Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по городу Саранск»
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: Выявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ;
Задачи:
Обучающая
Выявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ; столице Мордовии – Саранск; растительном и животном мире республики; о символике Мордовии ( флаг, герб );
Выявить у детей знания о достопримечательностях города Саранска
О знаменитых людях Мордовии: писатели, скульптуры, художники, композиторы.
Выявить знания о народных костюмах.
Выявить знания об улицах , находящихся около ДОУ, в честь кого они названы.
Выявить знания о заповедниках Мордовии: им. Смидовича.
Развивающая
Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа, народным промыслам, к родному городу.
Воспитывающая:
Воспитывать чувство гордости к тому месту, где мы живем, интерес и уважение к национальным традициям.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций о родной природе, карты Мордовии, беседа «Мы живем в столице». Дидактические игры: «Чего много в городе», «Скажи какой город», «Путешествие по Саранску», рассказ педагога об исторических событиях, о знаменитых личностях, народных промыслах Мордовии, чтение стихов о родном крае и мордовских народных сказок
Методы и приемы:
Словесные
Рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей
Наглядные
Просмотр презентации о Саранске
Практические
Выполнение заданий
Игровые
Сюрпризный момент, физкультминутка
Материалы и оборудование
Кукла Карта Мордовии, Слайды (достопримечательности Мордовии, символика Мордовии, народные промыслы Мордовии, портреты знаменитых людей : писатели- Атянин, СМ. Люлякина, В.С.Тимохина, Я.М. Пинясов) , скульптор С.Д Эрьзя; художник- Ф.В. Сычков; композиторы-Н.В. Кошелева, С.В.Кинякин, Л.П.Кирюков, Г.И. Сураев-Королев, .Портреты , в честь кого названы улицы: М.А. Пуркаев, В. Сущинский, М.П. Девятаев., проектор
Вводная (2 мин.)
Игровая ситуация: эмоциональный настрой, сюрпризный момент-пришла кукла Анита. Просит Анита познакомить ее с городом Саранском
Основная (20 мин)
Отправляемся на экскурсию, но сначала я вам предлагаю отправиться ,там где красивая природа- заповедник в Темниковском районе им.П.Г.Смидовича.( показ слайдов экскурсии)
Затем с детьми отправляемся в музей города: краеведческий музей им. М.Д.Воронина, знакомим с историей Мордовии, экспозициями мордовских костюмов, экспонатами животных, которые обитают в Мордовии; древними раскопками;
Посещение музея им. С.Д. Эрьзи ( Нефедов), знакомство со скульптором, его работами; знакомим куклу Аниту с мордовскими костюмами, элементами мордовского узора, которыми они украшаются;
Рассматривание катин Ф.В Сычкова.( дети знакомят куклу с картинами). Отправляются в музей боевой славы: , где рассматривают портреты героев ВОВ, в честь которых названы улицы нашего города ( поселок Заречный), знакомим куклу с легендарным летчиком М.П. Девятаевым., с военным оператором В. Сущинским, с М.А. Пуркаевым.
Посещаем библиотеку им А.С Пушкина, где рассматриваем портреты детских мордовских писателей:Я. М. Я.М. Пинясов, Н.С. Тимонина,К. Абрамов, Атянин. Предлагаю вспомнить произведения этих писателей( ответы детей) .
Рассматриваем портреты детских композиторов Мордовии: Л.П.Кирюков, Н.В. Кошелева. Гимн Мордовии написали композитор Н.В. Кошелева и автор С.В Кинякин. На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
Заключительная ( 3 мин)
Подведение итога
Прощание с куклой Амитой.
Ход НОД
Дети, сегодня у нас будет очень интересное занятие. К нам в гости пришла девочка, она приехала из Индии и хочет посмотреть наш город. Но сначала, скажите мне, как называется наш город? ( Саранск). А В какой стране мы живем?
- Россия.
- А какой главный город России?
- Москва.
- А как называется наша республика?
- Наша республика называется Мордовия.
- А какой главный город Мордовии?
- Саранск.
Да, дети, мы живем с вами на мордовской земле. Она очень красивая, самобытная и многонациональная.
- Люди, каких национальностей живут у нас в Мордовии?
Русские, татары, грузины, мордва... Но коренными жителями Мордовии являются мордва: эрзя, мокша и шокша. Мордовский народ очень любит свой край, и старается сделать его еще богаче и краше. Сколько у нас в городе новых построек: Дворец Спорта, Краеведческий музей, большие красивые дома.
- Какие еще постройки вы знаете? (Ответы детей).
- Молодцы. Я предлагаю вам и Амите отправиться на экскурсию по городу Саранску. Вспомним все его достопримечательности. (Просмотр слайдов)
2. Основная часть
Дети, у каждого города есть своя символика. Давайте посмотрим на герб и флаг нашей Республики Мордовия. ( слайд 1-3) (рассматривание герба и флага)
В: Дети, я предлагаю вам отправиться сначала, в очень живописный уголок Мордовии. Это заповедник им. П.Г.Смидовича. Как вы думаете, где он находится? В Темникове.
