Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на основе методологического эскиза.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Прилагается презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_poznanie.docx | 30.7 КБ |
metodologicheskiy_eskiz.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДС «Тополёк» г.Волгодонска
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность
по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
на основе методологического эскиза.
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Михайленко Н.И.
«Совместное с учителем стремление даёт мир чудесный»
Н. Рерих
Цель: Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать условия для само-выражения, само-реализации, познания себя (как хранителя взрослого опыта);
- создать условия для формирования чувства первооткрывателя, умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- содействовать развитию познавательной активности, заинтересованности, воображения;
- продолжать работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
- способствовать развитию фонематического анализа и синтеза, фразовой, монологической, диалогической речи;
- продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности;
- формировать внимательное отношение к образу буквы, к слову;
способствовать развитию просодической стороны речи (эмоционально и выразительно передавать содержание былины);
- развивать уважительное отношение к предкам, Отечеству, формируя чувство патриотизма.
- развивать ассоциативное мышление.
Предварительная работа:
Игры на развитие воображения (создавать образ предмета на основе букв).
Игры на развитие ассоциативного мышления (на основе услышанного сочетания звуков и слов).
Игры на развитие звукобуквенного анализа.
Составление описательного рассказа по картине «Три богатыря».
Зарисовка схемы-модели по былине «Три поездки Ильи Муромца».
Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца» на основе схемы-модели.
Развитие умения составлять короткие изречения по типу: «Доскажи словечко».
Знакомство с русскими былинами и их исполнителем «баяном».
Разучивание слов песни «Богатырская наша сила» (А. Пахмутова, Н. Добронравов) с сопровождающими её движениями.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители!
Дети, представьтесь, пожалуйста.
Дети называют своё имя и проходят на места.
Логопед: Ребята, все мы знаем, что вы будущие защитники Отечества и готовитесь к этому серьёзно и с желанием, а мы взрослые, вам в этом помогаем. А ведь настоящие богатыри-защитники – это умные и находчивые люди. И вот сегодня я вам предлагаю пройти испытание, где вам понадобится ум, находчивость, воображение и трудолюбие и выполнить богатырские задания.
Занятие сопровождается слайдами презентации
1. Игра: «Что это? Кто это?». Ассоциация по звуку. Слайд 2 (на слайде логопедический «профиль» звука «Б» в графическом изображении)
Ведущий (гость-родитель) игры получает карточку, на которой написана песенка звука «Б» разным способом и в разном ритме. Взрослый произносит эти сочетания звуков с разной интонацией. Дети слушают эту песенку и определяют или описывают то, что они услышали.
«ББ..ББ..ББ..» «Брррр.Брррр.Брррр» «бя-бя-бя» «бубу – бубу» и т. д
Дети отвечают: «Я услышал, как заводится старая машина…», «Я услышал, как дразнится малыш», «Я услышал чьё-то ворчание» и т. д.
Логопед: Как интересно! Ребята, а вы поняли, что это ваше воображение помогло представить то, что вы услышали? Расскажите, как образуется звук «Б».
Дети рассказывают об особенностях артикуляции звука «Б»
2. Игра: Найди звук «Б». Нахождение места звука в слове. Слайд 3
На слайде изображены предметы, в названии которых звук «Б» стоит в разных позициях (бутерброд, бабушка, бусы…)
Логопед: Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в начале слова.
Назовите слова, в которых звук «Б» стоит в середине слова.
Назовите слова, в которых есть два звука «Б».
Дети выполняют задания поочерёдно.
3. Игра: «Дорисуй». Ассоциация-картинка.
Элементы рассказа-описания. Слайд 4 (на слайде картики-ассоциации )
Логопед: Друзья, сейчас вам предстоит выполнить творческое задание: «Дорисуй образ».
Перед вами буква…«Б». Работая над образом, букву можно разворачивать в любом направлении. Если вам понадобится помощь, попросите её у взрослых.
Логопед: Ребята, что у вас получилось? Кто работал самостоятельно, покажите нам результат.
Дети: Я нарисовал бочку с краном. Она стоит на даче, в неё наливают воду, чтобы поливать грядки с овощами. Это солнышко в небе, а над ним облако.
Дети изображают бабушку, собаку, рыбу, неуклюжего человека с большим животом, грузовую машину и комментируют свои рисунки.
Логопед: Вот такие фантазёры наши ребята!
4. Игра: «Картинки подружились». Элементы монологической речи. Слайд 5 (на слайде несколько картинок, нарисованные детьми на подготовительном этапе по подготовке к занятию)
Логопед: Друзья, могли бы ваши картинки-образы подружиться? Придумайте и расскажите одну небольшую историю, которая могли бы произойти с этими персонажами и предметами.
Дети объединяют в рассказ понравившиеся картинки.
Однажды летом наша семья гостила у бабушки в деревне. Утром мы с папой решили пойти на рыбалку, а за нами увязалась собака. Мама отправилась в магазин за хлебом, который скоро привезли на грузовике. Мы наловили немного рыбы, и бабушка сварила вкусную уху.
