Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе «Путешествие по Северному краю».
план-конспект занятия (подготовительная группа)
На данном занятии дети познакомятся и расширят педставления об особенностях природных условий Крайнего Севера, его обитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия "Путешествие по Севеному краю" | 23.9 КБ |
Презентация к занятию "Путешествие по северному краю" | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с миром природы
в подготовительной к школе группе
«Путешествие по Северному краю».
Автор: учитель-логопед
Катюнина Наталия Николаевна
МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма
Надым, 2022г.
Цель: знакомство детей с особенностями природных условий Крайнего Севера, его обитателей.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с особенностями природных условий Крайнего Севера;
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;
- расширять представления о животных Крайнего севера, их образе жизни.
Развивающие:
- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предложения;
- активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к малой Родине, родному краю.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point «Путешествие по Северному краю»; реклама –иллюстрация с изображением Карайнего Севера; иллюстрации с изображением флоры о фауны Крайнего Севера, животных; оборудование для опыта (емкость, жир, вода).
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, вы любите путешествовать? Где вы уже побывали? Я тоже очень люблю путешествовать. Сегодня в почтовом ящике я нашла вот такую рекламу (воспитатель показывает иллюстрацию-рекламу Северного полюса). Туристическая фирма «Заря» предлагает совершить увлекательное путешествие по Северному полюсу. Вы что-нибудь знаете о Северном полюсе?
Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит.
- Ребята, хотите отправиться в путешествие по Северному полюсу? Тогда срочно нужно заказывать путевки!
Воспитатель набирает телефон тур. фирмы и просит сотрудников организовать поездку на Северный полюс. Сообщает ребятам, что путевка успешно заказана и туроператоры выслали ее по факсу. Подходит к принтеру и достает «путевку». Вместе с детьми рассматривают путевку, на которой изображены картинки Северного полюса и белый медвежонок.
Воспитатель читает текст, написанный в путевке: «Здравствуйте, ребята! Мы очень рады, что вы решили отправиться в путешествие по Северному полюсу! Вас ждут увлекательные встречи, и вы получите незабываемые впечатления! Вашим гидом сегодня будет коренной житель севера, который знает все о Северном полюсе – белый медвежонок Умка! Счастливого путешествия!»
- Ребята, вы готовы совершить путешествие?
Игровая деятельность:
- До северного полюса можно добраться только на самолете. Приготовили ручки, полетели!
Воспитатель вместе с детьми имитирует полет самолета.
Воспитатель подводит детей к экрану, включает слайд 1 – физическая карта мира.
- Ребята, посмотрите, как высоко летит наш самолет, всю землю видно. Как вы думаете, где Северный полюс? (дети показывают на карте).
- Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (потому что покрыт льдами)
- Как называется океан, омывающий Северный полюс? (северный ледовитый океан). Воспитатель обращает внимание детей на географические названия: Карское море – самое большое море в России и самое холодное на Земле, Обская губа. слайд 2.
- Ну вот, кажется мы на месте.
- А почему не видно белых медведей? (они такие же белые как снег, их не видно).
- Где же наш гид – медвежонок Умка?
Воспитатель включает слайд 3 с изображением Умки.
- Вот же он! Здравствуй, медвежонок! Проведи, пожалуйста, экскурсию по Северному полюсу!
Воспитатель сообщает, что медвежонок с радостью расскажет о своей Родине.
- Северный полюс, ребята, - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы. Там на полгода солнце скрывается за горизонт, а затем также долго не сходит с неба. Слайд 4
- Тяжело приходится медведям!
- Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде ни кустика, ни травинки? Давайте понаблюдаем за белым медведем, который плавает в море. (Рассматриваем картинку из серии «Северный полюс»). Вот он подплыл к льдине, на которой лежит тюлень, высунулся из воды и передними лапами навалился на край льдины. Так наклонился, что тюлень попал прямо в лапы медведя. Моржи тоже становятся его добычей.
- Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Воспитатель приглашает детей за столы, на каждого ребенка выдан стакан с водой, салфетка, детский крем.
