Технологическая карта «Виртуальная экскурсия по лиману города Анадыря»
презентация к уроку (старшая группа)

Ханхарова Татьяна Михайловна

 В настоящее время для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема, что дети живущие на Чукотке не знают родной язык. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного языка, использованием культурного потенциала, большим вниманием к традициям коренных народов, которые были бы близки и доступны восприятию детей дошкольного возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Виртуальная экскурсия27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида  «Ладушки» города Анадыря»

Технологическая карта «Виртуальная экскурсия по

лиману города Анадыря»

       

     

     Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории

                                         Ханхарова Татьяна Михайловна

Анадырь

2020г.

Актуальность

    В настоящее время для каждого конкретного региона России стала актуальной проблема, что дети живущие на Чукотке не знают родной язык. Эта проблема может быть решена обращением к ценностям родного языка, использованием культурного потенциала, большим вниманием к традициям коренных народов, которые были бы близки и доступны восприятию детей дошкольного возраста.

Лексическая тема: «Родной край и обитатели лимана».

Тема: «Виртуальная экскурсия по лиману города Анадыря».

Возраст детей: 5-6 лет (старший дошкольный возраст).

Образовательная  область: «Познавательное развитие» (региональный компонент).

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» - разучивание стихотворений о море.  «Физическое развитие» - физ.минутки, подвижные игры народов Севера;

Интеграция видов деятельности: игровая, проблемно-обучающие ситуации, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цель:

  • Способность выработке у детей владения устными формами родного языка в предметах, доступных для их возраста.
  • познакомить детей дошкольного возраста с обитателями Анадырского лимана на чукотском языке;
  • научить понимать значение этих слов; выработать технику правильного произношения.
  • закрепить у детей знания о обитателях Анадырского лимана;

Задачи:

Образовательная:

  • формировать интерес и любовь к природе родного края;
  • замечать изменения в ней, уточнять и расширять представления о морских обитателях, особенностях внешнего вида, образа жизни;

Развивающая:

  • развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику;
  • совершенствовать навыки сотрудничества и доброжелательности;

Воспитательная:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе и её обитателям.

Целевые ориентиры: детям интересно, отвечают на вопросы, свободно выражают свои эмоции, делятся мыслями.

Средства реализации:

Вербальные: загадки «Корабль- лульутвъэт», «Капитан ».

Наглядные: иллюстрация  «Морских обитателей анадырского лимана, рыб и птиц».

Мультимедийные: презентация по виртуальной экскурсии «По лиману города Анадыря».

Оборудование и материалы: презентация, иллюстрация картины.

Словарная работа: активизация словаря понятиями:

Корабль- лульутвъэт, море - ан’кы, - Чачаннаан -корюшка, К’этак’эт –кета, Э’чун- горбуша- к’алял, л’ыгиннээн- голец.

Ход занятия:

                                   

Этапы

НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Орг. момент Мотивационный этап

-Амынетти, нэнэнэт! (Здравствуйте, дети)

-Ребята, давайте улыбнемся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день! Я знаю, что с таким же хорошим настроением мы проведём   виртуальную экскурсию.

(Дети заходят в зал и становятся полукругом)

       Еттык!

Основной

этап

Речевая разминка для язычка

Формулировка темы и постановка цели занятия

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5-6

Физ.мин. гимнастика для глаз

Слайд 7

Дин. пауза

« Где же, наши ручки»

 Слайд 8

 

Слайд 9

Подвижная игра «Рыбалка»

 

-Сегодня мы с вами продолжим знакомится с чукотскими словами. Но для начала давайте проведем гимнастику для нашего язычка.

Қа, қи, ӆа, ӆи, ӊэ, ӊу

ақ иқ  оқ  уқ  ық  эқ

аӆ  иӆ  оӆ  уӆ  ыӆ  эӆ

аӊ  иӊ  оӊ  уӊ  ыӊ  эӊ

- Ребята давайте вспомним, как гласные в чукотском языке произносятся.

-  К’атам! Молодцы ребята.

- Ребята, а вы любите путешествовать?

-А на чём мы с вами отправимся в наше виртуальное путешествие вы должны отгадать.

