Серия занятий по изготовлению аппликаций с использованием орнамента мордовского узора
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данные занятия посвящены проблеме развитию декоративного творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе создания декоративных композиций на основе ознакомления с мордовским орнаментом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_4.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Серия занятий по изготовлению аппликаций с использованием орнамента мордовского узора
№ п/п | Тематика занятий | Содержание |
1. | Знакомство с орнаментом женского мордовского костюма | Выделять элементы мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения. |
2. | Украшение передника − пулай | В технике накладной аппликации, создавать многоцветное изображение, задумывая образ и последовательно создавая его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. |
3. | Украшение мордовской рубахи − панар | Коллективная работа. Выполнение отдельных элементов орнамента и соединение их на едином образце. |
4. | Нагрудное украшение фибула – сюлгамо | Создание объемного декоративного украшения аппликации в технике торцевания. |
5. | Головной убор коня –лента | Заполнение силуэта орнамента кусочками бумаги соответствующими цвету узора. |
Тема занятия 1. «Знакомство с орнаментом женского мордовского костюма».
Цель: познакомить детей с характерными особенностями узора мордовского орнамента, понимать закономерности сочетания форм, цвета, расположения узора и технику выполнения.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, вы наверняка знаете в какой республике мы с вами живем? Правильно, в Мордовии. Наш край всегда славился своими мастерами по изготовлению предметов декоративно-прикладного творчества. Такие изделия мы с вами видели и в музее нашего детского сада, и в краеведческом музее на экскурсии. В музеях можно посмотреть выставки предметов старины собранные по крупицам и рассказывающие нам об истории, традициях мордовского народа. Много можно узнать и о костюме, и об узоре, который использовали мордовские женщины для украшения своих нарядов. Эти красивые, затейливые узоры и называются орнаментом. Ребята, подумайте, чем обычный рисунок может отличаться от орнамента. Когда один и тот же рисунок повторяется несколько раз, его называют орнаментом. Орнамент применяется в украшении предметов быта, одежде.
Я предлагаю вам посмотреть иллюстрации книги Мордовский народный костюм». Помните, мы с вами любовались костюмами, представленными на манекенах в краеведческом музее. Там же мы увидели, что мордовский орнамент, который украшает костюм, состоит из определенных элементов, которые являются основными: ромб, ромб с отростками, квадрат. Все эти повторяющиеся элементы расположены на белом полотне. Ребята, а теперь внимательно посмотрите на иллюстрации, подумайте и назовите мне, какие цвета нитей применяли мастерицы-мордовочки для украшения своих нарядов? (Ответы детей). Правильно, красные, синие, желтые, зеленые. Получались очень красивые и яркие сочетания и узоры были сочные и нарядные. Поэтому по всему миру известна красота мордовских узоров и в деревянной резьбе, и в украшении предметов одежды. А мы, проживая на территории Мордовии, тем более должны знать больше и об истории родного края, и о национальных традициях, и об уникальных произведениях мордовского народного творчества, и не только знать, но и сохранять.
На занятиях вы будете учиться с помощью разных видов аппликации создавать узоры мордовского орнамента и украшать ими основные элементы мордовского женского народного костюма. Для этого вам понадобиться цветная бумага, картон, клей и ваше творчество.
Тема занятия 2. «Украшение передника – пулай».
Цель: ознакомить детей с мордовским народным искусством, упражнять детей в вырезании элементов орнамента, и составлении из них простейшего мордовского орнамента в технике накладной аппликации, научить создавать многоцветное изображение, задумывая образ и последовательно создавая его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру, закреплять навыки работы с ножницами, клеем, салфеткой.
Подготовка к занятию: рассматривание иллюстраций книг о мордовском декоративно-прикладном искусстве, мордовском костюме, образцов элементов орнамента.
Материал: стилизованная кукла-мордовка, образец орнамента на картоне, картон, цветная бумага (красного, синего, желтого, черного цветов), клей, ножницы, салфетки, кисточки, клеенки.
Ход занятия.
Игровая ситуация − приход девушки-мордовочки в национальном костюме. Девушка здоровается по-мордовски с детьми, они отвечают ей, и она начинает свой рассказ о том, как ей живется в деревне и трудно, и весело. Поет мордовскую песенку - зазывает в хоровод на гулянье. Воспитатель обращает внимание детей на то, что девушка в необычном для мордовочки белом переднике. Она сетует на то, что не успела украсить его и просит ребят помочь ей преобразить передник. Но сначала спрашивает ребят, знают ли они особенности узора, из каких элементов состоит, какие цвета нужно использовать. (Ответы детей). Воспитатель показывает готовый образец и повторяет последовательность наложения элементов орнамента друг на друга. В процессе выполнения работы воспитатель наблюдает за детьми, оказывает необходимую помощь, если она нужна, затем собирает выполненные работы, отмечая аккуратность и красоту выполнения.
Тема занятия 3. «Украшение мордовской рубахи – панар».
Цель: учить детей создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подле рубахи; формировать умение ритмично располагать элементы узора на полосе, наклеивать их; воспитывать интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства.
