Конспект открытого занятия в мини-музее: "Жизнь и быт донского казачества по патриотическому воспитанию на тему: "В гости в курень".
план-конспект занятия (средняя группа)
Воспитывая детей на традициях, исторических событиях, достопримечательностях, реальных предметах быта малой Родины, используя музейную педагогику, мы поможем ребёнку установить положительные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_kazachiy_kuren.docx | 45.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 43«Теремок»
п. Красногорняцкий Ростовской области
Конспект открытого занятия в мини-музее: « Жизнь и быт донского казачества» по патриотическому воспитанию на тему: «В гости в казачий курень».
Составила и провела:
Н.Г.Вяликова – воспитатель
высшей квалификационной категории
п. Красногорняцкий
2022-2023 уч.
Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом донских казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков. Познакомить с музейными экспонатами. Закреплять заповедь казаков: «Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа».
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине, чувство гордости за свой народ.
Словарная работа: Ввести в активный словарь слова: курень, казаки, икона, прялка, узвар, сундук.
Предварительная работа с детьми: изучение карты Ростовской области, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с донскими обрядами и праздниками, обычаями и бытом донских казаков.
Методические приемы: показ, объяснение, рассматривание музейных экспонатов, беседа.
Наглядный материал, оборудование: карта Ростовской области, мини-музей «Жизнь и быт донского казачества» - печь, утюг, чугунок, прялка, рушник, скатерть, салфетки, икона, сундук. Казачья фуражка, музыкальные записи казачьих песен, волшебной музыки.
(Стук в дверь. Входит казачка в группу.)
Казачка:
Люблю свой край, простор родимый,
Станицы, рощи, хутора,
Широкий Дон, ковыль, гонимый
Низовым ветром до утра.
Казачка:
Мы много знаем о нашей необъятной Родине, о стране, в которой мы живем.
-Как называется наша страна (Россия)
-Столица нашей родины (Москва)
-Как называется наша область (Ростовская)
-Как называется наш район (Октябрьский)
Вы, ребята, ответили правильно на все вопросы, но есть еще такое понятие, как "малая Родина". Как вы думаете, что такое малая родина?
Дети отвечают .
Казачка ( подводит итог.)
Малая Родина-это место, где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это край, район, улица, дом и наш детский сад, в который вы ходите. Это маленький кусочек нашей огромной страны.
Казачка: Среди просторов нашей страны есть край, где мы живём, где родная земля, родной дом и самые близкие тебе люди!
- Ребята, знаете ли вы, как называется наш край?
Дети. Донской край.
- А как можно назвать близких вам людей, одним словом?
Дети: Родственники, родичи, родня, предки.
Казачка: Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть, как же жили наши дальние предки, какими из предметов быта они пользовались.
Воспитатель: Что вы знаете о жизни казаков?
Дети: Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшими свои земли, семьи. Казачки занимались домашними делами, топили печь, готовили еду, воспитывали детей.
Воспитатель: Ребята, дома, которые строили казаки, назывались куреня. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено .
Воспитатель: Ребята вы хотите попасть в прошлое и побывать в казачьем курене, посмотреть, как жили раньше казаки?
Дети: Да.
У меня есть волшебная казачья фуражка, которая нам поможет отправиться в прошлое. Наденем на голову фуражку, повернемся вокруг себя три раза и скажем: "Время, время остановись! К нашим предкам повернись! ".
Дети надевают фуражку, кружатся и повторяют слова, (волшебная музыка).
Казачка приглашает пройти детей в «мини-музей быта донского казачества».
Казачка: Курень, куренёк, он не низок, он высок.
Заходите в мой курень, да побудьте там часок.
Здорово дневали.
Ответ детей и гостей.
Казачка: Я казачка Аксинья, а вы кто?
Дети: Мы казачата из группы «Подсолнушки»
Казачка: (обращается к гостям). А вы, гости дорогие, казачьи шали возьмите, да по куреню пройдите. В казачек вас превращаю, в курень казачий приглашаю. Проходите гости дорогие.
Семья у меня большая, у казаков не принято лениться, каждый имеет свои обязанности по хозяйству и у каждого по дому своя работа.
