Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по городу Саранск»
план-конспект занятия (старшая группа)

Шабаева Анна Николаевна

Цель: Выявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ;

Задачи:

Обучающая

Выявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ; столице Мордовии – Саранск; растительном и животном мире республики; о символике Мордовии ( флаг, герб );

Выявить у детей знания о достопримечательностях города Саранска

О знаменитых людях Мордовии: писатели, скульптуры, художники, композиторы.

Выявить знания о народных костюмах.

Выявить знания об улицах , находящихся около ДОУ, в честь кого они названы.

Выявить знания о заповедниках Мордовии: им. Смидовича.

Развивающая

Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, народным промыслам, к родному городу.

Воспитывающая:

Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций о родной природе, карты Мордовии, беседа «Мы живем в столице». Дидактические игры: «Чего много в городе», «Скажи какой город», «Путешествие по Саранску», рассказ педагога об исторических событиях, о знаменитых личностях, народных промыслах Мордовии, чтение стихов о родном крае и мордовских народных сказок

Методы и приемы:

Словесные

Рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей

Наглядные

Просмотр презентации о Саранске

Практические

Выполнение заданий

Игровые

Сюрпризный момент, физкультминутка

Материалы и оборудование

Кукла Карта Мордовии, Слайды (достопримечательности Мордовии, символика Мордовии, народные промыслы Мордовии, портреты знаменитых людей : писатели-  Атянин, СМ. Люлякина, В.С.Тимохина, Я.М. Пинясов) , скульптор С.Д Эрьзя;  художник- Ф.В. Сычков; композиторы-Н.В. Кошелева, С.В.Кинякин, Л.П.Кирюков, Г.И. Сураев-Королев, .Портреты , в честь кого названы улицы: М.А. Пуркаев, В. Сущинский, М.П. Девятаев., проектор

Вводная (2 мин.)

Игровая ситуация:  эмоциональный настрой, сюрпризный момент-пришла кукла Анита. Просит Анита познакомить ее с городом Саранском

Основная (20 мин)

Отправляемся на экскурсию, но сначала я вам предлагаю отправиться ,там где красивая природа- заповедник в Темниковском районе им.П.Г.Смидовича.( показ слайдов экскурсии)

Затем с детьми отправляемся в музей города: краеведческий музей им. М.Д.Воронина, знакомим с историей Мордовии, экспозициями мордовских костюмов, экспонатами животных, которые обитают в Мордовии; древними раскопками;

Посещение музея им. С.Д. Эрьзи ( Нефедов), знакомство со скульптором, его работами; знакомим куклу Аниту с мордовскими костюмами, элементами мордовского узора, которыми они украшаются;  

 Рассматривание катин Ф.В Сычкова.( дети знакомят куклу с картинами).  Отправляются в  музей боевой славы: , где рассматривают портреты героев ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города ( поселок Заречный), знакомим куклу с легендарным летчиком М.П. Девятаевым.,  с военным оператором В. Сущинским, с М.А. Пуркаевым.

Посещаем библиотеку им А.С Пушкина, где рассматриваем портреты детских мордовских писателей:Я. М. Я.М. Пинясов, Н.С. Тимонина,К. Абрамов, Атянин. Предлагаю вспомнить  произведения этих писателей( ответы детей) .

Рассматриваем портреты детских композиторов Мордовии: Л.П.Кирюков, Н.В. Кошелева.  Гимн Мордовии написали композитор Н.В. Кошелева и автор С.В Кинякин. На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора возвращаться  в детский сад.

Заключительная ( 3 мин)

Подведение итога

Прощание с куклой Амитой.

Ход НОД

Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. К нам в гости пришла девочка, она приехала из  Индии и хочет  посмотреть наш город. Но сначала, скажите мне, как называется  наш город? ( Саранск). А В какой стране мы живем?

- Россия.

- А какой главный город России?

- Москва.

- А как называется наша республика?

- Наша республика называется Мордовия.

- А какой главный город Мордовии?

- Саранск.

Да, дети, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.

- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?

Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе новых построек: Дворец Спорта, Краеведческий музей, большие красивые дома.

- Какие еще постройки вы знаете? (Ответы детей).

- Молодцы. Я предлагаю вам и Амите отправиться  на экскурсию по городу Саранску. Вспомним все его достопримечательности. (Просмотр слайдов)

2. Основная часть

Дети, у каждого города есть своя символика. Давайте посмотрим на герб и флаг  нашей Республики Мордовия. ( слайд 1-3) (рассматривание герба и флага)

В: Дети, я предлагаю вам отправиться сначала, в очень живописный уголок Мордовии. Это заповедник им. П.Г.Смидовича. Как вы думаете, где он находится?  В Темникове.

