Использование технологии «Музейная педагогика» в этнокультурном воспитании дошкольников в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска .http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946
методическая разработка

Гилязова Елизавета Андреевна

 Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое специальное гнездышко, "хранилище культуры" – музей под звучным названием "Гажа горнича («Веселая горница)". Приобщение к традиционной и историко-художественной  культуре легче всего происходит через детский музей.  При условии,  что музей – это не хранилище вещей и предметов,  не экспонаты за стеклом, а  пространственная среда  для фольклора, изучения детьми  ремесел, традиций, художественного наследия.В музее «Гажа горнича» совпадают цели музейной  педагогики  и этнокультурного, художественно – эстетического и патриотического воспитания -  формирование духовно  развитой личности,  возрождение, изучение и развитие традиционных культур путем погружения ребенка в собственную культуру,  сравнения  с искусством и культурой других народов. Это особое место, созданное для детей.  Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение нашего музея превращается в интереснейшее занятие: здесь ребенок может узнать об истории, культуре, традиции,  быте, растительном и животном мире своей малой родины - коми крае. Здесь можно узнать об экспонатах много нового – коми национальные музыкальные инструменты, домашняя утварь, национальный костюм, узор и т.д. Ребенок может не только посмотреть, но и сделать похожие, поиграть с ними, обыграть их.

       

http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=20946

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии

«Музейная педагогика»

 в этнокультурном воспитании дошкольников

в МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска.

Автор:  Гилязова Елизавета Андреевна,

 воспитатель МБДОУ «ДС ОВ №8» г. Усинска

 Всем известно, что на сегодняшний день во многих детских садах создаются краеведческие уголки, и наше образовательное учреждение – не исключение. В нашем саду также создано так называемое специальное гнездышко, "хранилище культуры" – музей под звучным названием "Гажа горнича («Веселая горница)". Приобщение к традиционной и историко-художественной  культуре легче всего происходит через детский музей.  При условии,  что музей – это не хранилище вещей и предметов,  не экспонаты за стеклом, а  пространственная среда  для фольклора, изучения детьми  ремесел, традиций, художественного наследия.

В музее «Гажа горнича» совпадают цели музейной  педагогики  и этнокультурного, художественно – эстетического и патриотического воспитания -  формирование духовно  развитой личности,  возрождение, изучение и развитие традиционных культур путем погружения ребенка в собственную культуру,  сравнения  с искусством и культурой других народов. Это особое место, созданное для детей.  Все предметы в нем доступны ребенку. Само посещение нашего музея превращается в интереснейшее занятие: здесь ребенок может узнать об истории, культуре, традиции,  быте, растительном и животном мире своей малой родины - коми крае. Здесь можно узнать об экспонатах много нового – коми национальные музыкальные инструменты, домашняя утварь, национальный костюм, узор и т.д. Ребенок может не только посмотреть, но и сделать похожие, поиграть с ними, обыграть их.

          Интерьер нашего музея постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные                элементы, отражающие сезонные изменения и передвижные экспозиции. Экспозиции можно поделить на постоянные и передвижные.

Постоянная

  • наша республика на карте.
  • мы и наша страна.
  • государственная символика России и республики Коми.
  • что прячется в сенях
  • женские руки не знают скуки
  • хорошему гостю - хозяин рад.
  • что есть в печи - на стол мечи.

Передвижная

  • путешествие в прошлое жилища
  • путешествие в прошлое одежды
  • волшебный мир игрушки
  • путешествие в прошлое  посуды
  • мой город - Усинск
  • скатерть- самобранка в тундре (мужской и женский труд)
  • четвероногие обитатели

Музей «Гажа горнича» является центром патриотического и гражданского воспитания детей нашего ДОУ. Изучать родную культуру, ее традиции, обычаи, художественное наследие дошкольникам легче и интересней в детском музее. Для эффективной работы музея «Гажа горнича» разработана комплексная  образовательная  программа деятельности музея, включающая примерный план внедрения национального компонента в образовательный процесс ДОУ. Это конспекты НОД, мероприятий, праздников, план экскурсий на год.