Казачка (берет коромысло с ведрами на плечи):
Вот и я сегодня ждала вас в гости, встала пораньше, сходила за водицей свежей в колодец и принесла, чтобы попить чайку с пирогами.
Казачка: Кто хочет попробовать принести воды на коромысле?
Дети пробуют по очереди.
Казачка: Проходите казачата в мою красивую, уютную, теплую «стряпку». Это моя кухня, у казачек она называется «стряпка». А как вы думаете, почему эта часть дома так называется?
Дети : Ответы детей.
Казачка: Здесь я стряпаю - готовлю еду. А готовую еду называю словом «СТРЯПНЯ».
Ребята, может быть, кто-то догадается, как называли женщину, которая готовила еду?
Дети: - Ответы детей.
Казачка: Её называли «СТРЯПУХА». Каждая казачка любила и умела вкусно готовить. Для того, чтобы вырастить сильного, крепкого казака, его нужно было сытно кормить.
Казачка: Обратите внимание на печь у меня каменная и топлю я ее дровами. ( дети рассматривают экспонат печи в мини-музее)
Воспитатель: А сейчас у вас дома, печи какие стоят?
Дети: Электрические, газовые. (показ картинки)
Казачка: У меня в стряпке всё необходимое имеется. Посмотрите на мои полки! Это чугунок. Незаменимая посуда в стряпке. А кто догадается, почему его называют «чугунок»?
Дети: Потому что он сделан из чугуна.
Казачка: Чугун – это такой металл, который очень долго сохраняет тепло (дает детям подержать). Какой он по весу, лёгкий или тяжёлый?
Дети: Тяжелый.
Казачка: Я очень люблю вкусно готовить для своей семьи. А вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: ответы детей.
Казачка: Любимыми блюдами казаков были: лапша, щи, уха, студень, картошка, узвар - компот из сухофруктов.
Казачка: А вот «махотка» – это не высокий глиняный горшок с широким низким горлышком (от слова маленький). В нем хранили молоко, сметану, воду.
(показ музейного экспоната)
Казачка: Молоко хранили в глиняной посуде, которая называлась горшок. Молоко в нём долго не прокисало.
Тесто замешивали в макитре – большом глиняном горшке.
Ну а чай пили из самовара.
Казачка: - Запомнили название посуды казаков? Повторите, пожалуйста.
Дети повторяют: чугунок, махотка, горшок.
Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы варим еду?
Дети: В кастрюлях, сковородках. (показ слайда)
Казачка: А как вы думаете, что сегодня я приготовила для Вас?
Дети: борщ, картошку.
Казачка: Нет, не угадали. Приоткроем заслонку и посмотрим в печь, что же там для вас приготовлено?
Дети: Пирог.
Казачка: Правильно. И я вас приглашаю пройти в залу. В простенке, между окнами, стоит большой деревянный стол, накрытый скатертью, у которого стоят лавки. Вся семья собирается вместе и едят из одной посуды по старшинству, а если кто спешит, то может получить от деда или отца ложкой по лбу.
В этой части куреня встречали гостей, пили чай из «гостевой» посуды.
-А вы сегодня мои гости! И я вам предлагаю отведать пирога с травяным чаем.
( Дети проходят за стол, рассаживаются и кушают пирог).
Пока дети кушают казачка рассказывает о другой части куреня.
Казачка: Стены в моем курене украшены ковром, семейным фото, но самым главным украшением считалось оружие: сабли, ружья, пики, шашки, кинжалы, которое передавалось из поколения в поколение. Остается оно украшением до первого похода казака на войну.
Казачка: Вот вы и покушали пирог. Дети встают из-за стола и проходят по мини-музею в другую часть.
Казачка: Я покажу вам женскую половину. Это наша спальня - домушка . В ней стоит прялка, кровать, сундук. Висит на стене зеркало.
Маленькие дети спали в люльке, которая подвешивалась к потолку или становилась возле стены. Обратите внимание на нашу детскую кроватку. Она очень удобная для младенца, без труда можно покачать ребеночка, чтобы он не плакал.
( Дети пробуют качать кроватку).
Мы воспитываем девочек-казачек хорошими хозяйками, Недаром казаки говорят: «Бери жену с Дона - не будет урона».
