Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия четвёртая «Южные врата города»
статья по окружающему миру
Красноармейский район – самый южный и самый большой район Волгограда. Наша экскурсия будет пролегать по улицам этого района города.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_4.docx | 34.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия «Южные врата города»
Красноармейский район – самый южный и самый большой район Волгограда. Наша экскурсия будет пролегать по улицам этого района города. И местом, с которого начинается наше знакомство, будет набережная, расположенная на правом берегу Волги, рядом с началом Волго-Донского судоходного канала; здесь можно увидеть огромную скульптуру В.И. Ленина, который стоит, небрежно засунув одну руку в карман брюк, а взгляд вождя направлен на стремительные воды Волги. Этот монумент занесён в Книгу рекордов Гиннеса, как один из самых высоких монументов, посвящённых реально жившему человеку. 27-метровая скульптура В.И. Ленина выполнена из монолитного железобетона. Жёсткость и устойчивость сооружения достигаются натяжением стальных канатов, проходящих во внутренних каналах скульптуры.
Постамент железобетонный на сваях, облицован гранитными блоками, высота постамента около 30 м. Общая высота композиции, включая основание, составляет 57 метров. Памятник был открыт 27 июля 1952 года. Первоначально на месте Ленина стояла фигура Иосифа Сталина, которая была ниже нынешней скульптуры на 3 метра.
Памятник Сталину демонтировали в августе 1969 года, спустя почти 10 лет после компании по развенчанию культа личности вождя, в рамках которой Сталинград был переименован в Волгоград. Затем несколько лет постамент был пустой, а современный памятник был изготовлен и установлен в 1969 – 1973 годах. Авторами проекта стали всё тот же Е.В. Вучетич и Л.М. Поляков. Открытие памятника Ленину в Волгограде состоялось 20 апреля 1973 года.
Неподалёку от памятника Ленина, на другом берегу Волго-Донского канала, на острове Сарпинском установлен маяк высотой 26 метров, созданный по проекту архитектора Рината Якупова. Маяк увенчан лёгкой колоннадой и украшен чугунными рострами в виде носовых частей старинных судов. На одной из стен маяка выполнена надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически защищавшим Царицын в 1918 – 1919 гг., Сталинград – в 1942 – 1943 гг.».
Оба памятника стоят у начала Волго-Донского судоходного канала, соединившего две великих реки.
Волго-Донской канал имени В.И.Ленина соединяет Волгу с рекой Дон в том месте, где они максимально приближаются друг к другу. Волго-Донской канал является звеном Единой глубоководной транспортной системы европейской части России. Канал был построен за небывало короткий срок – всего за 3,5 года.
Попытки исправить «ошибки» природы и соединить реки стали предприниматься ещё с XVI века: в 1569 г. турецкий султан Селим II послал 22 тысячи своих солдат, чтобы соединить Волгу и Дон. Однако, спустя год, работы были прекращены, поскольку строители сознались, что даже за 100 лет весь турецкий народ не смог бы выкопать этот канал. До сих пор сохранились следы той стройки – глубокая канава, названная турецким валом.
Через 130 лет Пётр Первый также предпринял попытку построить канал в районе города Петров Вал. Работы велись под руководством немецкого специалиста Иоганна Бреккеля, который быстро понял, что идея не осуществима, и сбежал из России, украв все выделенные на строительство деньги. Затем работами руководил английский инженер Перри, и канал был частично построен, но завершить строительство помешала Северная война.
В течении следующих двух столетий было разработано около 30 проектов, но их внедрению мешало сопротивление владельцев частных железных дорог. К тому же, согласно этим разработкам, эксплуатироваться канал мог только в период весеннего половодья, когда русла рек полноводны. Для реализации проекта необходима была глобальная реконструкция рек, которая в то время была ещё не возможна.
Проект строительства Волго-Донского канала был разработан в 30-х годах XX века, но его реализации помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Вопрос о строительстве канала был вновь рассмотрен сразу после Сталинградской битвы в 1943 году. Была утверждена схема трассы, и в 1948 г. начались земляные работы. Строительство велось под руководством опытного гидростроителя Сергея Яковлевича Жука, руководившего ранее созданием Беломоро – Балтийского канала и канала Москва-Волга.
Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу.
