошкольниками в области детской музейной педагогики.
2. Развивать общие познавательные способности детей: способность наблюдать, описывать, строить предположения, находить причины и следствия событий.
3. Помочь овладеть навыками поисково-исследовательской деятельности.
4. Воспитывать культуру поведения в общественном месте.
Методические принципы организации мини-музея:
1. Деятельность (как способ познания, переживания, сопричастности).
2. Вариативность (возможность для оптимального самовыражения через право выбора).
3. Креативность (поощрять и провоцировать творческую деятельность).
4. Непрерывность (получение знаний продолжается в семье, и в социуме).
5. Гуманность (создание творческой атмосферы, любовь к жизни).
Формы деятельности мини-музея:
1. Поисковая
2. Фондовая
3. Научная
4. Экспозиционная
5. Познавательная
Формы работы в организованной совместной деятельности с детьми:
- опытно – исследовательская деятельность;
- разработка и изготовление детских коллективных и индивидуальных работ – экспонатов;
- мастер – классы;
- выставки;
- экспресс – выставки;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии (обзорная, «путешествия», игра – экскурсия и т.д.);
- познавательные беседы;
- различные игры (сюжетно – ролевые, развивающие, театрализованные, драматизации);
- запись рассказов детей, использование ИКТ - технологии;
- проекты различной направленности, КВН, викторины.
Помимо основной площади музея в группах организованны мини-музеи «одного экспоната»: «Мир слонов», «Белоствольная красавица», «Бердск – прошлое, настоящее, будущее». В настоящее время в остальных группах готовятся к открытию тематические экспозиции мини-музеев.
Созданы перспективные планы по реализации вариативной части ООП – «Мини-музей в ДОУ», обозначена интеграция регионального компонента в образовательной области ООП. Составлен перспективный план воспитательно-образовательной работы мини-музея «Океан странствий». Разработаны сценарии экологических досугов и развлечений для старшего дошкольного возраста, обзорные экскурсии по мини-музею, реализованы детско-родительские проекты. Мини-музей рассматривается нами как место систематизированного собрания предметов, несущих информацию об истории, традициях, мастерах, канонах того или иного времени.
Музейная педагогика дает возможности:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы организованных учебной и совместной с педагогами деятельности детей.
Не случайно, музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"
1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. ...
Музейная педагогика как средство духовно - нравственного воспитания воспитания дошкольника
Статья раскрывает возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольного учреждения с целью духовно - нравственного воспитания....
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ЛЮБВИ К МАЛОЙ РОДИНЕ
laquo;Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества,их красоты и величия» В.А.Сухомлинский...
Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников" МБДОУ д/с № 4 г. Починка
План мероприятий по приобщению родителей к совместной деятельности по теме "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания дошкольников"...
Презентация на тему : "Игра как средство воспитания, развития и обучения детей раннего возраста"
Материал в помощь педагогам при подготовке к музыкальным занятиям с детьми раннего возраста....