Этот дом огромен,
Не стоит он на земле,
А плывет по морю! Что это?

 -Правильно корабль. На чукотском языке корабль говорится так лульутвъэт.

-Давайте с вами проговорим это слово луу-льу-твъэт. Что такое лульутвъэт? 

- А как называют человека, который главный на корабле? Послушайте.

Он морской, но добрый волк

В синем море знает толк.

Приводил во много стран

Свой корабль….. Кто это?

К’атам! (Молодцы). Капитан на чукотском так и говорят капитан.

- Послушайте стихотворение (Автор: Г. Польняк)

Море шепчет не грусти

Море шепчет не грусти,
Лучше в гости приходи.
Подарю тебе ракушку,
Ласково шепну на ушко,
Искупаю в пене даже,
Полежишь со мной на пляже.
Улыбнёшься облакам,
А потом вернёшься к нам.          

-Ребята о чём это стихотворение?        

- Послушайте как слышится на чукотском языке море - Ан’кы.  Попробуйте повторить вместе со мной.

- Садимся в наш корабль и поплывем по морской глади, чтобы встретить тех, кого вы уже знаете!

-Вот мы с вами и в пути. Перед нами прекрасный, удивительный анадырский лиман.

-Первая наша остановка «История Анадырского лимана»

-Анадырский лиман -является частью Анадырского залива и Берингова моря. Делится на два других крупных залива — залив Онемен, куда впадают реки Анадырь и Великая, и Канчаланский лиман, куда впадает река Канчалан, в собственно Анадырский лиман впадают Речка 3-я и Автаткууль.

-В вершине Анадырского лимана вблизи фарватерного хода находится маленький скалистый остров Алюмка.

 -Ребята скажите Анадырский лиман является частью чего?

- К’атам! (Молодцы).

-На какие два крупных залива делится лиман?

Мы гимнастику для глаз.

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз.

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

- Отправляемся дальше. Ребята посмотрите, что вы видите?

-А каких вы знаете рыб?

- На чукотском языке  рыба- ыннээн.

- К’атам! (Молодцы).

-В водах анадырского  лимана обитают и являются объектами промысла горбуша, кета, гольцы, корюшка.

- Чачаннаан -корюшка, К’этак’эт –кета, Э’чун- горбуша- к’алял, л’ыгиннээн- голец.

-Давайте поиграем. Дети становятся в круг. Руки за спиной.

Эми, эми, эмигымнинмынгыт?

Где же, где же наши ручки?

Ыннэн, нирэк один,два. Ноткэнгымнинмынгыт!

 Вот мои руки!

Эми,эми,эмигымнинеккаак?

Где же, где же мой нос?

Ноткэнгымнинеккаак! Ыннэнеккаак.

Вот мой нос, один нос.

Эми,эмигымнинвилют?

 Где же, где же мои уши?

Ыннэн, нирэк один,два. 

Вот мои уши?

Эми,эмигымнинйыкыргын?

Где же, где же мой ротик? Ноткэнгымнинйыкыргын. Ыннэнйыкыргын.

 Один ротик.

Эми,эмигымнингыткат?

 Где же, где же мои ноги?

Ыннэн, нирэкгыткат 

одна, две ноги.

Эми,эмигымнинлевыт?

Где же, где же моя голова?

Ноткэнгымнинлевыт ыннэнлевыт.

Вот моя голова одна голова.

-Ребята мы  не много отдохнули, а теперь продолжаем нашу виртуальную экскурсию по анадырскому лиману.

- Скажите может вы знаете каких- то морских животных? Морской зверь на чукотском языке –Ан’к’айгын.

- К’атам! (Молодцы). Как много вы знаете морских обитателей.

-В Анадырском лимане обитают   морские животные : нерпа , белуха.

-Посмотрите на слайд и послушайте какие удивительные голоса воспроизводят нерпа и белуха.

Нерпа-мэмыл, белуха- пуврэк

-Нерпы относятся к семейству настоящих тюленей.

В зависимости от вида, они могут жить как в солёной, так и в пресной воде арктических, субарктических или умеренных зон. В настоящее время известно три вида нерпы: два из них морские, а один — пресноводный. К какому семейству относятся нерпы (мэмыл)?

