Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук
учебно-методический материал (старшая группа)

Гармаева Туяна Дашиевна

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения  бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке» для детей детей 4-6 летнего возраста поможет не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительную окрашенную эмоциональную атмосферу и создать условия для обучения бурятскому языку дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizminutki_po_buryatskomu.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

Методическая разработка

 

по изучению бурятского языка детьми с   русским языком

 с помощью физкультминуток,

 пальчиковых игр и гимнастики для рук

Составила:  Гармаева Т.Д.

Воспитатель МБДОУ детский сад №3« Солнышко»

 

г. Закаменск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Дошкольный  возраст  —  яркая,  неповторимая  страница  в  жизни  каждого 

человека.        Именно  в  этот  период  начинается  процесс  социализации,  устанавливается  связь  ребенка  с  ведущими  сферами  бытия:  миром  людей,  природы,  предметным  миром.  Происходит  приобщение  к  культуре,  к  общечеловеческим  ценностям, закладывается  фундамент          здоровья.

В  рамках  реализации  ФГОС  в  содержании  образовательной  деятельности  дошкольных  учреждений    пристальное  внимание  должно  быть  уделено  достижению  целей  и  решению  задач  социально-коммуникативного, физического развития                   Его  актуальность  возрастает         в  современных  условиях  в  связи  с  особенностями         социального  окружения  ребёнка,  в  котором  часто  наблюдаются  дефицит  воспитанности,  доброты,  двигательной и речевой  культуры,    В  процессе  социально  -  коммуникативного  развития  дети  познают  нормы  и  ценности;  принятые  в  обществе,  получают  опыт  взаимодействия  со  взрослыми  и  сверстниками;  формируют  поведенческий  навык  саморегуляции  собственных  действий,  стимулируют  развитие  душевных  качеств  личности  ребёнка  на  основе  воспитания  уважительного  отношения  к  семье,  родине,  родной  культуре.  Исходя  из  вышесказанного,  работа  по  формированию  основ  здорового  образа  жизни  должна  учитывать  культурные  традиции  и  обычаи  жизни  народов,  законы  и  правила  жизнеустройства  и  культуры  общества.

   Оптимальным  возрастным  периодом  для  подготовки  человека  к  общению  является  дошкольный  возраст,  поскольку  именно  в  этот  период  дети  легче  приобретают,  долго  сохраняют  и  удерживают  сформированные  умения  и  навыки, именно в этом возрасте их можно приобщить к изучению  разных языков.

Большой  эффект   при изучении бурятского языка дает   разучивание несложных физминуток на бурятском языке.  Оздоровительные  возможности  физминуток   широки.  Разучивая и подражая разным предметам, героям сказок. стихов и т.д.,  дети  знакомятся  с  окружающим  миром,имеют  возможность  управлять  собственным  психоэмоциональным  состоянием,  совершенствовать  коммуникативный  и  двигательный   опыт.

Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке предназначены для использования в целевой группе 5-7 лет,  для старших дошколят с родным русским языком общения.

На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения  бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке» для детей детей 4-6 летнего возраста поможет не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительную окрашенную эмоциональную атмосферу и создать условия для обучения бурятскому языку дошкольников.

Упражнения на бурятском языке для физкультминуток и динамических пауз можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты.

Физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры на бурятском языке можно использовать на занятиях и наполнить их ярким художественным содержанием. Игры на бурятском языке смогут сделать обучение основным движениям не только полезным, но и занимательным, и веселым. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру бурятской речи, через организацию игровой деятельности.

Разработка также окажет помощь воспитателям при подготовке консультаций для родителей. Безусловно, данные упражнения смогут быть полезны для родителей в понимании необходимости целенаправленного развития движения их малышей и обучения бурятскому  языку. Таким образом, целью данной  разработки является приобщение детей к бурятскому языку через использование физкультурных минуток, динамических пауз и пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:

- физкультурные паузы во время занятий;

- сопровождение режимных моментов различными упражнениями и движениями;

- двигательные разрядки во время игр;

- динамические паузы между занятиями;

- пальчиковые игры и гимнастика для рук и т.д.

В разработке  использованы произведения бурятских авторов, русских народных сказок, материалы из фольклора и  переводы на бурятский язык стихов, речевых игр из практического пособия Авериной И.Е. «Физкультурные минутки в детском саду». Также использованы  « Физкультминутки».Левиной С.А., Тукачевой С.И. «Амар сайн, ухибууд!»  Могоевой Д.Д. ;  «Узэглэл» Е.Б. Очировой, В.Н.Очирова, Л.Д.Доржиевой, С.И. Аюшеевой

        

Физкультурные минутки в детском саду

  1. Общеукрепляющие упражнения

Эти упражнения могут быть использованы во время физкультурных занятий, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики.

Наран- Солнце

Наран, наран, наашаа

Уулэн, уулэн саашаа

Потянуться вверх, сделать призывающие движения

Сделать отталкивающие движения

Ямаан- Коза

Эшэгэдни, ухибуудни,

Уудээ тургэн нээгыт!

Изображают стук в дверь

Эжытнай ерээ,

Ехэ hу асараа

Потянуться на носочках, руки вверх, опускают в стороны

Ёохор- Ёхор

Ямар сэсэг гоехон бэ?

Ягаан сэсэг гоехон даа

Ямар наадан гоехон бэ?

Еохор наадан гоехон даа

Руки распростерты  перед собой

Руки подняты,встряхивают

Руки распростерты  перед собой

Встать в круг, взявшись за руки

Если позволяет площадь, можно продолжить движения ёхора.