Логопед: Вот такие выдумщики наши ребята!
5. Игра: «Слово в слове». Слайд 6,7 (на слайде картинка «богатырь» и буква Б; слова, которые можно найти в этом слове)
Логопед: Ребята, назовите слова, которые начинаются на звук «Б». Назовите героя русских былин, человека безмерной силы, стойкости, отваги, совершающего военные подвиги.
Дети: Богатырь!
Логопед: Ребята, запишем это слово. Попробуем найти слова, которые в нём спрятались.
Дети: Бог, ты, богат, тор, торг, рот, гора, бор, бар, рога, грот, рог, аты-баты.
Несколько слов дети записывают на доске.
Логопед: Очень хорошо, спасибо!
6. Динамическая пауза «Богатырская наша сила» Фонограмма. Слайд 8. (общее фото детей; затем включается фонограмма, сопровождающаяся эпизодами из мультфильмов о богатырях)
Логопед: Уважаемые гости предлагаем вашему вниманию нашу любимую песню, которую мы покажем по-своему.
Звучит фонограмма А. Пахмутовой и видео на основе мультфильма «Три богатыря»
Дети вместе с логопедом подпевают и выполняют движения под музыку.
Маршируем на месте
То не грозное небо хмурится - руки сгибаются в локтях и выбрасываются вверх и в стороны
Не сверкают в степи клинки – выпрямленные руки «смотрят» вверх и в стороны
Это батюшки Ильи Муромца – руки на поясе
Вышли биться ученики - перекрёстные движениями выпрямленными руками
Маршируем на месте
За победу их ветры молятся - покачивание туловищем, руки над головой
Ждут их тернии и венцы – переплетены руки перед собой, «корона» из ладони за головой
Разгулялися добры молодцы, - руки разводят в стороны
Распотешились молодцы! - похлопываем ладонями бёдра, туловище, грудь, плечи
Эх, да надобно жить красиво, - руки разводят в стороны, нога вперёд на пятку, хлопок
Эх, да надобно жить раздольно! – руки в стороны, вторая нога вперёд
Богатырская наша сила – руки на уровне плеч, локти согнуты
Сила духа и сила воли – выдох «ХА!», руки согнуты на уровне плеч, кулаки к плечам
Маршируем на месте
7. Слово-перекрёсток. «Богатырь – кто это?». Рисунок-модель.
Слайды 9,10,11,12,13,14,15,16 (на слайдах изображены картинки о богатырях – богатырь во время сражения, с молодой девушкой, с друзьями, работающий на земле, с друзьями, с врагом, со знаменем)
Логопед: Ребята, вы хотите стать богатырями? Какого человека можно назвать богатырём?
Дети: Богатырь – это человек, который любит свою Родину, умеет защищать свой народ.
Логопед: А кто сейчас может встать на защиту своего народа?
Дети: Солдаты, лётчики, танкисты-военные.
Логопед: Да, эти воины современные богатыри. Ребята, а о чём говорит вам слово «богатырь»? Это…? О чём вы подумали, что представили, когда услышали это слово?
Дети: Богатырь – это тот, кто живёт с Богом в душе, кто богат любовью к своей Родине. Тот, кто сражается, любит свою жену и свой народ, может победить чудище, умеет дружить, работает на земле, всегда побеждает врага.
Дети, рассматривают слайды и обобщают свои знания о богатыре.
Логопед: Я предлагаю вам создать рисунок-модель, где вы изобразите то, что может быть связано со словом "богатырь", по которому все смогли бы понять кто такой богатырь (богатырь в центре). По модели можно понять, кто такой богатырь.
Логопед: У вас получились карта-модель.
(Предполагаемый результат: в центре изображения богатырь, лучами от него – изображения – щита, меча, булавы,…)
8. Игра: «Доскажи слово» Слайд 17 (на слайде изображены – конь, меч, булава, шлем, кольчуга, щит)
Один из детей начинает поговорку о богатыре, гости заканчивают.
Суть этих фраз зарисована детьми на предварительном занятии.
Дети: У богатыря голова кругла, как… булава.
После боя на печь богатырь положил… меч.
Смело прыгает в огонь Бурушка – богатырский… конь.
Для богатыря в бою подруга – плотная… кольчуга.
Если богатырь попадёт в плен, то не потеряет свой… шлем.
Бой идёт, кулак трещит, богатырю верный друг - …щит!
Фраза для гостей:
Кто из богатырей всех добрей и ему не страшен… змей? (Добрыня)
Логопед: Спасибо, ребята, ваши поговорки были похожи на маленькие стихи. А нас ждёт следующее задание.
9. Игра: «О чём говорит слово…» Слайд 18 (на слайде показаны синонимы таких слов как – богатырь, земля, враг, победа)
Логопед: Друзья, мы с вами общаемся на русском языке, как и наши богатыри. А каждое слов имеет своё значение, оно нам о чём-то говорит. А о чём нам говорят эти слова? О чём можно подумать, услышав эти слова? Внимание!