Длина Волго-Донского канала небольшая – 101 км, но, несмотря на это, для экономики он имеет уникальное значение: по нему из Азовского и Чёрного морей по рекам, каналам и озёрам можно попасть в Каспийское, Балтийской и Белое моря, поэтому Волгоград называют портом пяти морей.
Первые три шлюза расположены на территории Волгограда. На входе в шлюз №1 построена парадная триумфальная арка высотой 40 метров, которая не только является украшением, но и выполняет важную роль – внутри её расположен механизм управления первым шлюзом. Арка завершается фронтоном с аттиком, на углах которого установлены декоративно-скульптурные композиции. На арке есть две надписи. Со стороны Волги: «Слава великому Ленину», а со стороны Дона: «Слава советскому народу – строителю коммунизма».
Прогулочная зона от арки первого шлюза – излюбленное место отдыха жителей Красноармейского района. В ноябре 2015 г. по инициативе экологических общественных организаций и по решению городской думы набережной присвоено название «Севастопольская». Такое событие произошло в честь возвращения братского города-героя Севастополя в состав России и 70-летия его освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В честь открытия набережной установлен памятный знак.
Продвигаясь по набережной, напротив первого шлюза нас встречает красивый православный храм. Это одновременно и храм, и духовно-просветительский центр.
Фёдор Фёдорович Ушаков – русский флотоводец, командующий Черноморским флотом, командующий русско- турецкой эскадрой в Средиземном море, адмирал. За свою военную деятельность он не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен. В 2001 году Русской православной церковью причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Приход Святого адмирала Феодора Ушакова как памятник образован в 2007 г. В июле 2007 г. состоялось его освящение в деревянном исполнении, а в мае 2008 г. постройка полностью сгорела от рук сатанистов, которые его подожгли среди ночи.
Сейчас восстановленный храм блистает на солнце своим золотым куполом как памятник величию русского флота, посвящён он первостроителям канала.
Продвигаясь по набережной вдоль судоходного канала, можно добраться до моста, соединявшего две части Красноармейского района. Мостовой переход был построен в 1952 г., соединив доканальную и заканальную части района.
История Красноармейского района уходит в далёкое прошлое. Бескрайние степи Нижней Волги привлекали внимание кочевников многие века. В середине же XVIII века здесь появились первые переселенцы из Саксонии, основавшие колонию Сарепта. В 1920 г. Сарепта была переименована в посёлок Красноармейск, в его состав вошли 10 волостей: Аксайская, Большечапурниковская, Каменноярская, Светлоярская, Северная, Солодниковская, Старицкая, Царицынская и Черноярская. Этот населённый пункт просуществовал 11 лет. В 1931 году Красноармейск присоединили к Сталинграду, и в плоть до 21 марта 1944 года он входил в состав Кировского района. 21 марта принято считать официальным днём рождения района – в этот день он стал самостоятельной районной единицей.
Наше путешествие продолжается в историческое сердце района – уникальный историко-архитектурный комплекс «Старая Сарепта», созданный на базе бывшей немецкой колонии гернгутеров.
Спускаемся с мостовой части вниз по лестнице, проходим мимо многоэтажного современного дома и сворачиваем направо и, словно на машине времени, переносимся в другую эпоху.
В 1989 году на базе сохранившегося историко-архитектурного комплекса колонии религиозного братства гернгутеров «Сарепта» был создан музей-заповедник «Старая Сарепта». Указом президента Российской Федерации он был включён в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Сегодня музей-заповедник – крупный культурный, туристический, научно-исследовательский и методический центр Волгограда. Он занимает площадь в 7,1 га, включает 26 строений, из которых 23 – федеральные памятники XVIII – XIX веков, выполненные в стиле саксонского барокко. Весь архитектурный ансамбль выстраивается вокруг центральной площади. Ещё в XIX веке на этом месте на Церковной площади в Сарепте располагался бассейн, куда поступала питьевая вода по деревянному водопроводу из источника на Ергенинской возвышенности. В годы Гражданской войны водопровод был разрушен, а в сквере были захоронены красногвардейцы. Во время Великой Отечественной войны в зданиях на площади располагались госпитали, но захоронений не производилось. В начале 50-х годов останки умерших в госпиталях бойцов с красноармейского кладбища были перезахоронены в этой братской могиле, это воины 64-й и 57-й армий, в братской могиле захоронено более 3500 офицеров, сержантов и солдат Красной армии. После окончания боевых действий на братском захоронении был установлен единый памятник, и площадь получила имя «Площадь Свободы». А несколькими веками ранее, в 1765 г. На берегах Волги в устье реки Сарпы в 28 км к югу от Царицына была основана первая в России колония иностранных поселенцев из Европы – Сарепта. Связанно это было с тем, что в этом году Екатерина Великая издала манифест, определяющий права и условия местожительства переселенцев из Европы с целью освоения слабонаселённых южных окраин России и защиты их от кочевников. Именно так и возникло поселение «Старая Сарепта».
