Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с русским языком с помощью физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для рук
учебно-методический материал (старшая группа)
На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке» для детей детей 4-6 летнего возраста поможет не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительную окрашенную эмоциональную атмосферу и создать условия для обучения бурятскому языку дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizminutki_po_buryatskomu.docx | 26.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Методическая разработка
по изучению бурятского языка детьми с русским языком
с помощью физкультминуток,
пальчиковых игр и гимнастики для рук
Составила: Гармаева Т.Д.
Воспитатель МБДОУ детский сад №3« Солнышко»
г. Закаменск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого
человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья.
В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного, физического развития Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, двигательной и речевой культуры, В процессе социально - коммуникативного развития дети познают нормы и ценности; принятые в обществе, получают опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формируют поведенческий навык саморегуляции собственных действий, стимулируют развитие душевных качеств личности ребёнка на основе воспитания уважительного отношения к семье, родине, родной культуре. Исходя из вышесказанного, работа по формированию основ здорового образа жизни должна учитывать культурные традиции и обычаи жизни народов, законы и правила жизнеустройства и культуры общества.
Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки, именно в этом возрасте их можно приобщить к изучению разных языков.
Большой эффект при изучении бурятского языка дает разучивание несложных физминуток на бурятском языке. Оздоровительные возможности физминуток широки. Разучивая и подражая разным предметам, героям сказок. стихов и т.д., дети знакомятся с окружающим миром,имеют возможность управлять собственным психоэмоциональным состоянием, совершенствовать коммуникативный и двигательный опыт.
Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке предназначены для использования в целевой группе 5-7 лет, для старших дошколят с родным русским языком общения.
На сегодняшний день проблема не только сохранения, но и изучения бурятского языка остается одной из важнейших и актуальных проблем. Данная разработка «Физкультурные минутки в детском саду на бурятском языке» для детей детей 4-6 летнего возраста поможет не только повысить двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребенка в группе, но и создать положительную окрашенную эмоциональную атмосферу и создать условия для обучения бурятскому языку дошкольников.
Упражнения на бурятском языке для физкультминуток и динамических пауз можно использовать с детьми разного возраста, включая их в разные режимные моменты.
Физкультминутки, динамические паузы и пальчиковые игры на бурятском языке можно использовать на занятиях и наполнить их ярким художественным содержанием. Игры на бурятском языке смогут сделать обучение основным движениям не только полезным, но и занимательным, и веселым. Кроме того, эти упражнения помогут пополнить лексический запас и грамматическую структуру бурятской речи, через организацию игровой деятельности.
Разработка также окажет помощь воспитателям при подготовке консультаций для родителей. Безусловно, данные упражнения смогут быть полезны для родителей в понимании необходимости целенаправленного развития движения их малышей и обучения бурятскому языку. Таким образом, целью данной разработки является приобщение детей к бурятскому языку через использование физкультурных минуток, динамических пауз и пальчиковых игр в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются физкультурные занятия. Помимо физкультурных занятий в ДОУ, двигательную активность детей необходимо развивать за счет увеличения динамического компонента различных видов деятельности:
- физкультурные паузы во время занятий;
- сопровождение режимных моментов различными упражнениями и движениями;
- двигательные разрядки во время игр;
- динамические паузы между занятиями;
- пальчиковые игры и гимнастика для рук и т.д.
В разработке использованы произведения бурятских авторов, русских народных сказок, материалы из фольклора и переводы на бурятский язык стихов, речевых игр из практического пособия Авериной И.Е. «Физкультурные минутки в детском саду». Также использованы « Физкультминутки».Левиной С.А., Тукачевой С.И. «Амар сайн, ухибууд!» Могоевой Д.Д. ; «Узэглэл» Е.Б. Очировой, В.Н.Очирова, Л.Д.Доржиевой, С.И. Аюшеевой
Физкультурные минутки в детском саду
- Общеукрепляющие упражнения
Эти упражнения могут быть использованы во время физкультурных занятий, на прогулках, во время проведения физкультурных пауз на занятиях, во время утренней гимнастики.
Наран- Солнце
Наран, наран, наашаа Уулэн, уулэн саашаа | Потянуться вверх, сделать призывающие движения Сделать отталкивающие движения |
Ямаан- Коза
Эшэгэдни, ухибуудни, Уудээ тургэн нээгыт! | Изображают стук в дверь |
Эжытнай ерээ, Ехэ hу асараа | Потянуться на носочках, руки вверх, опускают в стороны |
Ёохор- Ёхор
Ямар сэсэг гоехон бэ? Ягаан сэсэг гоехон даа Ямар наадан гоехон бэ? Еохор наадан гоехон даа | Руки распростерты перед собой Руки подняты,встряхивают Руки распростерты перед собой Встать в круг, взявшись за руки |
Если позволяет площадь, можно продолжить движения ёхора.
