Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".
статья
В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас в в последнее время создаются все более благоприятные условия для развития бурятского языка, нашими учеными, общественными и политическими деятелями, представителями культуры ведется огромная работа по популяризации языка на сегодняшний день подавляющее большинство детей бурятской национальности плохо владеет родным языком. Воспитательно-образовательный процесс во всех дошкольных учреждениях ведется на русском языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад "Создание языковой среды на бурятском языке в ДОУ" | 20.37 КБ |
baraghan.bazarova_g.b-m.mezhregionalnyy_seminar.bgu_wecompress.com_.pptx | 878.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка.
Г.Б-М.Базарова воспитатель высшей категории, МБДОУ «Барагханский детский сад «Хараасгай» Курумканского района.
В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас в в последнее время создаются все более благоприятные условия для развития бурятского языка, нашими учеными, общественными и политическими деятелями, представителями культуры ведется огромная работа по популяризации языка на сегодняшний день подавляющее большинство детей бурятской национальности плохо владеет родным языком. Воспитательно-образовательный процесс во всех дошкольных учреждениях ведется на русском языке. Собственно, так и было всегда. Раньше доминирование русского языка в образовательном процессе никоим образом не влияло на уровень владения родной речью детьми национальных сельских детских садов. Русский язык использовался детьми пассивно, в основном на занятиях и бурятский язык был главным средством их общения со взрослыми и сверстниками. То на данный момент в силу проникновения гаджетов во все жизненные сферы, картина изменилась в противоположную сторону. Родная речь у детей уходит в пассивный словарь, основным средством общения становится русский язык. Наши воспитанники, к сожалению, тоже не стали исключением. Что не могло не встревожить нас, педагогов – носителей языка и заставило искать пути решения выхода из данного положения. Опираясь на исследования, рекомендации ученых, методистов нашего Бурятского государственного университета мы пришли к выводу, что наиболее продуктивной формой для развития бурятского языка в детском саду является создание активной языковой среды, взаимодействие с национальной культурой, использование краеведческого материала. Все это способствует появлению у детей интереса к окружающей их действительности, повышению познавательных способностей, обогащению словаря. Исходя из этого наши педагоги стали пользоваться бурятским языком как средством общения с детьми, стали стремиться создавать бурятоязычное пространство. Речь воспитателя выступает в качестве основного средства создания языковой среды. Она является образцом для подражания и моделью речевого поведения детей. Для того, чтобы повышать обучающее воздействие речи, нужно соблюдать некоторые условия:
- доступность речи
(видео 3)
- избегание сложных предложений
- использование повторов, перефразирование речи
(видео 4)
- использование наглядных пособий;
- описание ситуации;
(видео 1)
- применение языка жестов, символов.
Многие научные источники доказывают, что естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком. Но так же доказано и то, что только лишь постоянный контакт с «живым» языком и его носителями – не гарантирует приобретение знаний и коммуникативных навыков. Необходимо учитывать, что языковая среда должна иметь, прежде всего, развивающий характер, т.е. нужно создавать развивающую языковую среду. Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер. Языковая развивающая среда включает в себя как языковую среду, так и предметную. Предметная среда привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. С целью приобщения к культуре родного народа мы проводим праздники и развлечения, инсценируем с детьми сказки на бурятском языке, разучиваем музыкальные произведения, стихи бурятских писателей, организовываем просмотр мультфильмов на бурятском языке. Кроме того, особое внимание уделяется таким направлениям работы, как:
- воспитание у детей любви к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
(видео 2)
- побуждение интереса к историческому прошлому родного края;
- воспитание патриотических чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края;
- знакомство детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками бурятского народа;
- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями столицы - г. Улан-Удэ, родного Барагхана
Очень большое влияние на воспитание любви к родному краю, к родному языку оказывают экскурсии, прогулки. ( видео 5) Великолепная природа, наш уникальный краеведческий музей, вызывая искренний интерес, способствуют возникновению незримой связи детей с малой родиной и с родным языком.
В настоящий момент мы получаем большие возможности для расширения языковой среды для развития бурятского языка. Детские сады обеспечиваются сборниками художественных произведений для детей, а также комплектами аудио - материалов, мультфильмов на бурятском языке. В нашем ДОУ создан этноуголок в виде юрты, где дети могут поиграть в сюжетно-ролевые, дидактические, игры. В ней находятся настольные игры, лото, домино, тематические таблицы, алгоритмы, игрушки, фотографии, видовые открытки с изображением главных достопримечательностей Бурятии, Барагхана, Улан-Удэ.