Основу поселения Сарепта составили братья-гернгутеры – потомки чешских или моравских братьев, скрывавшиеся от преследователей католической церкви. Одной из главных целей поселенцев (в их число входили представители Германии, Чехии, Дании, Голландии, Швейцарии) было миссионерство – обращение в христианскую веру иноверцев – калмыков (в первую очередь), киргизов, татар. Кроме этого, они занимались сельским хозяйством и научной деятельностью (разводили сады, культивировали виноград, табак и т.д.; были составлены первые немецко-калмыцкий и калмыцко -немецкий словари и грамматика калмыцкого народа, исследован Ергенинский источник).
Первые поселенцы были печально поражены этой местностью – перед ними безгранично простиралась выжженная солнцем степь – увы, не об этом они мечтали, покидая родину. Поэтому и решили назвать свой новый приют «Сарепта», так как местный колорит напомнил религиозным братьям библейскую Сарепту Сидонскую, куда был послан пророк Илия после трёх неурожайных лет. Созвучно это название было и с некогда протекавшей здесь речкой Сарпой. Именно на берегах этой речки трудолюбивые поселенцы начали строительство первых домов. И кто бы мог подумать, что предприимчивые немцы меньше чем через 100 лет превратят этот кусочек степной пустыни в «зелёный оазис», как впоследствии назовут эту колонию многие русские и зарубежные путешественники, стремившиеся своими глазами увидеть это «чудо калмыцких степей», «рай на берегу Волги»! Привыкшие к чистоте и аккуратности, немцы выстраивали в Старой Сарепте красивые, утопающие в зелени улицы, засаживая их пирамидальными тополями и акацией, перед каждым домом и в промежутках межу ними разбивали сады и цветники; высаживали виноградники и бахчи, засеивали поля злаками. Большое внимание уделяли в Сарепте грамотные немцы исследованию новой территории и всячески пытались рационально извлечь из неё пользу, занимались научной и экспериментальной деятельностью. Именно здесь на базе единственного сохранившегося в России архитектурного комплекса в 1989 году был основан Государственный историко- этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта». В музее бережно сохраняется быт, нравы старейшего немецкого поселения на Волге.
Сарепта. Это большой архитектурный ансамбль.
Одним из главных архитектурных объектов Сарепты является кирха. Она расположена на севере центральной площади посёлка и отделяет поселение от кладбища, тем самым символизируя тонкую грань, разделяющую жизнь и смерть. Первый зал, предназначенный для молебнов, был освящён епископом Иоганном Ничманом в 1766 году. Однако через год кирха была переведена в другое здание, которое раннее предназначалась для дома собраний. Позднее к нему пристроили флигель с жилыми помещениями для главы колонии и пастора.
Строительство новой кирхи было начато в 1771г. на средства, которые колония получила в дар от Екатерины II. Кроме того, использовались пожертвования братьев. Новое здание было освящено через год (1772 г). Образцом для кирхи в Сарепте послужил церковный зал в Лихтенбурге. Здание отличается крайне аскетичным архитектурным стилем. Он вполне соответствует канонам «гернгутского барокко». Кирха представляла собой прямоугольное двухэтажное здание с двухскатной крышей, практически лишённое архитектурного декора, кроме колокольни с ратушными часами с боем.
Религиозные воззрения гернгутеров Сарепты способствовали не только появлению у них внешних специфических черт, но и воспитанию определённого типа человека: набожного, благочестивого, трудолюбивого, способного на самопожертвование во имя идеи и общества. Жили и трудились колонисты женского и мужского полов порознь, собирались вместе только в кирхе (входя в неё через разные входы), но и там холостые братья рассаживались по левую сторону, а незамужние сёстры – справа. Между ними были установлены ещё и ряды скамеек, где сидели семейные пары и вдовы.