Аляаhан- Муха
Аляаhан полеор ябаба Аляаhан мунгэ олобо Аляаhан базаар ошобо Самовар абажа ерэбэ | Ходьба на месте Наклон вперед Ходьба на месте Руки вперед, сомкнуть «в замок» |
Сэсэгууд- Цветы
Сэсэг соогуур гүйлдөөбди, Сэнгэн жарган наадаабди. Сэсэг, сэсэг, сэсэг даа. Сэсэг гээшэнь һайхан даа. | Прыжки на месте, пританцовывая Поднимают руки вверх, покачивание в стороны Вращение кистями рук |
Маша
Дээрэ hуунаб Холо харанаб Модон дээрэ бу hуу, Пирожок бу эди, Эжыдэм абааша. Абадам абааша | Потягиваются на носочках Руки подносят ко лбу, будто смотрят вдаль Грозятся пальчиком Наклоны вперед |
Шандаган- Зайчик
Хүбүүд, басагад, шагнагты. Шандаган мэтэ харайгты | Прыжки на месте |
Нэгэн, хоер, гурба, дурбэ,таба, Шандаган үшөө харайба. | Прыжки вперед-назад |
Урагшаа, хойшоо, Иишээ, тиишээ. Гараа дээшэнь үргэе, Бэеэ дээшэнь татая, Иишээ, тиишээ харая, Урагшаа хойшоо дэбхэрэе. | Руки вверх и вниз Подтянуться на носочках Наклоны влево, вправо, вперед, назад |
Шандаган манай даараба, Гарнуудаа дулаалба, Шандаган манай даараба, Шандаган ушоо хатарба. | Приседание на корточки, потирание рук Выполнение прыжков, стоя на месте |
Хүбүүд, басагад, шагнагты. Шандаган мэтэ харайгты. | Выполнение прыжков, стоя на месте |
Гэнтэ шандаган сошобо, Манай шандаган айба, Хаанаб манай шандаган? Yгы. Гэртээ ябаба. | Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз. Прыжки по кругу |
Монсуудай- Колобок
Би- Монсуудайб, Монсуудайб Амбаараар хамагдааб Талхаар хэгдэнхэйб, Эжыhээ ябанхайб Абаhаа ябанхайб Шамhааш гуйгоод ябахаб | Голову покачивают вправо, влево Наклон вперед, выполнение движений подметания, хлопки ладонями Ходьба на месте Ходьба на месте Бег на месте |
- Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия
Упражнения могут быть использованы на физкультурных паузах во время занятий, на прогулке и на занятиях физкультурой в ДОУ. Данные упражнения могут применяться для проведения утренней гимнастики в домашних условиях, а также во время индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, проводимых с различными категориями детей.
Бүмбэгэ - Мяч
Бүм-бүм-бүм бүмбэгэм Бүмбэлзэн бүмбэрбэл. (повторять несклько раз) Саашаа наашаа, дүүжэн даажан. Дээшээ доошоо, дүүжэн даажан. Хойшоо, урагшаа, дүүжэн даажан. | Ребенка сажают на большой мяч. Взрослый держит его, немного отклоняя его влево, вправо, вперед, назад. Ребенок должен удержать равновесие, балансируя. В положении лежа на спине и лежа на животе (ребенок также должен удержаться на мяче) |
3.Пальчиковые игры и гимнастика для рук
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь становится более точной и выразительной.
Минии гэр бүлэ- Моя семья
Энэ хурган – үбгэн аба, Энэ хурган – хүгшэн эжы, Энэ хурган – минии аба, Энэ хурган – мини эжы, Энэ хурган – би гээшэб. | Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого |
Энэ минии гэр бүлэ! | Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно. Поднять руки вверх |
Табан хурган- 5 пальцев
Барбаадай, Батан туулай, Тоохон тобшо, Толи байса, Бишыхан шэгшүүдэй. | Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого. Пропеть припев песни «Табан хурган» |
Табан хурган- 5 пальцев
Пат парнахан Патан парнаахан Ойлог шойлог Одхон Нима Оодон Сэрэмпэл. | Поочередное разгибание пальцев, начиная с большого. |
Если позволяют условия, можно разминать пальцы ног
Минии хургад- Мои пальчики
Хубуун-хурган, Хаана ошообши? Энээнтэй ой ошооб Энээнтэй шулэ шанааб Энээнтэй каша эдеэб Энээнтэй дуу дуулааб | Большой палец разминаем остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибать пальцы и разминать |
Сэсэгууд – Цветы
Гое ягаан сэсэгүүд | Ладони соединить лодочкой перед собой |
Набша сэсэгээ табиба. | По очереди, начиная с большого, развести пальцы в стороны. Запястья оставить соединенными |
Һалхин халта үлеэбэ, | Подуть на руки |
Набша сэсэг намаалба. | Подвигать пальцами вперед-назад |
Гое ягаан сэсэгүүд Набша сэсэгээ хааба, | По очереди сложить пальцы, соединив ладони лодочкой |
Иишээ тиишээ найгаба, | Покачать ладонями вправо-влево |
Аалин, аалин унтаба, Һайхан зүүдэ хараба. | Положить голову на сложенные ладони |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр
Методическая разработка по изучению бурятского языка детьми с родным русским языком при помощи физминуток, пальчиковых игр...
ИЗУЧЕНИЕ ЦВЕТА. Методическая разработка по изучению цвета с детьми младшего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.
В материале представлены рекомендации из практической работы логопеда-дефектолога по изучению цвета с детьми младшего возраста. Просто о сложном. Может быть использовано в работе специалис...
Мастер - класс Использование нетрадиционного игрового оборудования в изучении бурятского языка с детьми дошкольного возраста " Сюрпризные коробки"
Актуальность: материалы данного мастер – класса могут использоваться педагогами дошкольного образования для работы по изучению бурятского языка.Цель: повысить уровень профессионально...
Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".
В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас в в последнее время создаются все более благоприятные условия для развития бурятского языка, нашими уч...
Методическая разработка уроков по бурятскому языку в ДОУ
Конспекты занятий по бурятскому языку в средней группе по теме "Давайте знакомиться!"...
Проект "Шэдитэ бээлэй" по изучению бурятского языка в средней группе (методическая разработка)
По теме «Моя одежда» для средней группы был собран материал. И этот материал решили применить в проекте «Шэдитэ бээлэй - Волшебные варежки». Материал сформирован как книжка-мал...
Методическая разработка для изучения бурятского языка при помощи физминуток, пальчиковых гимнастик и т.д.
Методическая разработка для изучения бурятского языка...