Подготовка к занятию: рассмотрение изделия мордовского декоративно-прикладного искусства и украшение его орнаментом, выделение его строения, цветосочетания.
Материал: образец орнамента на картоне, картон, цветная бумага (красного, синего, желтого, черного цветов), клей, ножницы, салфетки, кисточки, клеенки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает рассмотреть орнамент на иллюстрациях книг о мордовском костюме. Обращает внимание на расположение элементов в орнаменте, какие используются цвета. Рассматривая мордовскую рубаху (панар) воспитатель обращает внимание детей на места расположения орнаментов, сочетание красок и предлагает повторить орнамент, увиденный в литературе, из цветной бумаги по образцу. В процессе выполнения детьми аппликации воспитатель следит за тем, как они подбирают цвета, как используют приемы аппликации. По мере необходимости (если дети затрудняются) воспитатель помогает эстетически правильно расположить элементы, поощряет попытки детей в нахождении новых комбинаций. Готовые узоры соединяются в один орнамент, и становиться украшением рубахи.
В итоге занятия анализ работ с точки зрения реализации творческого замысла и аккуратности выполнения аппликации.
Тема занятия 4. «Нагрудное украшение фибула – сюлгамо».
Цель: учить детей создавать элемент мордовского орнамента в виде ромба с отростками и украсить им нагрудное украшение − сюлгамо; упражнять в расположении элементов мордовского орнамента на ограниченной плоскости бумаги; упражнять в выборе сочетания цветов: красный, синий, зеленый на белом.
Подготовка к занятию: рассматривание элементов орнамента, его использование при создании аппликации. Выделение очертаний украшений и их цветовое сочетание с окраской фона.
Материал: образец элемента орнамента, картон, гофрированная бумага (красного, синего, желтого, черного цветов), клей, ножницы, салфетки, кисточки, клеенки.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть новый элемент орнамента, выделить его части. Показывает приемы создания объемного декоративной аппликации в технике торцевания. Украшают сюлгамо орнаментальной полоской, создавая узор из нескольких элементов. Рассматривая узор вместе с детьми, воспитатель обращает их внимание на то, как красиво выделяются узор нагрудного украшения.
В процессе выполнения задания воспитатель наблюдает, как дети выполняют задание. Некоторым индивидуально показывает приемы торцевания, оказывает помощь в определении правильного расстояния между элементами в узоре.
Тема занятия 5. «Головной убор коня - лента».
Цель: продолжать учить составлять узор мордовского орнамента из цветной бумаги, закреплять умения детей самостоятельно подбирать цвета, исходя из особенностей колорита мордовского орнамента.
Подготовка к занятию: воспитатель предлагает рассмотреть элемент орнамента, определяет его составные части, окраску и сочетание формы и цвета.
Материал: образец элемента орнамента, картонная форма головного убора женщины-мордовочки, мелкие кружки из цветной бумаги (красного, синего, желтого, черного цветов), клей, ножницы, салфетки, кисточки, клеенки.
Ход занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на особенности элемента мордовского орнамента, расположения элементов, цветовые акценты аппликации, объясняет последовательность выполнения работы.
Получив задание, дети приступают к самостоятельной работе. Если в процессе выполнения задания у ребят возникают трудности с выполнением, воспитатель помогает.
По окончании работы оцениваются. Воспитатель оценивает красоту, правильность и гармоничность.
Ввиду того, что проблема воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале мордовского народного декоративно-прикладного искусства постоянно изучается и разрабатывается, то для его эффективного осуществления необходима оснащенность художественными и методическими материалами, эскизами с элементами росписи, тематическими альбомами, «зонирование» групповой комнаты, посещение музеев традиционной народной культуры мордвы, где дети знакомятся с художественным своеобразием каждого вида мордовского народного искусства. Эффективнее всего на данном возрастном этапе, знакомство с особенностями мордовского орнамента будет проходить в процессе дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изготовлению аппликации с элементами лепки. Ландыш.
Конспект занятия по изготовлению аппликации с элементами лепки....
Создание декоративных композиций с орнаментом мордовского узора детьми 5-7 лет
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не...
План-конспект открытого занятия «Чудо - цветы» Аппликация с использованием макаронных изделий"
Аппликация с использованием сухих макаронных изделий для детей 5-6 лет....
Конспект занятия по изготовлению аппликации из природного материала "Осеннее вдохновение"
Тема занятия направлена на развитие нравственного и патриотического воспитания в системе осуществления экологического воспитания. Основная задача сформировать представление о природном материале и его...
Конспект занятия по изготовлению аппликации с элементами оригами
Цель: Изготовить подарок - открытку для папы 23 февраля своими руками. уточнить знания детей о празднике «День защитника Отечества»; закрепить полученные ранее навыки работы с бумагой в технике ориг...
Комплексное занятие по изготовлению аппликации "Cyt;yjt lthtdj"
Комплексное занятие по аппликации "Снежное дерево"...
Конспект занятия по изготовлению аппликации "Листочки для березки" для детей от 1,5 до 3 лет
Представляю Вашему вниманию конспект занятия по изготовлению аппликации "Листочки для березки" для детей младшей группы от 1,5 до 3 лет.Целью занятия является развитие навыка приклеивания и ...