В Сарепте существовали следующие корпорации или хоры: семейные, вдов (вдовцов), незамужних сестёр, холостых братьев. Девочки и мальчики из-за малого их количества причислялись к двум последним корпорациям.
На противоположной от кирхи стороне на площади располагается торговая лавка Гольдбаха, в эпоху колонистов в ней продавались глиняная посуда, изготовлена на кирпичном заводе Ниденталя, мыло сарептского производства, табачные изделия и товары, сделанные в мастерских, а кроме того, была представлена единственная на Волге набивка птичьих чучел.
Сейчас же в этом просторном здании собрано множество старинных предметов ремесленников. Это рабочие инструменты кузнецов, плотников, пекарей и ткачей, разнообразные изделия из керамики, в том числе веджвудский фарфор, а также раритетные станки, на которых плели тростниковые корзины – зембели. Здесь же можно увидеть ткань «сарпинку» - гордость колонии.
Недалеко от торговой лавки находится здание с вывеской «Клуб Гличъ». Этот клуб назван в честь семейства Глич, их называли «горчичными королями России». А на территории музея-заповедника расположился и музей русской горчицы. Местонахождение музея не случайно. Выращивание горчицы в промышленных масштабах и промышленное производство горчичного порошка и горчичного масла впервые в России началось в колонии Сарепта.
Колонист и фабрикант И.К. Глич, получив в наследство горчичный завод, путём неоднократных модернизаций и расширения производства сумел стать монополистом – производителем горчицы на территории России. В 1830-е годы завод Глича перерабатывал в год до 30 тысяч пудов зерна, изготовлял до 1000 пудов горчицы разных сортов и до 300 пудов масла. Именно благодаря Гличу марка «Сарептская горчица» стала известной по всей России.
В процессе модернизации завода был подведён водопровод, построена водонапорная башня, благоустроена территория – разбит заводской сад, устроены оранжерея, бассейны, водяные колонки. Техническими новинками того времени были грузопассажирские лифты, транспортёрные ленты, механические тёрки для шелушения зерна, паровое отопление цехов и помещений. В 1905 г. к заводу семейства Глич возвели 3-этажную пристройку с новым технологическим оборудованием.
Благодаря этому производству Волгоград считается горчичной столицей России, а всего в мире существуют три вида семян горчицы и три горчичные столицы: семена чёрной горчицы (Дижон, Франция), семена белой горчицы (Девоншир, Англия) и семена сарептской горчицы (Волгоград Россия).
Семейство Глич было известно на всю округу, а их наследникам было присвоено наименование «Поставщики Двора Его Императорского Величества». Собственно, бывший горчичный завод семейства Глич сейчас не закрылся, а функционирует и выпускает продукцию под торговыми марками «Сарепта» и «Огородников».
Далее наш путь лежит к дому аптекаря. Дом аптекаря (Дом врача-аптекаря) – образец жилого дома эпохи классицизма, характерный для рядовой застройки западноевропейских поселений XVIII – XIX вв.
При создании общинных аптек гернгутеры, несомненно, использовали опыт создания первой частной аптеки в Гернгуте в 1727 г. Аптека в Сарепте была построена, чтобы «снабжать бедняков хорошими лекарствами по низким ценам». При аптеке имелась лаборатория для изготовления медикаментов. В аптеке продавали не только лекарственные средства, но и «колониальные продукты» - сахар, кофе, табак, а также канцтовары (бумагу), сургуч, порох, одежду, перчатки. Аптека была сначала мелочной лавкой, а в дальнейшем – крупнейшим торговым домом Абрахама Дюрнингера.
В 1761 – 1762 гг. было выстроено новое здание аптеки. На нижнем этаже расположились сама аптека, лаборатория, несколько кладовых. А на верхнем этаже – квартира аптекаря. В 1793 г. на отдельном участке был заложен аптечный сад, а позже построен дом врача Иоганна Вира (позже – дом Лангерфельда).
Доктор И.Вир – общинный врач и аптекарь, практиковал уже в 1766 – 1768 гг. Лечил калмыков. П. С. Паллас упоминает, что «трудолюбивый и благоразумный доктор Вир» получал в лаборатории аптеки глауберову соль. Среди лекарств, применяемых для лечения укусов ядовитых насекомых, И. Вир употреблял деревянное масло (оливковое). Он создал при аптеке несколько лабораторий, в том числе для производства магнезии. Здесь приготовлялись горькая соль и хлористый магний. В 1775 году Вир исследовал общую минерализацию воды Ергенинских источников. Минеральная вода разливалась в бутылки и продавалась также в аптеке.
