Конспект занятия на тему: «Природа северного края»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Тема: «Природа северного края»
Цель: пробуждение у детей интереса и любви к родному краю
Программное содержание:
- Расширять знания детей о природе родного края, коренном населении Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
- Уточнить знания о растительном и животном мире нашего края.
- Развивать логическое образное мышление, воображение.
- Упражнять в отгадывании загадок.
- Развивать художественное восприятие и воображение детей.
- Развивать связную речь: добиваться полных ответов на поставленные вопросы.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, интерес к жизни коренных жителей.
Словарь: тайга, оленеводство, коренное население, Югра, Ханты-
Мансийский автономный округ.
Оборудование: панно леса (тайга), картинки видов ХМАО-Югры, фигурки с изображением животных, птиц; листы бумаги с силуэтом животного (медведя); коричневая бумага, клей, салфетки.
Предварительная работа:: чтение художественной литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций из книг и альбомов на тему ХМАО, беседы о природе родного края, коллективные работы по изобразительной деятельности
Ход занятия:
Воспитатель: Подумайте и скажите, в каком городе мы живем?
-Город Покачи находится в каком округе? (ХМАО-Югра)
-Правильно, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.
Югорский край- заветный край России,
Земля легенд и сказок старины.
В твои просторы, зори молодые
Мы с детских лет всем сердцем влюблены.
Как добрый друг, хозяйка той земли
Я вам в пути поддержку обещаю.
И в край угорский всех вас приглашаю,
Добро пожаловать, друзья!
Воспитатель: А знаете ли вы, как называли самых первых коренных жителей нашего края? (коренными жителями нашего края были ханты и манси)
Воспитатель: Ханты, манси – это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Если ханты и манси ведут таежный образ жизни, подумайте и скажите, где живут ханты и манси? (ханты и манси живут в тайге)
Воспитатель: А как вы понимаете слово «тайга»? (это смешанный лес, где растут хвойные и лиственные деревья, кустарники, есть болота)
Воспитатель: Чем отличаются лиственные деревья от хвойных? ( у лиственных на ветках-листья, у хвойных-иголки-хвоинки)
Воспитатель: Назовите лиственные деревья тайги. (береза, рябина, калина)
Воспитатель: Назовите хвойные деревья (ель, елка, сосна, кедр).
Воспитатель: А как вы думаете, если ханты и манси живут в тайге, селения располагаются вдоль рек, чем же они занимаются? (основное занятие этих людей – охота, рыболовство, а на севере – оленеводство)
Воспитатель: В тайге поскрипывают ели, смола стекает словно мед
Дождь прибежит с далеких сопок и зажелтеет зверобой.
А сколько тут звериных тропок-побродим по тайге с тобой.
Очень много зверей в наших лесах. Я предлагаю вам отгадать загадки. Отгадав загадки, мы вспомним, кто они.
- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок (белка)
- Длинный хвостище, а сама – хитрище. (лиса)
- Словно елка весь в иголках (еж)
- Не голос – громкая труба, большая верхняя губа
На нем громадные рога, ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось, раз он сохатый, значит…(лось)
- Бьет копытами-цок, цок, снег летит, крупа, песок
Знают все, кому не лень, это северный…(олень)
- Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой (медведь)
Воспитатель: Ребята, народы ханты –манси считают медведя священным (особым) животным. О нем сложено много сказок, рассказов. Есть даже праздник, который так и называется «Медвежий праздник».
Воспитатель: Какие птицы живут в тайге?
(кукушка, дятел, куропатка, тетерев, глухарь).
Воспитатель: А какие ягоды можно встретить в тайге?
(клюква, брусника, черника, голубику)
Воспитатель: Вот мы сейчас поиграем в игру «Из чего сок и варенье?» (клюквенный- клюквенное, брусничный -брусничное, черничный -черничное, голубичный- голубичное).
Воспитатель: Мы сегодня с вами узнали много интересного, нового. А сейчас давайте отправимся в сказочный лес. Я взмахну волшебной палочкой, и все превратимся в волшебников (взмахиваю палочкой).
Каждый становится волшебным деревом, выберете дерево, которое хотите изобразить. Какая красивая тайга! Давайте я буду ветром (ветер дует, деревья качаются).
Воспитатель: А сейчас мы превращаемся в животных, которые живут в тайге. (дети изображают животных)
Дидактическая игра «Кто спрятался в тайге»
Воспитатель: Вы берите изображающих животных или птиц, называете их и
расселяете их в лесу (панно)
Физминутка. "У оленя дом большой..."
Воспитатель: Раз мы с вами волшебники, то сейчас, все превратимся в художников. Садитесь, ребята, за столы. Сегодня мы будем выполнять аппликацию на тему «Медведь – житель тайги» способом «обрывание».
Каждый берет фигурку медведя и приступает к работе.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы выберете тех медведей, которые вам больше понравились, и расскажите, чем вам они понравились.
Итог занятия
-Что нового вы сегодня узнали?
-Что вам больше запомнилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Насекомые в природе родного края"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста, раздел "Экология"....
Конспект занятия "Живем мы в северном краю и знать должны его"
Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с целью пробуждения у детей интереса и любви к родному краю...
Занятие на тему "Природа северного края"
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Диплом за конспект занятия по теме: "Богатства нашего края"
Я участвовала во всероссийском творческом конкурсе "Лира" для педагогов , в номинации конспекты занятий и вот результат: I место....
Конспект занятия "Путешествие в природу родного края"
Программные задачи:1. Познакомить детей с национальным парком «Орловское полесье»,его назначением, показать основные его ценности(богатый животный и растительный мир);2. Формировать ...
Конспект занятия на тему "Мой родной край"
мой родной край...
Конспект познавательного занятия по теме: «Природа Смоленского края».
В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное занятие объединяет в себе все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», &la...