Аляаhан- Муха

Аляаhан полеор ябаба

Аляаhан мунгэ олобо

Аляаhан базаар ошобо

Самовар абажа ерэбэ

Ходьба на месте

Наклон вперед

Ходьба на месте

Руки вперед, сомкнуть «в замок»

Сэсэгууд- Цветы

Сэсэг соогуур гүйлдөөбди,

Сэнгэн жарган наадаабди.

Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа.

Сэсэг гээшэнь һайхан даа.

Прыжки на месте, пританцовывая

Поднимают руки вверх, покачивание в стороны

Вращение кистями рук

Маша

Дээрэ hуунаб

Холо харанаб

Модон дээрэ бу hуу,

Пирожок бу эди,

Эжыдэм абааша.

Абадам абааша

Потягиваются на носочках

Руки подносят ко лбу, будто смотрят вдаль

Грозятся пальчиком

Наклоны вперед

Шандаган- Зайчик

Хүбүүд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты

Прыжки на месте

Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ,таба,

Шандаган үшөө харайба.

Прыжки вперед-назад

Урагшаа, хойшоо,

Иишээ, тиишээ.  

Гараа дээшэнь үргэе,

Бэеэ дээшэнь татая,

Иишээ, тиишээ харая,

Урагшаа хойшоо дэбхэрэе.

Руки вверх и вниз

Подтянуться на носочках

Наклоны влево, вправо, вперед, назад

Шандаган манай даараба,

Гарнуудаа дулаалба,

Шандаган манай даараба,

Шандаган ушоо хатарба.

Приседание на корточки, потирание рук

Выполнение прыжков, стоя на месте

Хүбүүд, басагад, шагнагты.

Шандаган мэтэ харайгты.

Выполнение прыжков, стоя на месте

Гэнтэ шандаган сошобо,

Манай шандаган айба,

Хаанаб манай шандаган?

Yгы. Гэртээ ябаба.

Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз. Прыжки по кругу

Монсуудай- Колобок

Би- Монсуудайб, Монсуудайб

Амбаараар хамагдааб

Талхаар хэгдэнхэйб,

Эжыhээ ябанхайб

Абаhаа ябанхайб

Шамhааш гуйгоод ябахаб

Голову покачивают вправо, влево

Наклон вперед, выполнение движений подметания, хлопки  ладонями

Ходьба на месте

Ходьба на месте

Бег на месте

  1. Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

Упражнения могут быть использованы на физкультурных паузах во время занятий, на прогулке и на занятиях физкультурой в ДОУ. Данные упражнения могут применяться для проведения утренней гимнастики в домашних условиях, а также во время индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проводимых с различными категориями детей.

Бүмбэгэ - Мяч

Бүм-бүм-бүм бүмбэгэм

Бүмбэлзэн бүмбэрбэл. (повторять несклько раз)

Саашаа наашаа, дүүжэн даажан.

Дээшээ доошоо, дүүжэн даажан.

Хойшоо, урагшаа, дүүжэн даажан.

Ребенка сажают на большой мяч. Взрослый держит его, немного отклоняя его влево, вправо, вперед, назад. Ребенок должен удержать равновесие, балансируя.

В положении лежа на спине и лежа на животе (ребенок также должен удержаться на мяче)

3.Пальчиковые игры и гимнастика для рук

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более точной и выразительной.

Минии гэр бүлэ- Моя семья

Энэ хурган –  үбгэн аба,

Энэ хурган –  хүгшэн эжы,

Энэ хурган –  минии аба,

Энэ хурган – мини эжы,

Энэ хурган – би гээшэб.

Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого

Энэ минии  гэр бүлэ!

Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно. Поднять руки вверх

Табан хурган- 5 пальцев

Барбаадай,

Батан туулай,

Тоохон тобшо,

Толи байса,

Бишыхан шэгшүүдэй.

Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Пропеть припев песни  «Табан хурган»

Табан хурган- 5 пальцев

Пат парнахан

Патан парнаахан

Ойлог шойлог

Одхон Нима

Оодон Сэрэмпэл.

Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого.

Если позволяют условия, можно разминать пальцы ног

Минии хургад- Мои пальчики

Хубуун-хурган,

Хаана ошообши?

Энээнтэй ой ошооб

Энээнтэй  шулэ шанааб

Энээнтэй   каша эдеэб

Энээнтэй дуу дуулааб

Большой палец разминаем

 остальные сжаты в кулак.

В соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы и разминать

Сэсэгууд – Цветы

Гое ягаан сэсэгүүд

Ладони соединить лодочкой перед собой

Набша сэсэгээ табиба.

По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными

Һалхин халта үлеэбэ,

Подуть на руки

Набша сэсэг намаалба.

Подвигать пальцами вперед-назад

Гое ягаан сэсэгүүд

Набша сэсэгээ хааба,

По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой

Иишээ тиишээ найгаба,

Покачать ладонями вправо-влево

Аалин, аалин унтаба,

Һайхан зүүдэ хараба.

Положить голову на сложенные ладони


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр

Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми  с родным русским языком  при помощи физминуток, пальчиковых игр...

ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

В материале представлены  рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога  по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалис...

Мастер - класс Использование нетрадиционного игрового оборудования в изучении бурятского языка с детьми дошкольного возраста " Сюрпризные коробки"

Актуальность: материалы данного мастер – класса  могут использоваться  педагогами дошкольного образования для работы по изучению бурятского языка.Цель: повысить уровень профессионально...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...

Методическая разработка уроков по бурятскому языку в ДОУ

Конспекты занятий по бурятскому языку в средней группе по теме "Давайте знакомиться!"...

Проект "Шэдитэ бээлэй" по изучению бурятского языка в средней группе (методическая разработка)

По теме «Моя одежда» для средней группы был собран материал. И этот материал решили применить в проекте «Шэдитэ бээлэй - Волшебные варежки». Материал сформирован как книжка-мал...