Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"
план-конспект занятия (старшая группа)
Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkirskiy_ornament.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЦКМ
с детьми старшей группы
«Башкирский национальный орнамент»
Программное содержание:
- познакомить воспитанников с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», выявить отличительные признаки башкирского орнамента;
- продолжать развивать представление ребенка о различных сторонах жизни и быта древних башкир, об их занятиях и воспитывать познавательный интерес к изучению материальной культуры родного края;
- воспитывать нравственное отношение к культуре родного края;
- развивать умения анализировать полученную информацию, синтезировать выводы;
- развивать способность к воображению;
- формировать эстетический вкус.
Оборудование:
• Магнитофон
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать одну легенду. (Включается музыка).
Давным-давно жили три женщины. В один прекрасный день вечер они разожгли огонь и завели беседу.
Одна из женщин сказала: «Почему у меня темные волосы, у вас черные и светлые, у меня глаза голубого цвета, а вас карие и серые, и ростом мы разные, и зовут нас неодинаково, а все в одинаковых белых платьях?» Долго думали они, советовались. И решили, что каждая придумает отличающее её украшение на платье. И что украшение будет иметь свой символ и цвет.
Прошло некоторое время, и они снова встретились. У всех были нарядные платья с узорами.
Первая сказала: «Я сделала рисунок солнца, оно символизирует жизнь на земле».
Вторая сказала: «А я люблю леса и степи башкирские, и символ моего платья – зелёный лес».
А третья сказала: «А я встречаю рассвет в Уральских горах. И мой символ – синие горы».
И с тех давних времён люди стремились выразить свои представления о мире узорами, т. е. орнаментом на предметах быта и одежде.
Воспитатель: Что означает слово ОРНАМЕНТ?
Орнамент - это узор,
- это повторяющийся узор,
- это узоры, которые симметрично расположены,
- это узоры, которыми украшали одежду, посуду.
Воспитатель: Давайте с вами поговорим о башкирском орнаменте.
Узоры в башкирском орнаменте делятся на 2 группы. Среди узоров различаются геометрические и растительные узоры.
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть их и назвать.
Основные фигуры и пояснение (показ картинок).
Кускар – бараньи рога – символ скотоводства, трав, плодородия
Сердечко – гостеприимство
Солярный знак – солнце
Ромб – символ земледелия
S-образный орнамент
Гусиная лапка
Воспитатель: Рассматривая башкирский орнамент, что можно сказать о том, как располагаются узоры?
Дети: симметрично повторяются, следуют друг за другом
Воспитатель: Какие цвета считаются основными в башкирском орнаменте? (красный, зеленый, желтый, белый, черный).
Воспитатель: Какие фигуры используются в башкирском орнаменте?
- треугольники; ромбы; зигзаги; параллельные косые линии; круги; завитки; розетки.
Воспитатель: Теперь давайте вспомним, что украшали башкиры орнаментом?
Дети: посуду; одежду; обувь; ковры; полотенца; занавески; постельное белье; изделия из кожи; домашнюю утварь.
Воспитатель: Правильно, ребята.
Физминутка. Игра «Юрта»
Воспитатель:
Дети, давайте мы украсим пиалу, это посуда из которой пьют чай, башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на мольберт. Я приготовила вот такую пиалу. Рассмотрим его.
Воспитатель:
– Каким видом башкирского орнамента украшен наша пиала?
Дети. – Геометрическим.
Воспитатель:
– А какими цветами украшена?
Дети – Красный, желтый, зеленый.
Воспитатель:
- Ребята, в башкирском орнаменте красный цвет – это цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени.
Воспитатель:
– Дети, давайте, начнем работу.
(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку).
Воспитатель: Сегодня мы многое узнали, а что именно?
Примерные ответы воспитанников:
- Что такое орнамент;
- Орнамент – это повторяющиеся узоры на одежде, на предметах быта…
- Орнамент у башкир бывает 2-х видов геометрический и растительный;
- В башкирском орнаменте используются геометрические фигуры (ромб, треугольник);
- Основные цвета – это красный, желтый, зеленый,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...
Конспект интегрированного занятия «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми старшей группы
Конспект НОД по закреплению знаний о свойствах воды и круговороте воды в природе с использованием экспериментальной деятельности....
Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»
Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»
Цель: Создать условия для познавательной - исследовательской деятельности детейЗадачи:1. Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды.2. Формировать представления о профессии " эколо...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем нашу планету!»Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми подготовительной группы «Бережем ...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ для детей старшего дошкольного возраста "Наш друг Снеговик"
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Наш друг Снеговик»...
Конспект открытого занятия по ФЦКМ с детьми старшей группы. Тема: «Осень в гости к нам пришла»
Цель:Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи:1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе. 2. Закрепить умение детей отгадывать ...