Богатырь – Дети: высокий и сильный человек, воин, защитник, солдат
Земля – Дети: матушка, кормилица, Родина, народ
Враг – Дети: недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник
Победа – Дети: мир, радость, свобода
Логопед: Вот такие слова и многие другие использовал в своих сказках, былинах, рассказах, сказитель, которого называли…
Дети: Баян.
Логопед: Есть ли у слова «богатырь» родственные слова?
Дети: баю-бай, баюкать, баять.
10. Игра: «Баян» Слайд 19,20,21,22,23 (на слайдах картинки с изображением баяна, зарисовки былины «Три поездки Ильи Муромца» логопедом и детьми; общее фото около картины Васнецова «Три богатыря»)
Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца»
Логопед: Ребята, помните, мы с вами работали над былиной «Три поездки Ильи Муромца»? Расскажите нашим гостям эту былину как будто вы русский сказитель «баян», используйте схему.
Логопед начинает повествование, а дети, рассказывая поочерёдно, имитируют игру на гуслях.
Жил-был Илья Муромец. Защищал он землю русскую. Как-то он нашёл камень, а на нём написано: «Направо пойдёшь – убитым будешь. Прямо пойдёшь – женатым будешь. Налево пойдёшь – богатым будешь».
Думает Илья Муромец: «Зачем мне налево идти – не нужны мне деньги, а женатым мне, зачем быть, я уже стар. Пойду-ка, я направо». Здесь он встретил 40 разбойников. Хотели они Илью ограбить и убить. Илья М. им отвечает: «Что меня грабить, нет у меня денег, только шапка из куницы, седло черкесское, а вот конь бесценный. Рассердились на него разбойники: «Да он над нами насмехается!». Как взял Илья Муромец шапку с головы – сюда махнул – улица, а туда – переулочек. Взмолился атаман: «Илья Муромец, будь нашим атаманом!». А Илья им отвечает: «Идите к своим жёнам и детям, нечего тут блуждать, богатырскую кровь проливать».
Поехал Илья Муромец прямо – где женатому быть. Увидел терем, куда его пригласила царевна. Царевна угостила его вином заморским, хлебом пахучим, мясом лебединым, а потом и говорит: «Ты устал с дороги, приляг на кровать». Но Илья Муромец был умный, понял, что кровать с хитростью и бросил на неё царевну. Кровать перевернулась, и открылся погреб. Закричал Илья Муромец: «Эй, слуги безымянные, несите ключи от погреба!». Слуги отвечают: «Дедушка незнаемый, нет у нас ключей, но мы знаем дорогу в погреб». Дверь погреба была присыпана песком и завалена дубовыми брёвнами. Илья Муромец разгрёб песок руками, а брёвна ногами отодвинул. Вошёл, а там 40 царевичей, 40 богатырей. Илья Муромец им говорит: «Царевичи, идите по своим землям, а вы, богатыри – по своим местам».
Вернулся Илья Муромец к камню и пошёл туда, где богатому быть. Прошёл три версты, нашёл другой камень, а там написано: «Тот, кто камень отодвинет – богатым будет». Илья Муромец начал двигать камень, а сам в землю ушёл по колено, повернул плечом и отодвинул камень. Достал богатство – золото, серебро, жемчуг, яхонт – погрузил на Бурушку и поехал в Киев. Илья Муромец на эти богатства построил три церкви, остальное раздал вдовам и сиротам.
Вот такой Илья Муромец – сильный, умный, догадливый. Он не такой как все, он сначала думает, а потом делает. Слава русским богатырям!
Итог.
Логопед: Уважаемые гости и ребята, на этом наше занятие подошло к концу, ребята, я благодарю вас хорошую работу и желаю вам стать богатырями, а значит защитниками своей семьи и нашей Родины.
Логопед вручает детям памятные наклейки и раскраски.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ассоциация по звуку - Б…Б… Б… - БББ…БББ…БББ.…
Найди звук «Б»
Ассоциация-картинка
Картинки подружились
Слово в слове
Бог, ты, богат, тор, рот, гора, бор, бар, рога, грот, рог, рыба
Движение под музыку
Слово - перекрёсток
сражение
любовь
Чудище
Друзья
земля
враг
победа
Доскажи слово
О чём говорит слово… Богатырь – сильный человек, воин, защитник, солдат Земля – матушка , кормилица, Родина, народ Враг – недруг, захватчик, басурманин, душегуб, разбойник Победа – мир, радость, свобода
Баян - сказитель, сказочник, рассказчик , поэт
Три поездки Ильи Муромца
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Иркутска детского сада комбинированного вида №75 Тема: «Мир те
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 4 МБДОУ города Ирк...
Интегрированная коррекционно-образовательная деятельность в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие за солнышком.(проводится на улице по «Дорожке движения» логопедом и инструктором по физической культуре)Цели: Коррекционно-образ...
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми Интегрированное занятие по теме “Варежковая сказка!” Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга...
Конспект открытого мероприятия по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тема: «В поисках Незнайки»...
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речиТема: «Решение задач. Вес предметов....