ООД "Башкирский национальный орнамент"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Калтасинский детский сад № 2 «Рябинушка» МР РБ
Конспект интегрированного занятия по ФКЦМ
с детьми старшей разновозрастной группы
Башкирский национальный орнамент
подготовила: воспитатель Кайранова Н.А.
Калтасы 2019 г.
Тема: Башкирский национальный орнамент
Программное содержание:
- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;
- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;
- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;
- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
- развивать способность к воображению;
- формировать эстетический вкус.
Оборудование:
• Музыкальный центр.
Ход ООД:
1.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле».
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».
И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?
Дети: Орнамент - это узор,
- это повторяющийся узор,
- это узоры, которые симметрично расположены,
- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте. На какие 2 группы делятся узоры в башкирском орнаменте.
Дети: Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.
Основные фигуры и пояснение (картинки).
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка
Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?
Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом
Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).
Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?
Например:
- треугольники
- ромбы
- Зигзаги
- Параллельные косые линии
- Круги
- Завитки
- Розетки
Воспитатель: А теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?
Дети:
- посуду
- одежду
- обувь
- ковры
- полотенца
- занавески
- постельное белье
- изделия из кожи
- домашняя утварь.
Воспитатель: Правильно, ребята.
2.
Рассказ воспитателя
Истоки декоративно-прикладного искусства башкир, точно так же как и любого другого народа, уходят вглубь веков. В произведениях декоративно прикладного искусства воплотились особенности мировосприятия башкир, их понимание прекрасного. Ткачество, вышивка, художественно-декоративная обработка дерева, металла и кожи, особенности украшения одежды и жилища дают нам прекрасные образцы орнамента.
3.
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, Башкортостан – это многонациональная республика?
Дети: Да.
Воспитатель: Назовите национальности людей, которые проживают в Башкортостане.
Дети:
- русские, марийцы, удмурты, чуваши, татары, башкиры, мордва
Воспитатель: Как вы думаете, у этих народов использовался одинаковый орнамент в одежде, на посуде?
Дети:
- Нет, разный.
Воспитатель: Значит у каждого народа свой орнамент, т. е. орнамент можно назвать народным или национальным?
- Да, можно.
Физминутка. Игра «Юрта»
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель:
Дети, давайте приготовим для наших гостей подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его.
Воспитатель:
– Каким видом башкирского орнамента украшен наш платочек?
Дети. – Геометрическим.
Воспитатель:
– А какими цветами украшен наш платочек?
Дети – Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель:
- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени.
Воспитатель:
– Дети, давайте, начнем работу.
- С чего начнем работу?
- Украсим центр
Воспитатель:
- Назовите мне элементы орнамента, которые мы будем использовать при росписи нашего платочка?
Дети – Ромбик, крестики.
Воспитатель:
- К какому виду орнамента они относятся?
Дети – К геометрическому виду
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку).
Итог.
Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?
Примерные ответы воспитанников:
- Что такое орнамент;
- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…
- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;
- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);
- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,
- Каждый из узоров что-то означает, например (Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия;
Сердечко – гостеприимство;
Солярный знак – солнце- символ жизни;
Ромб – символ земледелия)
- Каждый народ имеет свой национальный орнамент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование национального орнамента на занятиях по изобразительной деятельности
Консультация для педагогов ...
Украшение фартука татарским национальным орнаментом
Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....
Презентация "Бурятский национальный орнамент"
Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иног...
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию «Хантыйский национальный орнамент»
Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию...
Музыкальный праздник Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмам и предметам быта мордовского народа
Ведущий: Шумбратеде, ялгат! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь на праздник: «Цвети мой край – Мордовия моя!». Дети, скажите, как называется республика в ко...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хантыйский национальный орнамент»
Цель занятия научить детей узнавать элементы хантыйского орнамента, видеть разнообразие элементов орнамента с учетом тематики узора (природы, животных)....
Украшение сапожка татарским национальным орнаментом.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством Татарстана. Тема: Украшение сапожка татарским национальным орнаментом....