Изучение бурятского языка – это и знакомство с культурой, с праздниками и обычаями народа, сказками, детскими играми и фольклором. Для этого в каждой группе создан бурятский уголок, с куклами в национальных костюмах, утварью, дидактическими играми, национальными костюмами. Проводятся проекты на бурятском языке, разработаны дидактические пособия на бурятском языке. Дошкольники хорошо воспринимают потешки, песенки, народные игры с речитативом. Бурятские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои: глубокую почтительность и отзывчивость, сострадание к ближнему.
Художественная литература дает богатый материал для нравственного воспитания, заставляет ярче и глубже переживать нравственные поступки, чувства героев. С целью приобщения детей к национальной культуре мы проводим национальные праздники: «Сурхарбаан», «Сагаалган». Игра – естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие. Например, большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка, на его развитие речи позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в изучении языка, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно, даже не замечая, что занят очень важным делом. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Для этого дети на занятиях должны чувствовать себя комфортно: не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность.
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении детей бурятской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают бурятские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических бурятских звуков. Так, дети играют в разные национальные подвижные, хороводные игры, сопровождающиеся текстом на бурятском языке.
В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. У детей формируются умения:
- пересказывать небольшие по объёму тексты;
- составлять рассказ по картине и наблюдениям;
- рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.
Хорошие результаты появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Важную роль в обучении детей бурятской разговорной речи играет семья. От отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей.
В нашем детском саду для родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, совместные проекты. Однако мы считаем, наиболее эффективными такие формы работы, которые позволяют отходить от слов к практическим действиям. Сегодня уже все родители понимают о важности изучения родного языка.
Таким образом, описанные методические принципы помогают правильно организовать процесс общения на бурятском языке и создавать адекватную развивающую языковую среду для детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Языковая среда должна иметь прежде всего развивающий характер Все методические приёмы, средства обучения, наглядный и раздаточный материал, используемые пособия и оборудование должны создавать и поддерживать развивающий и обучающий характер бурятоязычной среды.
Предметная среда Привлекает ребёнка, вызывает его интерес к языку. Роль предметной среды в ДОУ очень велика, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. В связи с этим стимулируется реальное общение на бурятском языке в рамках предметной среды. Эта среда носит интерактивный характер . В нашем ДОУ работают следующие проекты на бурятском языке: « Будамшуутай аяншалга » («Путешествие с Будамшуу »), « Манай гэр булэ », « Шэдитэ замбуулин ». Созданы игровая зона «Юрта», дидактическое панно «Бархан- нютаг минии тоонто ».
Этноуголок «Юрта»
Проведение национальных праздников
Проект « Минии гэр булэ »
Участие в конкурсах
Лэпбук « А митад »
Дидактическое панно «Бархан- минии тоонто »
Экскурсии в краеведческий музей
Изучение бурятского языка в группе происходит в различных видах детской деятельности: учебной, игровой, творческой Мы, педагоги, в течение дня используем бурятский язык во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, приемов пищи), в сюжетно - ролевых играх, на детских праздниках. Обучение детей бурятскому языку производится применительно к конкретным ситуациям, в которых оказываются дети в детском саду (например, пожелание приятного аппетита в обеденном зале перед приемом пищи ). Закрепляя знания дошкольников в течении дня по бурятскому языку в различных видах деятельности исходя из интересов детей, мы ориентируемся на личность каждого ребенка и способствуем реализации его творческого потенциала.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение английского языка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению ...
Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте
Многие родители спрашивают меня, как репетитора иностранных языков со стажем, нужно ли обучать малышей иностранным языкам в раннем возрасте. Так вот....
Речевая среда по изучению Государственного языка
презентация...
О целесообразности изучения английского языка в дошкольном возрасте
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"
О наболевшем. Зачастую родители воспитанников логопедических групп безудержно стремятся к тому, чтобы их чадо всенепременно познакомилось с иностранным языком как можно раньше. При этом редко кто из н...
Воздействие национальных игр на изучение якутского языка детей дошкольного возраста в условиях полиэтнической среды ДОУ
Национальные игры делают занятия содержательным, интересным, эмоционально значимым. В ходе игры, ребенок знакомится не только с новой игрой и правилами – он обогащает активный словарь и на собст...
Современные методы изучения адыгейского языка, в дошкольном образовательном учреждении
Аннотация:В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. В связи с изменениями...