Воспитатель:
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите внимательно. Она мокрая, покрыта слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром/маслом. Снова опустите всю руку, вода собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.
- А кто еще из животных использует эту хитрость? (Водоплавающие птицы, например утка шилохвост, чирок-свистунок, полярная крачка) Слайд 5.
У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
Воспитатель предлагает продолжить экскурсию и приглашает детей к экрану:
- Ребята, посмотрите, что это за животные? (моржи, тюлени). Слайд 6
- Верно, они, как и медведи, постоянные жители Северного полюса.
- А чем же питаются моржи и тюлени? Рыбой, которой много в тех краях.
- Посмотрите, как устроено их тело. На суше это очень неуклюжие животные, но в море они чувствуют себя как рыба в воде. У них нет теплого меха как у медведей, почему же они не замерзают? (тюлени запасают много жира, который не дает им замерзнуть в холодной воде и на суше).
Воспитатель обращает внимание на отличительные признаки тюленя и моржа и на их сходства. Слайд 7
- А сейчас медвежонок Умка предлагает нам опуститься в воды океана.
Физкультминутка, в ходе которой воспитатель вместе с детьми выполняют плавательные движения, имитирующие погружение в море.
- Посмотрите, ребята, что это за рыба, как вы думаете? (щекур, пыжьян) Слайд 8
- Да, это рыба живет в море, но когда приходит время нереста (когда рыба выметывает икру), она отправляется в более теплые реки, например Обь. Из икринок появляются сначала мальки, затем маленькие рыбки. Некоторое время они живут в реке, а как подрастут, отправляются в море. Слайд 9.
- Ну что замерзли? Холодно в воде, неуютно, а вот медведи могут очень долго находиться в воде, и наш медвежонок Умка очень любит плавать. Он хочет познакомить нас с еще одним животным Карского моря. Посмотрите, вы его узнаете? (кит) Слайд 10.
- Конечно, это синий кит! Кит – крупнейшее животное в мире. В греческом языке значение слова kitoc – «морское чудовище», от которого и произошло название этого млекопитающего.
- Скажите, ребята, кит – это рыба или зверь?
-Кит – это крупнейшее млекопитающее животное, потому что как и многие другие звери выкармливает детенышей молоком. Несмотря на свой большой размер, этот кит питается мелкой рыбой.
- А это белухи. Белухи, некрупные киты, имеют необычный белый (а у детенышей серый) окрас и игривый характер.
Итог занятия
- Медвежонок сообщает, что экскурсия окончена и пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель с детьми «садятся в самолет» и «прилетают» в группу.
Воспитатель собирает детей около себя:
- Ребята, где вы сегодня побывали?
- Что вы там делали?
- Кто помогал проводить экскурсию?
- Вам понравилось?
- Что больше всего запомнилось?
Воспитатель благодарит детей за работу.
Список литературы
1. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
2. Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
3. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
4. «Мой северный край: разработки внеклассных мероприятий».- Салехард: ГОУ ДПО ЯНОИПКРО, 2009 г.
5. Акимушкин И.И. Мир животных .- М. Мысль, 1998.
6. Барков А.С. Кто на севере живет. – М. РОСМЭН-ЛИГА, 1997
7. Географический атлас ЯНАО –М. ДИК, 1999 г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы»
Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края. Задачи: 1.Расширять представления детей о живой природе родного края. 2.Развивать связную речь и н...
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
Перспективное планирование по познавательному развитию (Ознакомление с миром природы).Подготовительная к школе группа ОНР
Перспективное планирование по познавательному развитию на основе учебно-методического комплекта ФГОС (Николаева С. "Юный эколог")...
Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »
Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...
Конспект занятия по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. Подготовительная к школе группа.
Конспект НОД по познавательному развитиюВ подготовительной к школе группеТема: Дары осени Задачи:образовательные: закрепить знания о деревьях (повторение пройденного материала), умение определять...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края»
Цель: расширить представления детей о природе родного края.Задачи: Образовательные: дать представления о диких животных. Объяснить, что в природе все взаимосвязано, в ней нет лишних или...