ООД Тема :«Башкирский национальный орнамент»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Табрисова Алина Ильдаровна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rk.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 20 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

       

          Конспект организованной образовательной деятельности

                     Тема :«Башкирский национальный орнамент»

                 Возрастная группа: подготовительная к школе группа


                                                                      Воспитатель: Табрисова А.И

Программное содержание:

- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;

- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;

- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;

- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;

- развивать способность к воображению;

- формировать эстетический вкус.

Оборудование:

• Музыкальный центр

• Ноутбук с записями башкирских мелодий слайдшоу

• Мультимедийная установка

• Юрта с башкирской утварью, посудой

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).

Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.

Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.

Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.

Первая сказала«Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле» (показ слайда).

Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес» (показ слайда).

А третья сказала«А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы» (показ слайда).

И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.

Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?

Восп-киОрнамент - это узор,

- это повторяющийся узор,

- это узоры, которые симметрично расположены,

- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.

Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.

Восп-ки: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.

Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.

Основные фигуры и пояснение (на слайдах).

Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия

Сердечко – гостеприимство

Солярный знак – солнце

Ромб – символ земледелия

S-образный орнамент

Гусиная лапка

Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?

Восп-ки: симметрично повторяются, следуют друг за другом

Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте(красный, зеленый, желтый, белый, черный).

Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?

Например:

- треугольники

- ромбы

- Зигзаги

- Параллельные косые линии

- Круги

- Завитки

- Розетки

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?

Восп-ки:

- посуду

- одежду

- обувь

- ковры

- полотенца

- занавески

- постельное белье

- изделия из кожи

- домашняя утварь.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.

2.

Рассказ воспитателя

Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят вглубь веков. В произведениях деко-ративно-прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.

И в настоящее время у нас в городе Уфа существует и пользуется популярностью предприятие «Агидель» - одно из ведущих многоотраслевых предприятий в России, и единственное в Республике Башкортостан, которое глубоко чтит традиции народного творчества, выполняя благородную миссию сохранения, возрождения, развития культурного наследия Республики Башкортостан.

Я побывала на предприятии «Агидель» и вот, что я увидела.

Основными направлениями производственной деятельности предприятия являются (показ слайдов) :

- Художественная роспись по дереву

- Лаковая миниатюрная живопись

- Резьба по дереву

- Государственная символика

- Художественная вышивка

- Мусульманская одежда

- Роспись по ткани - батик

- Изделия из войлока

- Ручное ткачесто

- Производство мебели

- Производство юрт

Показ слайдов: Производство «Агидели»

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, Башкортостан – это многонациональная республика?

Восп-ки: Да.

Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане.

Восп-ки:

- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва

Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?

Восп-ки:

- Нет, разный.

Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?

- Да, можно.

Воспитатель: Наши девочки приготовили сюрприз.

Выходят 2 или 3 девочки (русский, татарский, башкирский костюм, выносят хлеб да соль у русской красавицы, у татарки и башкирки – национальные блюда «чак-чак». Под музыку делают ритмичные движения.

Воспитатель: Спасибо вам, красавицы. А вы, ребята, догадались в каких костюмах вышли наши девочки?

Восп-ки: да, догадались.

- В каких?

- В народных или национальных или перечисляют: русский народный костюм, татарский, башкирский)

Воспитатель: Посмотрите внимательно, отличаются ли узоры на их костюмах?

- Да. На них разные узоры.

- Инесса вышла в голубом платье, а Аида в зеленом.

- У русской девушки белый сарафан.

- У них разный орнамент.

Воспитатель: Вы молодцы, ребята. Теперь вы знаете, что у каждого народа есть свои национальные костюмы и украшены они народным орнаментом.

- Как, называется узор, который народ использовал для украшения одежды и предметов быта? (орнамент)

- А как мы назовем орнамент, принадлежащий какой-либо нации(национальный или народный)

Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?

Примерные ответы воспитанников:

- Что такое орнамент;

Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…

Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;

- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);

- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,

- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия;

Сердечко – гостеприимство;

Солярный знак – солнце- символ жизни;

Ромб – символ земледелия)

- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.

Воспитатель: Сегодня вы большие молодцы, но чтобы вам дальше было интересно, я для вас придумала творческое домашнее задание: представьте себе, что вы дизайнер одежды. Нарисуйте модель одежды и оформите ее в национальном стилеиспользуя полученные сегодня знания. Спасибо за внимание!

(В конце занятия дети вручают гостям подарки, изготовленные своими руками закладки для книг с башкирским орнаментом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хантыйский национальный орнамент»

Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных)....

Знакомство с башкирским национальным орнаментом

- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что   республика  Башкортостан находится на ...

Занятие по окружающему миру на тему "Башкирские национальные блюда"

Конспект занятия по окружающему миру на тему:"Башкирские национальные блюда" для старшей группы.Подготовила воспитатель Гизатуллина Ф.К. МАДОУ Янгантауский детский сад...

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"

Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям....

Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда

Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....