Дети, скажите, что такое заповедник? Правильно , там находятся редкие животные и растения которые надо оберегать. В заповеднике животные и растения охраняются государством. Но не все люди могут побывать в заповеднике. Как вы думаете, где мы можем за ними понаблюдать.( в зоопарке) А еще мы можем отправиться в краеведческий музей им. М.Д.Воронина. Там тоже есть экспонаты животных. В этоммузее есть не только экспонаты животных, там есть костюмы мордовской национальности, есть изба старины, где мы можем видеть как раньше жили люди; есть старинные раскопки, что доказывает наша Мордовия существовала и в век динозавров.
Тепрь мы отправимся в Музей им. С.Д. Эрьзи. Как вы, думаете в честь кого назван музей? ( ).
Правильно в честь мордовского скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи. Его знали только в нашей Республике, но и за пределами нашей страны, не(слайд )
В этом музее можно видеть мордовские костюмы. Все мордовские костюмы очень красиво украшены. Кто знает какими элементами узора украшены мордовские костюмы? (крест, зубчик, галочка, зигзаг, треугольник, ромб, круг, восьмиконечная звезда, ступеньки) .
Еще в музеи проходят выставки художников Мордовии. Ф.В. Сычкова. Он родился и вырос в мордовской деревне. Поэтому в основном у него все рисунки о деревне. «С гор», « Деревенская свадьба».
Дети, я предлагаю вам немного отдохнуть и отправиться снова в путь.
Физкультминутка «Город»
Мы по городу гуляем шагаем на месте
Мы свой город изучаем поставить руку «козырьком» к голове
Справа есть высокий дом поднять правую руку
Обойдем его кругом
Слева домик ниже левую руку вниз
Подойдем поближе шагаем на месте
Это церковь -Божий дом руки «куполом»над головой
Все мы дети в доме том обнять себя
Ну а это- детский сад.
Тише! Указательный палец к губам
Там детишки спят присесть, ладошки под голову
А какие музеи еще в Саранске есть?( ответы детей)
Правильно, на советской площади есть музей боевой славы. Как вы думаете в честь кого его создали. Правильно, в честь людей которые охраняли нашу Родину. Давайте посетим его. И наши земляки охраняли нашу Родину.( рассматривание портретов героев ВОВ, в честь которых названы улицы. Которые близко находятся к ДОУ) (М.А. Пуркаев, В. Сущинский, М.П. Девятаев) В честь них названы улицы нашего города. А какой праздник скоро будет отмечать вся страна? ( день победы) Показ слайдов героев ВОВ. М.П. Девятаев- это дети , легендарный летчик, попав в плен он сбежал и еще прихватил с собой вражеский самолет, из-под носа наших врагов.
А сейчас мы отправляемся в Библиотеку им А.С Пушкина. Там проходит выставка детских мордовских писателей: Я. М. Пинясов, Н.С. Тимонина,К. Абрамов, Атянин. Предлагаю вспомнить какие произведениями этих писателей мы знаем.( ответы детей) .
Переходим в другой зал, там проходит выставка детских композиторов Мордовии: Л.П.Кирюков, Н.В. Кошелева. А вы знаете кто написал гимн Мордовии.? Гимн Мордовии написали композитор Н.В. Кошелева и автор С.В Кинякин.
На этом наша экскурсия заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад.
(Показ слайдов. Детские писатели и композиторы Мордовии .)
-Славен наш край мордовский своими знаменитыми людьми.!
Тебе Анита, понравилась наша экскурсия?. С кем мы путешествовали по Мордовии? В каком заповеднике мы были? Какое доброе дело сделали? В каких музеях мы побывали Что Амита узнала о нашем городе Саранске?
А теперь вы можете пригласить своих родителей в музеи, и рассказать им что вы знаете о городе Саранске, а Амита попросила сделать копию экскурсии о нашем городе Саранске и покажет ее своим друзьям в Индии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД. Область «Познавательное развитие», в старшей группе. «Путешествие по городу Ангарску»
С помощью занятия можно воспитывать у детей любовь к родному городу, желание увидеть его красивым, экологически чистым. Формировать основы понятия «я - Ангарчанин», знакомить детей с понят...
Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе "Гуси-лебеди"
Конспект НОД по познавательному развитию разработан по мотивам сказки "Гуси -лебеди" с учетом требований ФГОС...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в город Математики к царице наук»
Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, овал; навыки счёта.Задачи:1. Продолжать упражнять в различении и назывании знакомых геометрических фигур с соот...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе "Путешествие в Город Мастеров"
В конспекте НОД обозначены цель, задачи, интеграция образовательных областей , предварительная работа, ожидаемые результаты. Данная НОД - итог 2х месячного проекта "Профессии моего города" ....
Интегрированное занятие по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по родному городу»
Цель: формировать интерес к малой Родине...
Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Мордовии»
ЗадачиОбучающаяВыявить у детей представление о Республике Мордовия, как о малой Родине ; столице Мордовии – Саранск; растительном и животном мире республики; о символике Мордовии ( флаг, герб )...
Открытое итоговое интегрированное занятие по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие на остров Чудес»
Открытое итоговое интегрированное занятие...