Среди посетителей аптеки в XVIII веке были известные в России учёные, писатели, политики и общественные деятели: М. Верёвкин, П. С. Паллас С.Г. Гмелин, И. Болтин, И.Г. Георги и другие. Они признавали, что в Сарепте есть «…аптека, которая разнообразием и добротою лекарств соперничает с императорскою , московскою аптекой». Русский писатель А.Ф. Воейков, живший в Сарепте в 1813 г., писал, что сарептская «аптека превосходит многие русские губернские аптеки изобилием и свежестью лекарственных снадобий».
9 августа 1823 г. во время пожара здание аптеки и хозяйственные постройки из дерева сгорели. Для срочного восстановления аптека была передана в частные руки доктору К.Ф. Яну, и вскоре она начала действовать.
К 1825 г. здание аптеки восстановили, вместо сгоревшего флигеля сделали пристройку из камня таких же размеров. В 1831 г. в аптеке под руководством К. Ф. Яна приступил к работе провизор Франц Генрих Лангерфельд – химик, врач, фармацевт, закончивший Санкт – Петербургскую Военно-медицинскую академию. О враче и аптекаре Ф.Г. Лангерфельде упоминает профессор Дерптского университета Ф. Гебель, который в течении месяца в 1835г. болел лихорадкой и лечился у него в Сарепте. Лангерфельд создал на базе аптеки бальзамно-водочный завод и сахарный завод с химическо-дистилляционной лабораторией, выпускавшей эфирные масла, паровой шоколад. В 1838 г. годовой оборот аптеки достиг 8000 рублей.
Сарептский историк А. Глич в 1865 году писал: «Сарептская аптека по праву пользуется доброй славой, она считается равной лучшим аптекам в заполнении и качестве медикаментов, если ещё не превосходит их. С ней связаны небольшие фабричные устройства, где изготовляются различные эфирные масла: касторовое, мятное, курчавой мяты, кипарисовое, паровой шоколад, помады и т.д.». Известно, что аптечная лаборатория, гербарий использовались учителями для практических занятий школьников по химии и ботанике.
В XVIII – начале XX века сарептская аптека считалась одной из лучших в Саратовской губернии, её услугами пользовались не только жителя края, но и путешественники из разных городов и местностей России и Европы. Аптека имела широкий ассортимент препаратов, лекарств, поставляемых с учётом развития европейской и отечественной фармакологии, а также большой выбор медицинского оборудования и хирургических инструментов.
Административным корпусом музея-заповедника Является здание, которое в процессе реконструкции объединили из двух зданий, принадлежащим колонистам, - дома холостых мужчин и дома незамужних женщин. Памятники истории и архитектуры «Дом незамужних сестёр» и «Дом холостых братьев» представляют собой образец типичной жилой застройки периода классицизма, характерной для европейских поселений евангелических братьев-гернгутеров в XVIII – XIX веках.
Совсем недавно в музее открылась удивительная выставка, посвящённая Иосифу Гамелю, урождённому сарептянину: «Иосиф Гамель и Тёмная комната».
Говоря об Иосифе Гамеле, можно назвать две вещи: именно он был первым фотографом в России и первым историком фотографического дела в мире. И он был переводчиком атамана Платова, когда тот сопровождал Левшу в Англию.
Иосиф Христианович Гамель (1788 - 1862) – российский учёный, химик-технолог, доктор медицины (1813), ординарный академик Петербургской академии наук, действительный статский советник. Он явился инициатором прокладки Царскосельской железной дороги, первой в России. Лидер первой в России масштабной попытки ликвидации безграмотности. Организатор первых в России промышленных выставок.
В 1807 г. Поступил в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию, в которой обучался за счёт сарептской общины. В период обучения в академии, в 1809 г., будучи студентом, был избран корреспондентом Императорского Вольного экономического общества, был неоднократно награждён золотыми медалями от этого общества. 10 февраля 1810 г. за изобретённую им электрическую машину был награждён императором Александром I золотыми часами.
Он обнаружил древнейшие записи русских народных песен и первый продемонстрировал Академии наук кулинарное чудо того времени – банку тушёнки. За свои труды он получал награды от коронованных особ по всей Европе и лично дружил с двумя российскими императорами. О нём писали Александр Дюма и Марк Твен, его имя носит один из видов в живой природе. И всё это – только беглый обзор его колоссального труда по модернизации России.
