ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «Загадки северного сияния»
проект (подготовительная группа)

Шабунас Елена Владимировна
Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой на самостоятельные действия ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_yugydlun.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад №1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ПРОЕКТ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРИРОДЫ КОМИ КРАЯ И

РАЗВИТИЮ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Загадки северного сияния»

Авторы проекта:

Легута А.А, Пантявина Н.В

Шабунас Е.В, Кулябина Э.А

Участники проекта:

воспитанники старшего

дошкольного возраста,

семьи воспитанников,

воспитатели дошкольных групп.

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2021г. – ноябрь 2021г.

г. Воркута,

2021г.

Познавательно – исследовательский проект по изучению природы Коми края и

развитию основ экологической культуры старших дошкольников

«Загадки северного сияния»

Паспорт педагогического проекта

ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного

образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребёнка в различных видах деятельности.

               Использование инновационных педагогических технологий открывает новые

возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

              Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментировании. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой на самостоятельные  действия ребёнка.

(собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями,конструирование, фантазирование, наблюдение, изучение, исследование).

Краткая аннотация проекта «Загадки северного сияния»

Тип проекта:

по числу учащихся – групповой, предметно-содержательной области–межпредметный, (исследовательский, познавательно-творческий),

по продолжительности – краткосрочный.

Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей -познавательное развитие, речевое развитие, социально–коммуникативное развитие, художественно–эстетическое развитие

Необходимые условия для реализации проекта:

- заинтересованность всех участников образовательных отношений;

- методические разработки.

Цель для  детей: познакомиться с природным явлением-северное сияние ,победа в конкурсе познавательно–исследовательской направленности «Юные знатоки родного края»

Цель для педагогов: создание условий для демонстрации знаний о родном крае и

уровня сформированности основ экологической культуры, раскрытия творческого и

интеллектуального потенциала детей.

Задачи:

1 Познакомить детей с природным явлением северное сияние.

2 Вызвать интерес детей к легендам и сказкам народов севера.

3 Научиться создавать художественные образы.

4 Вызвать интерес к поэзии, любви к своей Родине, своему краю.

5 Расширить представление детей о явлениях природы и людях нашего края,

воспитывать патриотические чувства.

6 Развивать познавательные способности и познавательно –исследовательскую деятельность дошкольников.

7 Формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

8.Воспитывать экологическую культуру, любовь, уважение и бережное отношение к природным явлениям и природе в целом.

Актуальность.

В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека,

приобщение к общечеловеческим и духовным ценностям. Ребенок должен научиться

ориентироваться в природе, предметах, сделанных руками человека, явлениях

окружающей действительности, общественной и собственной жизни.

Важно найти интересующую тему, создать условия для активного взаимодействия

с миром, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему.

Готовясь к конкурсу «Юные знатоки родного края» перед  воспитанниками  нашей группы встал вопрос: часто над нашим городом появляется северное сияние-а что это? И почему мы не наблюдаем такого явления летом,  мы решили подробнее уделить внимание этому природному явлению, разобраться в причинах его появления, познакомить детей с необычной особенностью природы   нашего северного края.

Живя в республике Коми, в нашем городе нельзя не увидеть на небе в зимнее время года всполохи северного сияния.

Северное сияние-мистическое,  загадочное, непредсказуемое, волшебное и красивое небесное свечение, которое внезапно возникает и также бесконтрольно исчезает.

 От этого прекрасного явления захватывает дух, манит бесконечно наблюдать за колебаниями разноцветных небесных волн, которыми можно любоваться от десяти минут до нескольких суток.

       Конечно такое волшебство на небе не могло оставить равнодушными сердца маленьких любознаек.

Непосредственное наблюдение, целенаправленное изучение этого явления оказывает большое влияние на формирование исследовательских навыков у ребенка, способствует формированию знаний о  различных явлениях на земле, развивает воображение.

       Нельзя считать себя культурным человеком без элементарных знаний окружающего мира, природы, без понимания взаимосвязи «человек – природа».

          Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса,бережного отношения к природным богатствам, формирования духовно-нравственных и патриотических  чувств юного гражданина.

Ожидаемый результат проекта

- дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в разных видах деятельности;

- знают что такое северное сияние, в какое время можно наблюдать, продолжительность небесного явления;

- проявляют познавательно - исследовательские способности;

- демонстрируют предпосылки поисковой деятельности.

-все участники образовательных отношений принимают активное участие в трансформации РППС группы.

.

Методы, используемые в реализации проекта:

Исследовательские: наблюдения в природе, эксперименты по получению радужного спектра

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты; картотека

мультимедийных презентации о северном сиянии Коми края; виртуальные экскурсии; просмотр мультипликационных фильмов, энциклопедии, научная литература, сказки .

Словесные: чтение художественной литературы, беседы.

Формы организации по реализации проекта:

Игровая деятельность: дидактические, экологические, коррекционные, подвижные игры.

