Природа Северного края
план-конспект занятия (старшая группа)

Сайранова Эдита Байрамаловна

Закрепить знания  детей о растительном и животном мире родного северного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_priroda_rodnogo_kraya.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Природа северного края»

Цель: закрепить знания  детей о растительном и животном мире родного края.

Программное содержание:

  1. Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
  2. Уточнить знания о растительном и животном мире нашего края.
  3. Развивать логическое образное мышление, воображение.
  4. Упражнять в отгадывании загадок.
  5. Развивать художественное восприятие и воображение детей.
  6. Развивать связную речь: добиваться полных ответов на поставленные вопросы.
  7. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей.

Словарная работа: тайга, оленеводство, коренное население, Югра, Ханты-  

      Мансийский автономный округ.

Оборудование: панно леса (тайга), картинки видов ХМАО-Югры, фигурки с изображением животных, птиц; листы бумаги с силуэтом животного (медведя); коричневая бумага, клей, салфетки.

           Предварительная работа: чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов на тему ХМАО, беседы о природе родного края, коллективные работы по изобразительной деятельности

Ход занятия:

Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком городе мы живем?

-Город Покачи находится в каком округе? (ХМАО-Югра)

-Правильно, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

Югорский край - заветный край России,

Земля легенд и сказок старины.

В твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

Как добрый друг, хозяйка той земли

Я вам в пути поддержку обещаю.

И в край угорский всех вас приглашаю,

Добро пожаловать, друзья!

Воспитатель: А знаете ли вы, как называли самых первых коренных жителей нашего края? (коренными жителями нашего края были ханты и манси)

Воспитатель: Ханты, манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Если ханты и манси ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты и манси? (ханты и манси живут в тайге)

Воспитатель: А как вы понимаете слово «тайга»? (это смешанный лес, где растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, есть болота)

Воспитатель: Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? ( у лиственных на ветках-листья, у хвойных-иголки-хвоинки)

Воспитатель: Какие лиственные деревья тайги вы сможете назвать? (береза, рябина, калина)

Воспитатель: Какие хвойные деревья сможете перечислить? (ель, елка, сосна, кедр).

Воспитатель: А как вы думаете, если ханты и манси живут в тайге, селения располагаются вдоль рек, чем же они занимаются? (основное занятие этих людей – охота, рыболовство, а на севере – оленеводство)

Воспитатель: В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед.

                      Вдруг шишка, сорванная ветром, как птенчик на ладонь порхнет.

                   Дождь прибежит с далеких сопок, и зажелтеет зверобой.

                   А сколько тут звериных тропок – побродим по тайге с тобой

 Воспитатель:  Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки.                   Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.

  1. Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
  2. Длинный хвостище, а сама – хитрище. (лиса)
  3. Словно елка весь в иголках (еж)
  4. Не голос – громкая труба, большая верхняя губа

На нем громадные рога, ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит…(лось)

  1. Бьет копытами-цок, цок, снег летит, крупа, песок

Знают все, кому не лень, это северный…(олень)

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Воспитатель: Ребята, народы ханты – манси считают медведя священным (особым) животным. О нем сложено много сказок, рассказов. Есть даже праздник, который так и называется «Медвежий праздник».

Воспитатель: Какие птицы живут в тайге?

(кукушка, дятел, куропатка, тетерев, глухарь).

Воспитатель: А какие ягоды можно встретить в тайге?

 (клюква, брусника, черника, голубику)

Воспитатель: Вот мы сейчас поиграем в игру «Из чего сок и варенье?» (клюквенный- клюквенное, брусничный -брусничное, черничный -черничное, голубичный- голубичное).

Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали много интересного, нового. А сейчас давайте отправимся в сказочный лес. Я взмахну волшебной палочкой, и все превратимся в волшебников (взмахиваю палочкой).

           Каждый становится волшебным деревом, выберете дерево, которое хотите изобразить. Какая красивая тайга! Давайте я буду ветром (ветер дует, деревья качаются).

Воспитатель: А сейчас мы превращаемся в животных, которые живут в тайге. (дети  изображают животных)

Дидактическая игра «Кто спрятался в тайге»

Воспитатель: Вы берите изображающих животных или птиц, называете их и  

          расселяете их в лесу (панно)

Физминутка  У оленя дом большой, (Руки над головой – изображаем крышу дома)
Он сидит, глядит в окошко. (Правым кулачком подпираем щёчку, левой рукой поддерживаем правую)
Зайка по полю бежит, (Бег на месте)
В дверь к нему стучит: (Топот ногами, руки на поясе)
«Тук-тук, дверь открой, (Имитация стука в дверь поочерёдно каждой рукой)
Там в лесу охотник злой». (Руки на поясе, поворачиваемся вправо и влево)
«Зайка, зайка, забегай! (Зазывание движения рукой)
Лапку мне давай». (Протягиваем руки с открытой ладонью)

Воспитатель: Раз мы с вами волшебники, то сейчас, все превратимся в художников. Садитесь, ребята, за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему «Медведь – житель тайги» способом «обрывание».

           Каждый берет фигурку медведя и приступает к работе.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы выберете тех медведей, которые вам больше понравились,  и расскажите, чем вам они понравились.

Итог занятия

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что вам больше запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие на тему "Природа северного края"

Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Загадки северного сияния»

Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность ос...

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».

На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей....