Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников
консультация
о музейной педагогике - хранительнице подлинных свидетельств прошлого
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pomerantseva_el_rol_muzeynoy_pedagogiki_29.04.20.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников
Консультация для воспитателей
Померанцева Елена Леонидовна, старший воспитатель СП «Детский сад «Василек»
Чем дальше двигается время научного прогресса, тем острее встает вопрос о патриотическом воспитании детей. Понятия о нравственности, традициях, любви и уважении к близким, к малой родине и стране зачастую становятся отвлеченными и постепенно уходят в жизни на задний план.
Именно поэтому, в детском саду перед педагогами стоит важная задача – сохранить и укрепить в сознании дошкольников первые сведения о различных явлениях жизни, помочь им впитать уважение к своему городу, к Родине, узнавая новое и интересное об их прошлом и настоящем, знакомиться с мастерами, создающими красоту.
Как здорово, что сегодня на помощь нам пришла новая отрасль педагогической науки – музейная педагогика - хранительница подлинных свидетельств прошлого.
Музей по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.
Включение музеев в воспитательно-образовательно процесс – дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается – дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и нравственного воспитания отводится роль проводника в этот мир.
Задача педагога, прежде, чем посетить с детьми музей, познакомить со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. А уже в стенах музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают начатый в детском саду разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.
Изучение опыта работы музейных педагогов позволило предложить следующие методы, наиболее точно отвечающие психолого-педагогическим установкам. Речь идёт о социальных ролях, создании игровых ситуаций, практическом манипулировании предметами, об использовании ассоциативных связей, о театрализации, самостоятельной поисково-исследовательской деятельности.
Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в детском саду, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например, в рамках тем «Моя родословная», «О чем рассказывают бабушкины вещи», «Путешествие по квартире», «Традиции в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость. Тогда исторические и культорологические факты, великие имена, стиль, вкусовые ориентиры эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.
Занятия с детьми должны решать следующие задачи:
1. Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
2. Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, художественное восприятие действительности;
3. Формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
4. Развивать способность к сопереживанию;
5. Формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
6. Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Ребёнку необходима помощь в осознании многообразия связей, которые существуют между нами и нашими предками. Лишь тогда исчезнувшие во времени и цивилизации культура, традиции прошлого и нравственные ценности приобретут для ребенка особое значение, став важными и актуальными сегодня. Понятной и близкой станет задача не растерять тот огромный историко–культурный опыт, который накоплен и оставлен нам в наследство нашими предками. Сокровища музеев оказывают неоценимое и уникальное воспитательное воздействие.
Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.
В современных исследованиях, посвященных проблеме использования средств музейной педагогики в развитии детей одной из приоритетных задач является развитие интереса к культуре и истории родного края. Наряду с обогащением представлений познавательного характера, приобретением начального опыта музейной коммуникации, принципиально важным является формирование у детей эмоционального отклика на предмет, желания узнавать, воспринимать информацию, развитие интереса к восприятию и познанию предмета в условиях музея.
Изобразительная деятельность детей после посещения музея является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.
Оценивать результаты детского творчества следует с позиции сформированности у ребенка основ музейной культуры. В своих работах, ответах дети должны проявить следующие умения и навыки:
• Видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст;
• Выявлять предметы музейного значения дома, в детском саду, на улице, у знакомых - в окружающем мире;
• Проявлять устойчивый интерес к музею как к уникальному феномену культуры;
• Эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования;
• Обладать навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навык пристального разглядывания объекта, вещи.
Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.
Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием, нравственно-патриотическим воспитанием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, нравственность, формирует патриотические чувства, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование музейной педагогики в патриотическом воспитании дошкольников в условиях ДОУ
Данный проект может быть интересен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе по патриотическому и художественно-эстетическому воспитанию детей в условиях ДОУ....
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...
Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников...
Роль музейной педагогики в познавательном развитии дошкольников
Статья на тему "Роль музейной педагогики в познавательном развитии дошкольников"...
Конспект занятия "Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников"
Дать зания детям о флаге от куда он появился....
Музейная педагогика. Нравственно-патриотическое воспитание. Областной семинар.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31210850","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31210866","attributes":{"alt":"","class"...
Конспект «Музейная педагогика в патриотическом воспитании дошкольников»
Цель: Знакомство детей с историей флага.Задачи: Дать представление о флаге как государственном символе, познакомить с историей его происхождения, значением в совместной жизни. Организация воспиты...