Как сказано выше, музей «Гажа- горнича»  является центром патриотического и духовного воспитания наших дошкольников. Но в условиях, когда мы работаем  по новым государственным образовательным стандартам дошкольного образования, работа музея «Гажа горнича»  в патриотическом воспитании детей оказалось недостаточна.  В целях реализации комплексной программы по внедрению НРК в воспитательно - образовательный педагогическим составом и руководством  МБДОУ «ДС ОВ №8»  было решено создать  во всех группах мини-музеи, где будет собран краеведческий материал с учетом возрастных особенностей детей.  Это мини-музеи: «Северный олень», «Березка», «Мой город Усинск», «Природные богатства республики Коми», « Полезные ископаемые моей республики», «Водные богатства моей республики», «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство». Все мини - музеи нашего сада являются дополнениями к  краеведческому музею детского сада «Гажа горнича» и выполняют функции по патриотическому, гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Мини-музеи созданы по принципам доступности, мобильности, динамичности, региональности. Экспозиции мини - музеев мобильны, значит их можно вынести по мере необходимости в другую группу. Таким образом, наши дети имеют доступ не только к музею «Гажа горнича» и мини- музею в своей группе, но и ко всем мини - музеям нашего ДОУ. Доступ ко всем мини - музеям мы еще обеспечиваем за счет экскурсий с детьми. Особенностью наших мини - музеев является то, что каждый экспонат музея доступен ребёнку. Он может его не только рассматривать, но и трогать, поиграть, обыграть. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств.

В наши мини - музеи собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём народе, их быте, искусстве, народном творчестве, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе и достопримечательностях. Предлагая ребёнку такие экспозиции, мы стремимся развивать в нём познавательные интересы, социальные чувства и на их основе закладывать основы патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей.

При создании мини - музеев соблюдались принципы:

1. Наглядности - коллекции мини - музеев содержат большой наглядный и практический материал;

2. Природосообразности - материал. мини-музев учитывает психофизиологические особенности детей разного возраста;

3. Интеграции - мини-музеи  учитывают содержание образовательной программы ДОУ и помогают в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей;

4. Научности - представленные экспонаты достоверно отражают  тематику мини-музея;

5. Мобильности - композиции мини - музеев составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в другие группы ) 

6. Доступности - все экспонаты  доступны для посетителей;

7. Регионального компонента - мини-музеи предусматривают организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма. 

Использование технологии «Музейная педагогика» для интеграции  НРК в  образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста.

 В нашей группе создан мини-музей «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство» для ознакомления детей с традиционными занятиями коми народа: охотоводством и оленеводством.

Выбор тематики мини - музея исходил из желания детей нашей группы.А также на основании программы этнокультурного воспитания дошкольников нашего ДОУ, разработанной на основе музея «Гажа горнича».

Создавать наш музей мы начали в 2016-2017 учебном году. До этого в группе был материал о родном крае в центре патриотического воспитания.

 Процесс организации мини-музея в группе  оказался длительным, но увлекательным.  Он включал следующее:

  • организацию предметно-пространственной среды мини-музея по выбранной тематике; 
  • подбор художественно-дидактических пособий, материалов, составление библиографии по разработанным темам; 
  • использование технических средств обучения (ТСО): аудио, видео - техника; 
  • самообразование по технологии «Музейная педагогика».  

Вся работа по созданию мини-музея проходила в 4 этапа.

Первый этап, подготовительный - «Планирование мини-музея».
На этом этапе мы создали творческую группу, куда входили дети, родители и мы - воспитатели. Вместе мы определили перспективы создания мини-музея и разработали алгоритм по созданию; определили название,  место размещения, дизайн, экспозиции, способы создания или доставки экспозиций;


Второй этап, практический - создание мини-музея «Народные промысли республики Коми: оленеводство и охотоводство». Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и воспитателей. В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с родителями дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (всевозможные поделки), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами. В наш мини музей, при активном участии родителей и детей группы, собраны экспонаты, которые позволят ребёнку больше узнать о своём крае, их быте, хозяйственной деятельности, костюмах, игрушках, орудиях труда, о природе. Активное участие принимали родители, чьи родственники живут в деревнях, где легче достать материал для создания того или иного экспоната, или создания поделки. Очень много экспонатов созданы самими детьми. Это всевозможные поделки животных, героев по мотивам коми легенд, сказок, былин, рисунков. Из экспонатов музея созданы видеоролики, мультфильмы и анимационные фильмы по мотивам коми легенд и сказок. Очень большую роль в пополнении нашего мини-музея различными экспонатами сыграла использование театрализованной деятельности детей по легендам и сказкам коми края, когда родители с большим энтузиазмом включались в этот процесс, шили костюмы, составляли всевозможные декорации, создавали экспонаты, поделки для настольного театра. Сотрудничая с родителями мы проводили консультации «Край мой северный», «Промыслы коми народа», «Вечный странник тундр». Провели тематическое родительское собрание «Коми посиделки». Много в нашем мини -музее экспонатов, созданных народными умельцами,  мастерами коми края.

Третий этап, деятельностный - «Функционирование мини-музея».
При создании мини - музея «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство» мы исходили от слов Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а у нашего мини - музея  - соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял его своими творческими работами: поделками, рисунками, рассказами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности, в детском саду и дома - с родителями, бабушками, дедушками. Мини-музей -  результат общения  детей, их семей и воспитателей. Залог хорошего мини-музея в детском саду - его интерактивность. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть,, рассмотреть вблизи настоящую медаль - они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей , применением и. д. Деятельность нашего мини- музея мы еще формируем за счет создания видеороликов, мультфильмов с использованием поделок, созданных детьми, родителями.

Четвертый  этап - это создание нами программы по этнокультурному воспитанию «Интеграция национально-регионального компонента в образовательную деятельность через технологию музейной педагогики  с детьми старшего дошкольного возраста на основе мини-музея «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство »

При этнокультурном воспитании ребенка  посредством  технологии  музейной педагогики работа с детьми предполагает не только количество полученной информации в ходе знакомств с экспозициями мини-музея, но и качество получаемой информации. Добиться качества получаемой информации с детьми дошкольного возраста возможно только при четком планировании подаваемой информации и включении в образовательный процесс практической части деятельности детей. Для достижения желаемого результата очень важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Повышение творческой активности мы добивались за счет создания  поделок, альбомов с рисунками и мини сочинениями, которые отражают полученную информацию, заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.), в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки; создание видеороликов - мультфильмов из экспозиций детской творческой деятельности. Также для повышения эффективности информация подается в форме игры,   игры-развлечения, игры-путешествия, игры - графические упражнения, интеллектуально-творческих игр, игр по сюжету литературных произведений.

Таким образом, для качественного внедрения НРК в образовательный процесс, нами разработана программа «Интеграция национально-регионального компонента в образовательную деятельность через технологию музейной педагогики  с детьми старшего дошкольного возраста на основе мини-музея «Народные промысли Республики Коми: оленеводство и охотоводство». Программа рассчитана на максимальное привлечение детей и родителей  в процесс создания мини - музея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "История посуды" с использованием технологии музейная педагогика

Конспект непосредственной образовательной   по  ознакомлению с окружающим             для детей 5-6 летс использованием...

Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

Технологии использования русских-народных сказок в этнокультурном воспитании детей дошкольного возраста в условиях детского дома

Понятие «сказка». Сказка, как жанр народного творчества Воспитательное значение сказки. Технологии работы со сказкой педагога-психолога, с детьми дошкольного возраста...

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Об использовании технологии музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы)...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...