Сами того не подозревая, мы каждый день используем сегодня в своей жизни наследие Гамеля. Но, возможно, главное наследство, доставшееся россиянам от академика Гамеля, - искусство фотографии. Так что Сарепта, скромный посёлок на берегу Волги, по праву может считаться прародиной российской фотографии.
А здание, расположенное по левую сторону кирхи, - это Дом общинной управы. Этот архитектурный памятник является образцом гражданской постройки эпохи классицизма, характерной для рядовой застройки западноевропейских поселений XVIII века. Здание построено на средства общины в 1779 – 1781 гг. в качестве жилого дома хора неженатых братьев. Первоначально здание было двухэтажным, а по объёму было равнозначно Дому сестёр и кирхе.
Во время пожара 1823 г. здание и все дворовые постройки сгорели. К 1845 г. здание было восстановлено, но уже как одноэтажное строение для общинной управы и квартиры форштеера колонии и его помощника. После упразднения колонии в 1892 г. в здании размещалась волостная управа. После 1917 г. здание использовалось для размещения различных административных и лечебных учреждений. В настоящее время в здание размещены на первом этаже пасторат евангелическо-лютиранской общины, а в мансарде расположилась немецкая библиотека.
Рядом с общинной управой находится скульптура Эквилибрио.
Символическую скульптуру согласия и равновесия можно увидеть на территории данного музея. Это подарок Волгограду от города- побратима Кёльна. В 2004 году во время празднования дней немецкой культуры произвели её установку. Её автор – известный скульптор из Германии Рольф Шаффнер. Работа оформлена в камне. Это часть грандиозной композиции, образованной из пяти элементов. Они установлены в пяти европейских городах – Сантии (Испания), Корке (Ирландия), Кёльне (Германия), Кронхейме (Норвегия). Теперь композиция есть и в Волгограде.
Кёльн (Германия) – это город-побратим городу Волгограду. Договор о партнёрских отношениях между Волгоградом и Кёльном был подписан в 1988 году, а через год было создано Общество содействия партнёрским отношениям между Кёльном и Волгоградом. Между городами-побратимами давно налажены культурные связи, обмен делегациями, художественными коллективами, выставками, литературой, кинофильмами. В Волгограде в музее-заповеднике «Старая Сарепта» работает немецкая библиотека – подарок города-побратима Кёльна. Здесь есть и современная немецкая литература, и старинные книги. Фонд библиотеки насчитывает около 18 тысяч единиц информационных носителей.
Вот вы и достигли последней точки нашей экскурсии, совершив прогулку от Севастопольской набережной до скульптуры, подаренной жителями Кёльна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-познавательный проект в подготовительной к школе группе «Город-герой Волгоград»
Обобщать и расширять знания детей о ВОВ....
"Город – герой Волгоград"
Презентация посвящена 70-летию Победы в ВОВ и может быть использована в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию представлений о родной стране....
Мини-экскурсия по макету, сделанному руками воспитателей и детей на тему: «Город – герой Волгоград. Мамаев Курган».
Здравствуйте, меня зовут Тая, а меня Юра. Мы вам расскажем о Мамаевом Кургане, который находится в городе-герое Волгограде. В городе-герое Волгограде есть Мамаев Курган. Там во время...
Проект в подготовительной к школе группе "Город- герой Волгоград"
Знакомство детей и родителей с историей города, в котором они проживают, значением Сталинградской битвы в ходе ВОВ....
Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия первая «Город на Волге».
Над гордой Волгой, вольной и широкой,Взметнулся город вечно молодой…Царицын, Сталинград и Волгоград!Ты имена свои несешь по праву.Ты гордость нашей доблестной державы,Царицын, Сталинград и Волг...
Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия вторая «Мамаев курган»
На Мамаевом кургане тишина,За Мамаевым курганом тишина,В том кургане похоронена война,В мирный берег тихо плещется волна.(В. Боков)...
Виртуальные экскурсии по городу - герою Волгограду. Экскурсия третья "Экскурсия по Центральной набережной"
Царицын, Сталинград, Волгоград!Ты памятник, ты труженик, солдат!Ты удостоен званий и регалий,Звучит победно звон твоих медалей,Царицын, Сталинград и Волгоград.(Т. Лаврова)...