 Дети, скажите, что такое заповедник? Правильно , там находятся редкие  животные и растения которые надо оберегать.  В заповеднике животные  и растения охраняются государством. Но не все люди могут побывать в заповеднике. Как вы думаете, где мы можем за ними понаблюдать.( в зоопарке) А еще мы можем отправиться в краеведческий музей им. М.Д.Воронина. Там тоже есть экспонаты животных.  В этоммузее есть не только экспонаты животных, там есть костюмы мордовской национальности, есть изба старины, где мы можем видеть как раньше жили люди; есть старинные раскопки, что доказывает наша Мордовия существовала и в век динозавров.

Тепрь мы отправимся в Музей им. С.Д. Эрьзи. Как вы, думаете в честь кого назван музей? (    ).

Правильно в честь мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Его знали только в нашей Республике, но и  за пределами нашей страны, не(слайд )

В этом музее можно видеть мордовские костюмы.  Все мордовские костюмы очень красиво украшены. Кто знает какими элементами узора украшены мордовские костюмы? (крест, зубчик, галочка, зигзаг, треугольник, ромб, круг, восьмиконечная звезда, ступеньки) .

Еще в музеи проходят выставки художников Мордовии. Ф.В. Сычкова. Он родился и вырос в  мордовской деревне. Поэтому в основном у него все рисунки о деревне.  «С гор», « Деревенская свадьба».

Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться снова в путь.

Физкультминутка «Город»

Мы по городу гуляем шагаем на месте

Мы свой город изучаем поставить руку «козырьком» к голове

Справа есть высокий дом поднять правую руку

Обойдем его кругом

Слева домик ниже левую руку вниз

Подойдем поближе шагаем на месте

Это церковь -Божий дом руки «куполом»над головой

Все мы дети в доме том обнять себя

Ну а это- детский сад.

Тише! Указательный палец к губам

Там детишки спят присесть, ладошки под голову

А какие музеи еще в Саранске есть?( ответы детей)

Правильно, на советской площади есть музей боевой славы. Как вы думаете в честь кого его создали. Правильно, в честь людей которые охраняли нашу Родину. Давайте посетим его. И наши земляки охраняли нашу Родину.( рассматривание портретов  героев ВОВ, в честь которых названы улицы. Которые близко находятся к ДОУ) (М.А. Пуркаев, В. Сущинский, М.П. Девятаев) В честь них  названы улицы нашего города. А какой праздник скоро будет отмечать вся страна? ( день победы)  Показ слайдов героев ВОВ.  М.П. Девятаев- это дети , легендарный летчик, попав в плен он сбежал и еще прихватил с собой вражеский самолет, из-под носа наших врагов.

А сейчас мы отправляемся в Библиотеку им А.С Пушкина. Там проходит выставка детских мордовских писателей: Я. М. Пинясов, Н.С. Тимонина,К. Абрамов, Атянин. Предлагаю вспомнить какие произведениями этих писателей  мы знаем.( ответы детей) .

Переходим в другой зал, там проходит выставка детских композиторов Мордовии: Л.П.Кирюков, Н.В. Кошелева.  А вы знаете кто написал гимн Мордовии.? Гимн Мордовии написали композитор Н.В. Кошелева и автор С.В Кинякин.

 На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора возвращаться  в детский сад.

(Показ слайдов. Детские писатели и композиторы Мордовии .)

-Славен наш край мордовский своими знаменитыми людьми.!

Тебе Анита, понравилась наша экскурсия?. С кем мы путешествовали по Мордовии? В каком заповеднике мы были? Какое доброе дело сделали? В каких музеях мы побывали Что Амита узнала о нашем городе Саранске?

А теперь вы можете пригласить своих родителей в музеи, и рассказать им что вы знаете о городе Саранске, а Амита попросила сделать копию экскурсии о нашем городе Саранске и покажет ее своим друзьям в Индии.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Область «Познавательное развитие», в старшей группе. «Путешествие по городу Ангарску»

С помощью занятия можно  воспитывать у детей  любовь к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я - Ангарчанин», знакомить детей с понят...

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе "Гуси-лебеди"

Конспект НОД по познавательному развитию разработан по мотивам сказки "Гуси -лебеди"  с учетом требований ФГОС...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Математики к царице наук»

Цель:  Закрепить умение различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал; навыки счёта.Задачи:1. Продолжать упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соот...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в Город Мастеров"

В конспекте НОД обозначены цель, задачи, интеграция образовательных областей , предварительная работа, ожидаемые результаты. Данная НОД - итог 2х месячного проекта "Профессии моего города" ....

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Мордовии»

ЗадачиОбучающаяВыявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ; столице Мордовии – Саранск; растительном и животном мире республики; о символике Мордовии ( флаг, герб )...