Создание декоративных композиций с орнаментом мордовского узора детьми 5-7 лет
статья (старшая группа) на тему

Панькина Екатерина Борисовна

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании орнаментов.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

На занятиях по изготовлению аппликаций, дети приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. В работе над аппликацией у детей есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно для создания сюжетных и декоративных аппликаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Создание декоративных композиций

с орнаментом мордовского узора детьми 5-7 лет

Аппликация  наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании орнаментов.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

На занятиях по изготовлению аппликаций, дети приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях. В работе над аппликацией у детей есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения, что важно для создания сюжетных и декоративных аппликаций.

Своеобразна и техника исполнения аппликации. Изображение в аппликации обладает большой условностью, характерна более обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используют локальный цвет, без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается.

Исследователи выделяют следующие виды аппликации:

  1. По содержанию: предметная (в предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые в силу специфики  деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках,  картинках, образцах народного искусства); сюжетная (предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом); декоративная аппликация (вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления).
  2. По количеству используемых цветов: силуэтная (монохромная); цветная (полихромная).
  3. По форме: геометрическая; не геометрическая.
  4. По способу изготовления деталей: резанная; рваная.
  5. По количеству деталей: целая силуэтная; раздробленная на части; мозаика.
  6. По способу крепления деталей: однослойная; многослойная.

Для того чтобы создать аппликацию ребенку необходимо произвести разметку различают следующие виды разметки бумаги: на глаз; по трафарету; по шаблону; на просвет; через копировальную бумагу; сгибанием.

Можно выделить следующие общие задачи обучения аппликации

  • различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
  • знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
  • знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
  • формировать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа  на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
  • составлять изображение предмета из отдельных частей;
  • располагать предметы в сюжетной аппликации.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом. Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста усложняются и обогащаются, их содержание становится полнее и глубже:

а) многообразнее и сложнее становятся декоративные узоры; предметы и сюжеты, изображаемые в аппликации;

б) разнообразнее становится используемый материал;

в) сложнее становится техника исполнения, дети могут переносить технику работы, усвоенные на одном материале, на другой с учетом особенностей нового материала;

г) детские работы становятся все более выразительными за счет комбинирования материалов и разнообразия техники исполнения, обогащение цветовой гаммы и композиционных решений.

Рассмотрим содержание программного материала для детей старшего дошкольного возраста. Аппликационные работы в полном объеме проводятся в старшей группе, когда дети самостоятельно вырезывают и наклеивают формы, хотя иногда они даются готовыми для декоративных работ.

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие: развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое; развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм; использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам: осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное; развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации; использовать все цвета спектра и их оттенков.

Основная задача в обучении детей 6-7 лет по всем видам изобразительной деятельности  развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим. Поэтому на занятиях аппликацией так важно познакомить детей со всеми основными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание  один из самых сложных приемов, которому учатся дети. Силуэт образуется выделением у предмета линейного контура, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура определяет насколько правильно переданы форма, пропорции объекта. При силуэтном вырезывании ему надо все время держать в памяти весь образ предмета, следить за правильностью пропорций и конструкции, согласовывать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Поэтому освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

В подготовительной группе программой предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В процессе этой работы совершенствуются композиционные навыки детей, так как создание сюжетного изображения предметов требует предварительного продумывания и последовательности их наклеивания.

Наклеивание готовых форм продолжается в подготовительной группе. Хотя дошкольники и владеют основными навыками вырезывания, для составления узора из геометрических форм им выдают готовые формы различных цветов, размеров.

Дети продолжают использовать прием обрывания бумаги для создания некоторых изображений (например, облака на небе, волны с белым гребешком пены по краю).

Условием формирования изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста является практическая, продуктивная изобразительная деятельность.

Аппликация  один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, формирование изобразительных умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в дошкольных образовательных учреждениях для формирования изобразительных умений используются следующие методы и приемы: рассматривание картин, репродукций, анализ натуры, показ приемов вырезывания, обыгрывание предметов или игрушек, показ способов действий, образца, иллюстративный, наблюдение, беседа, рассказ.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

В дошкольной образовательной организации национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся с национальной культурой, искусством, детской художественной литературой. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую, двигательную.

Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее проводится через ознакомление с краеведческим материалом.

Народное искусство имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента – это характерные особенности произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Выделим основные задачи обучения декоративной аппликации на основе использования педагогом мордовского орнамента: знакомить с мордовской национальной одеждой, выделить её основные части, расположение узоров. Ребёнок воспринимает содержание художественного образа в связи с выразительными средствами на основе элементарных представлений о цветах, элементах узора, композиции. Продолжая знакомство, подводить к пониманию того, что цвета в народном искусстве раскрывают определённое содержание. С этой целью учить выделять отдельные элементы мордовского узора и начать знакомство со смысловым назначением мордовского узора.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально  лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента.

Для воспроизведения различных видов орнаментов дети старшего дошкольного возраста должны научиться равномерно, заполнять отдельными элементами пространство фона, выделять основные и вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и наклеивания отдельных элементов

Расширяя знания об орнаменте на одеждах, можно давать детям примерять костюмы, исполнять в них мордовские песни, некоторые танцевальные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по созданию коллективной композиции "Салют победы" в технике батик с детьми средней группы.

Художественно- творческая деятельность детей средней группы по созданию коллективной композиции «Салют Победы» в нетрадиционной технике  росписи по ткани – узелковый батик.Мастер-класс представле...

Орнамент и виды мордовского узора.

Мордовское народное декоративно – прикладное искусство своей радостной приподнятостью и праздничностью, конкретным содержанием, отражающим флору и фауну родной местности, ритмичностью построения образ...

Серия занятий по изготовлению аппликаций с использованием орнамента мордовского узора

Данные занятия посвящены проблеме развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания декоративных композиций на основе ознакомления с мордовским орнаментом....

Сагаалган во второй мл.группе, Бурятские орнаменты и узоры и их значение . Юрта.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14427081","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14427091","...

Конспект совместной дельности с детьми старшей группы по декоративному рисованию «Роспись доски городецким узором»

Конспект совместной дельности с детьми старшей группы по декоративному рисованию «Роспись доски городецким узором»...

Перспективное планирование занятий по созданию декоративных композиций по мотивам дымковских узоров.

Знакомя детей средней группы с народной игрушкой,выполненной в дымковской росписи,были мной поставлены задачи:приобщение детей к народным истокам; формирование интереса к дымковской игрушке и желание ...