Консультация для родителей "Обучение бурятскому языку в ДОУ"
консультация

Галсанова Жаргалма Енхобоевна

Методы, приемы, сензитивность, биллингвизм, двуязычие, игры, УНТ(устное народное творчество).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 Обучение детей бурятскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач.

Наш детский сад посещают дети из семей с различным типом языковой установки: двуязычным и одноязычным. Однако большинство русскоязычные дети. Начинать учиться языкам можно в любом возрасте, но лучше  это получается у детей. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом овладения языками.

Свою образовательную деятельность я реализую при помощи следующих методов и приемов: с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя.

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей бурятской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают бурятские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение бурятских звуков.

На занятиях по обучению бурятскому языку использую следующие этапы:

первый этап - ознакомление детей с новыми словами;

второй этап - повторение пройденного материала;

третий этап - закрепление, активное пользование языком. На самом первом этапе работы я включаю игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов, что является основным действием к театрализованным играм, заодно знакомить детей с новыми словами.

А на занятиях по обучению языку необходимо практически каждую фразу ввести в сопровождении того или иного жеста и вплоть до полного усвоения фразы сопровождать им. Педагогу часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребенок вспомнил необходимое слово.

На втором этапе мы переходим к сюжетно-ролевым играм. Для этого нужно подбирать материал, насыщенный глагольной, прилагательной лексикой («Магазин», «Телефон» и др.).

Ситуацию речевого общения можно усложнить, введя в игру персонажи (куклу, игрушку, которые помогают перенести диалог). Дети с удовольствием вступают в беседу, знакомятся с новым персонажем, отгадывают загадки, описывают предметы, которые куклы предлагают рассмотреть. Также применяю мнемотехнику, где дети с удовольствием составляют предложения.

На следующем третьем этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым произведениям. Дети могут инсценировать лишь хорошо известные сказки, рассказы или стихи, в которых большое место занимает диалог и которые при разыгрывании легко превращаются в маленькие пьески или сценки. В игре дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определенный результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов.

На занятиях по обучению бурятского языка предлагаю детям среднего возраста игрушки, атрибуты, маски зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю желание играть небольшие роли. Дети учатся правильно произносить слова и словосочетания на бурятском языке.

Основная задача обучения бурятскому языку в ДОУ - формирование первоначальных умений и навыков практического владения бурятским языком в устной форме.

При этом большое внимание уделятся речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. С детьми старших групп инсценируем небольшие сказки («Гэрхэн», «Репкэ», «Улаан Малгайхан» и др.).

Для повышения эффективности образовательного процесса я использую информационно - коммуникативные технологии. Например, при помощи компьютера, даю детям новую информацию (слайды, презентации «Минии эбтэй булэ», «Гэрхэн», «hалан hама», « Балма баабгай хоер»), закрепляю пройденный материал при помощи различных дидактических игр. Например, «Собери пазл», «Кто лишний?», «Посчитай»,  и многие другие. При помощи магнитофона дети, например, слушают аудиозапись и проговаривают, подпевают.

А также мы поем песенки, водим хороводы. На занятиях провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, кричалки, потешки, прибаутки.

hэб, hэб, hэбхэн

hэгшээд ороо саhан.

Вместе с детьми мы смотрим бурятские мультфильмы, анимационные сюжеты, которые скачала с сайта «Мунгэн хонхонууд». После просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет. Когда они слышат знакомые слова, их лица меняются, они радуются.

В своей работе я активно использую народный фольклор. Через народные потешки, песенки, сказки, пальчиковые игры мне быстрее удается добиваться контакта с детьми, чтобы успешнее прививать им навыки, интереснее организовать игровую деятельность.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья детей. С ними провожу физкультминутки, подвижные и развивающие игры, Проведение таких игр способствует укреплению здоровья детей. Интересны рифмовки песни с движениями. Четверостишия о животных, природе, о детях легко запоминаются и делают физкультминутки увлекательными и полезными. Тексты, звучащие на физкультминутках, сопровождаются движениями рук и туловища. Также провожу зарядки для глаз.

Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Активизации методов и приемов по обучению бурятскому языку с использованием бурятского национального костюма»

Социализация детей дошкольного возраста в поликультурной среде через ознакомление с бурятским национальным костюмом....

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми  с родным русским языком  при помощи физминуток, пальчиковых игр...

Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г.

Клоунада на заключительном творческом конкурсе олимпиады по бурятскому языку среди начальных классов города «Дүрбэн тэгшэ"в МАОУ «Бурятская гимназия № 29» 22.04.2017 г. в рамках...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения  бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду ...