Образовательная ситуация с воспитанниками по познавательному развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «В гостях у медвежонка Умки» (по сказке Ю.Яковлева «Умка», с использованием культурных практик)
план-конспект занятия (средняя группа)
Включение дошкольников с ТНР в систему социальных отношений в ходе коллективного решения проблемных ситуаций в процессе выполнения различных игровых, исследовательских заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
образовательная ситуация | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 комбинированного вида»
Образовательная ситуация с воспитанниками по познавательному развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«В гостях у медвежонка Умки»
(по сказке Ю.Яковлева «Умка», с использованием культурных практик)
Воспитатель:
Безрукова Юлия Борисовна
высшая квалификационная категория
г. Мончегорск
2022 г.
Цель: включение дошкольников с ТНР в систему социальных отношений в ходе коллективного решения проблемных ситуаций в процессе выполнения различных игровых, исследовательских заданий.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать представления детей об Арктике, её животном мире через использование игровых технологий (с опорой на знакомых детей художественное произведение)
- Закреплять знания дошкольников о геометрических формах.
- Обогащать словарный запас детей по теме.
- Упражнять в умении понимать поставленную задачу и решать ее самостоятельно.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать познавательную и речевую активность воспитанников.
- Развивать психические процессы: произвольное внимание, воображение, память и мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир.
- Формировать дружеское взаимоотношение детей друг к другу в совместной деятельности и совершенствовать их коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
Чтение сказки и просмотр мультфильма Ю.Яковлева «Умка»;
рисование по сюжету сказки;
составление книги-путеводителя по Арктике (рисунки по сказке «Умка»); просмотр презентации «Арктика», «Животные Арктики»;
разучивание музыкальной игры с движением «Самолеты», речевой игры «Одежда»; составление плана разных видов деятельности детей в детском саду, используя пособие «Планер дня».
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
- Организационный момент:
(Дети с педагогом собираются около «Планера дня»).
Вос-ль: Ребята, давайте посмотрим, что сегодня у нас по плану.
Сейчас, какое время суток? (утро)
Что мы с вами уже успели сделать? (Дети проговаривают, по картинкам).
Настало время «Интересной игры».
- Введение в игровую ситуацию:
Вос-ль: Ребята, чтобы добраться до обруча с предметами, надо выполнить задание. Перед вами три обруча, каждый из вас должен зайти в обруч и подпрыгнуть столько раз, сколько в нем кружочков.
(дети выполняют).
Вос-ль: Задание выполнили, проходите все на коврик, садитесь вокруг обруча, волшебные лупы откроют нам секрет нашей игры. Ваша задача по очереди с помощью лупы искать предмет, под которым спряталась подсказка.
Какие по форме у меня лупы? (круглая, треугольная).
Круглую лупу мы будем наводить на предметы, какой формы? (круглой формы)
А треугольную? (треугольной формы).
а). ИГРА «Волшебная ЛУПА»
(Перед детьми в обруче выложены вперемешку объемные предметы разной геометрической формы. При помощи импровизированной геометрической лупы, детям предлагается найти тот предмет, который подскажет, в какую игру мы сегодня будем играть (один ребенок наводит лупу-треугольник на фигуры треугольной формы, а дети переворачивают их в поисках картинки, потом все повторяется с круглой лупой). Картинка рюкзак, обозначает, что мы отправимся в путешествие, картинка –медвежонок Умка, обозначает, с кем предстоит встретиться в путешествии).
Вос-ль: Дети, как вы думаете, куда берут с собой рюкзак? (в отпуск, в путешествие, в поход, на прогулку)
-Где живут белые медведи? (на севере, в Арктике)
-Вы догадались, чем мы сегодня будем заниматься? (мы отправимся в путешествие в Арктику)
-Давайте собираться. Для того, чтобы отправиться в Арктику, нам надо встать в круг на ковре (дети встают в круг). В Арктике тепло или холодно? (холодно), значит, какую одежду мы наденем? (теплую).
Речедвигательная пауза
Давайте одеваться.
Мы снимаем тапки,
Надеваем шапки,
Шарфики, штанишки,
Сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки,
Готовы для прогулки.
Вос-ль: Для того, чтобы мы могли хорошо ориентироваться в незнакомом месте, предлагаю взять с собой, карту Арктики, которую мы с вами вместе сделали. Даша, принеси, пожалуйста, карту. А на каком виде транспорта, можно быстро добраться до Арктики? (на самолете). Настрою наш навигатор. Вы в каком городе живете? (в Мончегорске), а летим куда? (в Арктику) Маршрут проложен, отправляемся.
Музыкальная игра «Самолеты»
(Звучит аудиозапись «Северный ветер»)
- Основная часть:
а). Вос-ль: Ребята, вот мы и в Арктике, это территория вечной мерзлоты, льда и снега.
