Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»
проект (старшая группа)

Леонтьева Елена Павловна

 

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

 

Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к мордовской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ "Мордовская изба"349.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

городского округа Саранск «Детский сад №80 комбинированного вида»

Проект по знакомству дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба»

C:\Users\Садик8080\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200214_121156.jpg

Автор: воспитатели

      Леонтьева Е. П.

Дыдыкина В.В.

Саранск, 2019-2020

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. Ребенок к концу дошкольного периода должен усвоить следующее: знание о том, что нашу Родину населяют люди разных национальностей и народностей; что у каждого народа свой национальный язык, свои  обычаи и традиции, искусство и культура; каждый народ по-своему талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками, учеными и т.д.

Воспитание нравственных эстетических ценностей ребенка, любви к родной культуре это сложный педагогический процесс и формируется он очень рано. Это чувство начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной eё глубиной.

Не менее важным условием нравственно - патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать,  внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В настоящее время эта работа остро-насущна и особенно трудна, требует большого ритма и выдержки, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и часто вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно - патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого внимания и чуткости к каждому ребёнку. Поэтому может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей родословной, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких предположений: корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.

Актуальность: Приобщение детей к истокам региональной культуры, развитие интереса к национальным традициям является очень актуальным вопросом современности. Формирование чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа, невозможно без обращения к историческим корням и национальным истокам мордовского народа.

Участники проекта: дети 4-7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. – май 2020г.)

Свою работу по этнокультурному образованию я строю исходя из разработанного мною проекта.

Гипотеза:

Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с культурой, произведениями устного народного творчества, речью, не только русского, но и мордовского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей страны.

Цель:

Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к мордовской национальной культуре.

Задачи:

- Пробудить интерес к истории и культуре Мордовии.

- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

- Способствовать развитию у детей лучших черт характера.

- Показать детям красоту мордовского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, обрядах, колыбельных.

- Знакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал мордовского народа.

- Сформировать чувство национального достоинства.

- Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детских садах уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.

Ожидаемые результаты:

- Пробуждение интереса к истории и культуре Мордовии, любви к родному краю.

- Формирование чувств национального достоинства.

- Расширение кругозора детей через модель «мордовская изба», созданного силами педагогов и родителей.

- Широкое использование всех видов фольклора.

- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к мордовской национальной культуре.

Направления работы по приобщению детей к мордовской национальной культуре:

- Создание атмосферы национального быта.

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

- Знакомство с народным искусством.

- Знакомство с мордовскими народными играми.

- Знакомство с историей Мордовии, как родного края.

Этапы и сроки проведения проекта.

1. Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта.

 Изучение новинок методической литературы. Подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта. Составление тематического планирования мероприятий. Создание модели «Мордовской избы». Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2. Аналитический (ноябрь-апрель) Деятельность в соответствии с тематическим планированием. Работа в режиме инновационной деятельности.

3. Заключительный (май) Обобщение результатов работы; анализ деятельности.

Тематическое планирование образовательной деятельности с детьми:

-История Мордовии. Развитие быта, культуры.

-Природа Мордовии: флора и фауна.

-Географическое положение, реки Мордовии.

-На основе модели «Мордовская изба» знакомство с:

Одеждой мордовского крестьянина.

Бытом и основными занятиями мордовских крестьян.

Знакомство с мордовской  национальной кухней.

Знакомство с декоративно – прикладным искусством мордвы.

Знакомство с обустройством мордовской избы, утварью,

характерными особенностями.

Праздники и развлечения:

«Покров»

«Рождество»

«Масленица»

«Пасха»

"Троица"

Литературная викторина по мордовским народным сказкам

Работа с родителями:

Беседа за круглым столом «Роль семьи в приобщении детей к мордовской национальной культуре».

День открытых дверей (посещение занятий и режимных моментов).

Организация совместных праздников.

Консультации.

Результативность

1. У детей появился интерес к изучению мордовской народной культуры.

2. Сформировался необходимый минимум исторических знаний.

3. Сформировались чувства национального достоинства.

4. Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве Мордовии.

5. Расширились знания о традициях Мордовского народа.

6. Возросло желание детей изучать фольклор мордовского народа во время свободного досуга.

7. Повысилась заинтересованность родителей к возрождению народной культуры мордовского народа.

Вывод:

Приобщая детей к истокам национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

План работы 2019-2020 год по теме:

«Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой с использованием модели «Мордовская изба».

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Организационно-подготовительный 

Сентябрь- Октябрь

Сбор методической литературы

Аналитический 

Ноябрь

Сбор атрибутов

Декабрь

 «Знакомство с утварью»

Занятие с детьми

Январь

«Знакомство с национальной одеждой мордвы»

Занятие с детьми

Февраль

«Знакомство с бытовыми условиями мордвы»

Беседа с детьми

Март

Беседа с детьми о праздниках мордвы

Беседа с детьми

Апрель

«Знакомство с мордовской  национальной кухней»

Беседа с детьми

Заключительный 

этап

Май

Обобщение результатов работы

Анализ деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Знакомство дошкольников с чувашской национальной культурой.

Изучение с детьми подготовительной группы чувашкой национальной культуры....

Конспект открытого занятия в старшей группе по проекту «Приобщение детей к мордовской национальной культуре» «Мордовский фольклор»

Знакомство детей с мордовскими пословицами и поговорками. Заучивание заклички "Солнышко выйди - выйди". Отгадывание загадок об овощах. Проведение мордовской народной игры "Раю-Раю"...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...

Социокультурный проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры «Это - русская сторонка, это – родина моя!»

Социокультурный проектпо приобщению дошкольников к истокам национальной культуры«Это - русская сторонка, это – родина моя!»...

Консультация для родителей "Знакомство дошкольников с мордовской национальной культурой"

      Материал знакомит родителей дошкольников с мордовской национальной культурой...