Художественно-творческая деятельность детей и родителей, воспитанников

(пластилинография, рисование спектра на дисках , создание выставок творческих работ

детей и их родителей  «Загадочное северное сияние»;

Экскурсия в библиотеку, беседа по теме проекта

Трудовая деятельность ( создание выставки  творческих работ, изготовление книги «Сказки и легенды о северном сиянии»);

НОД.

Участие в конкурсном движении.

 Конкурс чтецов «Мой любимый край»

План реализации проекта:

1 ЭТАП – подготовительный

1 Взаимодействие всех участников образовательных отношений.

2 Выявление уровня знания детей о северном сиянии.

3.Подбор литературы об изучаемом природном явлении.

Наглядные: иллюстрации, фото, природные объекты; создание картотеки мультимедийных презентации о природных явлениях Коми края.

видеотека виртуальных экскурсий  по заповедникам

Республики Коми «Путешествие по Югыд ва», «Все оттенки светлого. Национальный

парк Югыд ва», «25 лет истории чистой воды. Национальный парк Югыд ва»,

«Виртуальная экскурсия – игра «Печоро – Илычский заповедник Республики Коми»;

просмотр мультипликационных фильмов и развивающих передач для детей («Умка», «Волшебство Хлои», «Шишкин лес» Природоведение выпуск 57, «Самое красивое явление природы»).

4 Создание предметно развивающей среды по теме проекта:

- предложить родителям принести для мини-музея поделки  или рисунки северного сияния, созданную совместно с детьми или готовую, подобрать краткую информацию.

2 ЭТАП – реализация проекта

Формы работы

Название работы

Беседы

«Чудо явления в небе», «Наука астрономия», «Мой северный край», «Полярный день», «Полярная ночь», «Северное сияние», «Мифы и легенды о северном сиянии народов Коми»

Опыты

«Северное сияние»,  «Северное сияние в стакане», «Слияние цветов», «Волшебный фонарь», «Цветные стеклышки и фонарь»

Чтение художественной литературы

«Легенда о северном сиянии», «Девушка-северное сияние»,«Сказки Северного сияния» Е.Наумов, «Северное сияние» В.Юдинова, «Северное сияние» И.Резник, «Сказки Севера», «Отчего у белого медведя нос черный» Юкагирская сказка, «Северное сияние» А.Горбунов, «Люди северного сияния» Ю.Рытхзу », «Северное сияние», «Кукушка», «Айога» нанайские сказки, Азбука воркутинца, «Я на севере живу»В.Трусов, «Мы живем на севере» Ю.Шесталов

Дидактические игры

«Рисуем нитью», «Дорисуй узор», «Веселые огоньки», «Цветные льдинки», «Волшебный экран», «Арктика»

Коррекционные игры

«Узор из разноцветных палочек», «Сияние из камушков» « Сложи картинку орнамент», «Украсим одежду Коми»

Художественное творчество

Рисование «Северное сияние», пластилинография, аппликация, поделки из ниток, трафареты

Подвижные игры

«Слепой горань», «Пышкай», «Два оленя», «Чум»

Итог:

Квест-игра «По дороге к северному сиянию», ритмическая гимнастика «Пилоты севера»

3 ЭТАП – заключительный.

Итоговое виртуальное интегрированное занятие «Путешествие в тундру».

Оформление в группе мини-музея по теме проекта.

Участие в муниципальном конкурсе  познавательно-исследовательской направленности «Юные знатоки родного края» фестиваля «Моя дорогая Коми земля» среди воспитанников образовательных учреждений.

Литература:

Ашиков В.И, Ашикова С.Г. Про небо и землю. (Сказочная хрестоматия) М,1999г.

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду М.2004г.

Ковинько Л.В. Секреты природы – это так интересно. М,2004г.

Комратова Н.Г., Л.Ф.Грибова Мир, в котором я живу- М,2005г.

Николаева С.Н. Юный эколог - М.: 2010 год.

Павленко Л.Ф. В гармонии с природой - Ульяновск, 1999г.

Плешаков А.А. От земли до неба - М. Просвещение, 2002

Большая детская энциклопедия для дошкольников – М.: Омега, 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»

Данный опыт работы направлен на реализацию проектной деятельности с детьми второй младшей группы в летний оздоровительный период "мой уголок природы"...

педагогический опыт "Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников"

Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников.Актуальность и перспективность опыта.В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспита...

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)

Познавательно - исследовательский проект «Прикоснись к природе сердцем» (подготовительная группа)...

Познавательно - исследовательский проект "Лекарственные травы Республики Коми"

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общен...

Познавательно - исследовательский проект Мой уголок природы «Огород на участке»

Познавательно - исследовательский проектМой уголок природы  «Огород на участке»...

Познавательно - исследовательский проект: Наш уголок природы - «Чудо огород на участке»

Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека. Вся работа по проек...

Этапы работы над проектом по изучению природы родного края в подготовительной группе “Моё родное Подмосковье”.

Разработка проекта.Региональный компанент. Изучение природы родного края посредством проектной деятельности. Проект "Моё родное Подмосковье"....