(Внимание детей привлекает чей-то плачь …Слышен жалобный писк игрушки медвежонка, дети встречают медвежонка Умку, который просит помощи.
Голос медвежонка: Ребята, я сделал большую ошибку, я ослушался свою маму и убежал от нее. А теперь не знаю, как мне вернуться домой).
-Давайте, умку обнимем, пожалеем, успокоим и решим, как же нам помочь Умке найти маму? Ребята, вы помните, мы читали книгу про Умку, давайте вспомним, что на пути встречал медвежонок, когда убежал от мамы? Нам поможет наша карта, как хорошо, что мы взяли её с собой.
(Дети обсуждают места, по которым шел Умка).
Вос-ль: Для того, чтобы помочь Умке, надо пройти через всю Арктику.
-Вставайте друг за другом, идем на носочках:
По узенькой дорожке вместе мы пойдем,
и северное сияние непременно мы найдем.
(Подходят к столу, но не видят северного сияния).
Вос-ль: Ребята, вы видите северное сияние? (ответы)
Но мы видим краски, если только захотим волшебство, мы сотворим!
ОПЫТ «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
((коллективная работа: в большой тарелке на столе налито молоко, около каждого ребенка стоит тарелочка с пищевым красителем, насыпают краски на молоко, педагог капает в центр тарелки каплю жидкого мыла, дети наблюдают, как смешиваются краски и появляется «северное сияние»)
В процессе опыта уточнить у детей названия красок, которые они используют. При наблюдении за опытом обсудить, подобрать слова-признаки к явлению -северное сияние (яркое, разноцветное, красивое)).
б). Вос-ль: Смотрим план, идем дальше. Встаём друг за другом.
По сугробам мы шагаем, ножки выше поднимаем.
(Дети садятся за столы).
ИГРА «Собери льдины квадраты и спаси малышей»
Вос-ль: Ребята, посмотрите, арктические малыши плавали на льдинах, но случилась беда льдины раскололись, и малыши потерялись, а их родители очень переживают. Вы готовы им помочь?
Соберите правильно льдину. У каждого из вас должна получиться льдина квадратной формы.
(Дети выполняют задание)
Вос-ль: Ты какому животному помогаешь спасти малышей? (Я помогаю сове)
Каких малышей спас? (я спас оленят, совят, моржат).
г). Волс-ль: Смотрим план. Отправляемся дальше.
По холодной Арктике мы идем,
потопаем немножко и согреем наши ножки.
Вос-ль: Вот и дома нашли, вы знаете, из чего строят дома в Арктике? (из снега) Снег какого цвета? (белый) Посмотрите, какие они белые, а когда поднимается пурга, то их совсем не видно. Давайте сделаем дома красивыми, яркими, чтобы Умке было легче ориентироваться. Рисовать будем пальчиком, через файл и наши ручки останутся чистыми.
РИСОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ФАЙЛ ПАЛЬЧИКАМИ
«Украсим снежные дома»
(Д/и «Похвали дома)
д). Слышится голос медведицы (запись голоса из мультика Умка)
Вос-ль: Вот и мама медведица, где-то близко, давайте попрощаемся с Умкой и посадим его на льдину (медвежонок уплывает на льдине).
Медвежонок и нашел свою маму, а нам надо возвращаться домой.
Музыкальная игра «Самолет»
Итог:
Вос-ль: Вот мы и дома.
Рефлексия.
-Ребята, какое вы сегодня доброе дело сделали? (помогли Умке)
-Вам было трудно искать маму медвежонка?
-Кому понравилось наша игра - путешествие, разместите на нашу пленку эмоций веселого смайлика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.Прилагается презентация....
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитию в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик»
Перспективный план дидактических игр по познавательно-речевому развитиюв средней группекомпенсирующей направленностидля детей с тяжелыми нарушениями речи № 8 « Речецветик&raq...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африку»
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Открываем Африк...
Конспект нод по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности зля детей с ОВЗ на тему: «Помоги лесным друзьям» (с использованием здоровьесберегающих технологий)
Программное содержание. 1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов, умение узнавать и называть их. Совершенствовать умения делать выводы, формулировать правила.Развивать речев...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе компенсирующей направленности "Путешествие в Фиолетовый лес"
Тема «Путешествие в Фиолетовый лес»Возраст: средняя группа (4-5 лет)Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитиеВедущая деятельность: по...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родину защищать!».
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Есть такая профессия – Родин...
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 4 – 6 лет Тема: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ»
1.Учить составлять геометрические фигуры из счетных палочек.2.Упражнять в счете в пределах 10, в классификации предметов по разным признакам.3.Развивать внимание, логическое мышление.4.Воспитывать инт...