Знакомство с элементами мордовского узора
план-конспект занятия (средняя группа)
Познакомить детей с элементами мордовского узора и цветовой гаммой мордовской вышивки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_elementami_mordovskogo_noyabr_1_nedelya.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад комбинированного вида «Колокольчик» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Планета детства» комбинированного вида»
Конспект занятия в средней группе
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Кладовая эрзянского народа»
Составила: Пышкова С.М.,
воспитатель средней группы.
пгт. Комсомольский, 2020
Знакомство с элементами
мордовского узора. Мордовская вышивка.
Цель: познакомить детей с элементами мордовского узора и цветовой гаммой мордовской вышивки.
Ход занятия.
Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)
Край мордовский – родина моя!
Край мордовский – дружная семья!
Здесь живут как друг и брат,
А при встрече говорят «Шумбрат»!
Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!
Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!
(дети садятся на стульчики
Воспитатель: Раньше не было электричества. С наступлением темноты в избах зажигали лучину и под мордовские песни начинали работать. (включить музыку)
Женщины ткали полотна для приготовления одежды. (слайд №2, 3) Девушки занимались рукоделием: делали из ниток кукол своим младшим сёстрам, вышивали, вязали, шили. (слайд 4) Красив наряд у мордовочки! (слайд 5)
И сегодня я хочу поговорить с вами о мордовском женском костюме.
Сюрпризный момент. Заходит кукла Татю. Здоровается с детьми.
-Шумбратадо, вечкевикс ялгат! Я так спешила к вам в гости, что потеряла свои «пулай» и сюлгамо». Вы поможете мне найти их?
Дети: -Да, поможем.
Воспитатель: А вы знаете, что такое «пулай», …сюлгамо? (ответы детей)
Подвижно-дидактическая игра «Поможем Татю»
(С помощью считалочки выбирается водящий. Остальные цепляются «паровозиком за ним. Татю подсказывает, куда идти: направо или налево. Водящий следует подсказке Татю. Водящий сменяется вторым ребенком, а первый уходит назад. Так все проходят по очереди.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Татю стала красивее.
А сейчас послушайте историю.
Мордовский народный костюм появился давным-давно. Вся жизнь мордовского народа была связана с различными праздниками, и костюм для них был очень важен. (слайд 6) Чем наряднее и краше, тем лучше. Праздничная одежда изготавливалась вручную, хранилась бережно всю жизнь и передавалась от матери к дочери. Мордовский народный костюм был нарядным, ярким, цветным и не утратил нарядности и в наше время. (слайд 7)
Давайте обратим внимание на цветовую гамму. Какие цвета вы можете выделить в мордовской вышивке? (Ответы детей: белый, красный, черный, зеленый, желтый) (слайд 8)
А какими элементами мордовочки украшали свои наряды? (Ответы детей: ромб, крест, треугольник, галочка, скобки). (слайды 9, 10, 11, 12, 13)
Дидактическая игра «Назови элемент мордовского узора».
Материал: карточки с изображением мордовского орнамента.
Игровые правила: дети по очереди выходят к доске и выставляют карточку с изображением элемента мордовского орнамента.
Воспитатель: Все эти элементы мордовского орнамента встречаются на посуде, скатертях, салфетках, дорожках, одежде.
Воспитатель: У вас на столах на тарелочках лежат готовые элементы орнамента, вы будете составлять узор на салфетке. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
Дидактическая игра «Собери узор»
Материал: набор элементов орнамента.
Игровые правила: детям предлагается набор элементов орнамента, из которых они должны выложить узор, методом плоскостного моделирования.
Рефлексия
Воспитатель: Чем вы занимались сегодня? Что нового узнали?
Вот какие замечательные узоры мы увидели сегодня на картинках. А в следующий раз я вам расскажу об одной деревянной игрушке, которая впервые появилась в Мордовии благодаря мастерам-умельцам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОД в старшей группе с использованием ИКТ
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» «Украшение дома мордовским узором» Конспект интегрированной НОДв старшей группе с использованием ИКТ(выездного семин...
Орнамент и виды мордовского узора.
Мордовское народное декоративно – прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образ...
Создание декоративных композиций с орнаментом мордовского узора детьми 5-7 лет
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не...
Конспект занятия аппликация в старшей группе, по теме " Украшение закладки" ( мордовский узор)
Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста....
Серия занятий по изготовлению аппликаций с использованием орнамента мордовского узора
Данные занятия посвящены проблеме развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания декоративных композиций на основе ознакомления с мордовским орнаментом....
Конспект занятия "Мордовские узоры на шапке"
Конспект занятия призван учить детей составлять узор из геометрических фигур по мотивам народного искусства, воспитывать уважение к народным мастерам, формировать чувство любви к родному краю....
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, ра...