А покажите, какие вы казачки-хозяюшки, помогите мне погладить бельё, утюг на печке стоит греется. (показ музейного экспоната)
Девочки пробуют гладить бельё.
Казачка: А сейчас, ребята, чем мы гладят ваши мамы?
Дети: Тоже утюгом, только он электрический. (показ картинки)
Казачка: Как вы думаете, что хранили в сундуке?
Дети. Наверное, в сундуке хранили одежду.
Казачка: Ребята, а ваши родители в чем хранят свои вещи?
Казачка. В шкафах. (показ картинки)
Казачка: Казачки сами вышивали и вязали крючком. Очень любили они украшать свою одежду вышивкой и кружевами.
Обратите внимание в красном углу, находится икона, где вся моя семья молится.
У меня есть прялка, чтобы прясть шерсть и вязать из нее одежду: носки, варежки, шарфы, платки. ( показ картинки)
Раньше казачки пряли пряжу поздним вечером под освещение лучины, а затем появилась свеча, потом керосиновая лампа.
Казачка: Чтобы украсить залу я выращиваю в кадке цветы, а на подоконнике стоит герань- любимый цветок казачек.
Казачка: Двор и хозяйство куреня огораживалось плетнем – забором из переплетенных прутьев. У плетня играли дети.
-А вы любите играть?
Дети: Да.
- Я предлагаю поиграть в нашу любимую казачью игру «Вокруг куреня хожу».
Дети стоят в кругу, водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг куреня хожу
И в окошечки смотрю,
К одному я подойду
И в окошко постучу»
Тук-тук.
Ребенок, стоящий в кругу, спрашивает: «Кто там? »
Водящий отвечает: «Это я, казачка Катя».
Ребенок: - Зачем пришла? Водящий:
Побежим наперегонки.
Дети разбегаются в разные стороны за кругом и встречаются на месте стоящего ребенка. Выигрывает тот, кто прибежит первым. Игра повторяется 2-3 раза, со сменой водящего.
Казачка : Ой, ребята, так быстро пролетело время, стало на улице вечереть, а я совсем забыла, что скоро вернется муж с детьми домой и мне надо им готовить ужин.
Да и вам пора возвращаться к себе в группу.
Как говорится: «В гостях хорошо, а дома лучше, пора вам отправляться домой»
Надеюсь, что вам понравилось путешествие в прошлое и знакомство с обычаями жизни казаков.
Дети собираются в круг, надевают фуражку под волшебную музыку и говорят:
«Время, время повернись, назад домой вернись».
Под звучание казачьей песни дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Ну, вот мы и дома, ребята, что сегодня нового вы узнали об устройстве казачьего куреня, а что вам понравилось больше всего? Что нового ещё хочется вам узнать?
« Казачьему роду нет переводу!»- это древний наказ наших предков-казаков, его мы должны знать, в сердце хранить и свято выполнять. Вам хочется соблюдать эти казачьи традиции?
Ответ детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия по развитию познавательных способностей и речи для детей среднего дошкольного возраста по теме: «В гостях у Карлсона» (математический досуг)
Цель: закрепление и уточнение знаний детей о геометрических фигурах....
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи с использованием ТРИЗ, здоровьесберегающих технологий на тему «Хрюша в гостях у ребят»
Образовательная область: речевое развитие.Вид ОД: комплексная.Педагогическая технология: ТРИЗ технология, здоровьесберегающие технологии - упражнение на речевое дыхание, физкультминутка.Виды детской д...
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»
Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие (Развитие математических представлений) на тему «В гости к Винтику и Шпунтику»....
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика».
Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика»....
Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию с использованием игрового материала «Дары Фребеля» на тему: «В гости к Зимушке-зиме»
Конспект разработан на основе применения игрового набора «Дары Фребеля»...
Конспект открытого занятия во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционным способом, рисование пальчиками). Тема: "Лесной гость"
Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию (рисование нетрадиционным способом - пальчиками) Цель: развитие у детей творческих способностей, средствами нетради...
Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию с использованием игрового материала «Дары Фребеля» на тему: «В гости к Зимушке-зиме»
Конспект открытого занятия в средней группе по конструированию с использованием игрового материала «Дары Фребеля» на тему:«В гости к Зимушке-зиме»...