Белуха- пуврэк

Белу́ха — вид зубатых китов из семейства нарваловых.

Масса 1 400 кг (взрослая особь)

Длинна: 4,2 м (взрослая особь)

Продолжительность: 35 – 50 лет

-Как на чукотском языке говорится белуха?

- Отправляемся дальше.

-  Посмотрите на экран. Что вы видите?  

- А каких вы знаете птиц? Птица на чукотском языке Пчек’альгын -птица.

- Давайте пропоем вместе это слово пчее-к’ааль-гыын.

- Летом на Анадырский лиман возвращаются такие птицы, как чайка, гуси и гагары.

-Послушайте какие они звуки издают.

-Давайте попробуем прокричать как: ёкваё- гагара . Гагара – это беззащитная на суше птица, которая, однако, прекрасно чувствует себя на воде –Основной пищей этих птиц является рыба.

-И’туи’т-гуси – гуси прилетают к нам на Чукотку с теплых краев.

Йъаяк’- чайка -  Чайка питается рыбой и ягодой.

- К’атам! (Молодцы).  Как мы много с вами вспомнили и проговорили слов.

- Давайте с вами поиграем в игру. Дети делятся на две команды. По сигналу, участник игры добегает до озера (таз с водой) берет удочку и вылавливают 1 рыбу. Бежит обратно передает эстафету. Победителем считается та команда, которая поймала больше рыбы. По окончании игры дети повторяют названия рыб на чукотском языке.

Мягко, плавно.

Да

Это корабль.

Корабль

Капитан

Это стихотворение про моря.

Дети вместе с воспитателем проговаривают слово море.

Анадырского залива и Берингова моря.

Залив Онемен

и Канчаланский

лиман

Мы видим рыб

Корюшка, карп, карась, нерка, чир…

Дети вместе с воспитателем повторят слова на русском, а потом на чукотском языке.

Ребята повторяют движения и произношения за воспитателем.

Морж, кит, касатка, белек.

Дети вместе с воспитателем повторят слова на русском, а потом на чукотском языке.

 

К семейству тюленей.

Пуврэк

На экране мы видим птиц

Заключительная часть.

Рефлексия

- Вы все молодцы, отвечали на все вопросы. Участвовали в играх. Какие мы с вами сегодня слова говорили на чукотском языке?

- Вам понравилась экскурсия?

-Где мы с вами побывали?

-Что интересного вы узнали?

- Каких мы из птиц встречали в анадырском лимане?

 - К’атам! (Молодцы). Велынкыкун (Спасибо).

- Аттав, нэнэнэт. (До свидания, ребята).

- Наше путешествие окончено. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь. Но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, к родному языку, к традициям коренных жителей.

Дети вместе с воспитателем вспоминают слова и повторяют их.

Да

 

На анадырском лимане

 

Гагару, чайку, гусей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия первая «Город на Волге».

Над гордой Волгой, вольной и широкой,Взметнулся город вечно молодой…Царицын, Сталинград и Волгоград!Ты имена свои несешь по праву.Ты гордость нашей доблестной державы,Царицын, Сталинград и Волг...

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"

Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...

Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия четвёртая «Южные врата города»

Красноармейский район – самый южный и самый большой район Волгограда. Наша экскурсия будет пролегать по улицам этого района города....

Технологическая карта виртуальной экскурсии для детей старшего дошкольного возраста

Уточнение и обобщение знаний об изменениях в жизни диких животных (заяц, лиса, волк) зимой....

Технологическая карта виртуальной экскурсии "Морская черепаха"

Технологическая карта виртуальной экскурсии "Морская черепаха"...

Технологическая карта «Виртуальная экскурсия по реке Казачка города Анадырь» для детей средней группы детского сада. Ссылка на презентацию к занятию указана в файле (публикации).

Технологическая карта «Виртуальная экскурсия по реке Казачка города Анадырь» для детей средней группы детского сада.Интеграция образовательных областей:Речевое развитиеСоциально-коммуникат...

Технологическая карта виртуальной экскурсии

Технологическая карта виртуальной экскурсии...