Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Башкирский национальный костюм» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)
Ознакомление воспитанников с башкирским национальным костюмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_nats_kostyum_bashkir.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа
город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:
«Башкирский национальный костюм»
в старшей группе.
Подготовила и провела:
Любовь Викторовна Гаязова
воспитатель высшей
квалификационной категории
Согласовано: старший воспитатель
__________Попенко В.А.
Дата проведения:
________________2020г.
2020-2021 учебный год
Цель: Ознакомление воспитанников с башкирским национальным костюмом.
Задачи:
Образовательные:
* расширить знания о башкирском национальном костюме.
*совершенствовать умение рисовать акварелью.
*совершенствовать умение использовать башкирский орнамент в украшении одежды башкир.
Развивающие:
*развивать и обогащать речь.
* развивать внимание, память, мышление
* активизировать в речи воспитанников названия элементов национальной одежды (платье, камзул, хараус, тюбетейка, кульмяк, ыштан, елян, рубаха)
Воспитательные:
* Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.
Предварительная работа:
*чтение стихотворения Р.Б. Даутова «В башкирском узоре».
*д. и. «Одень Булата и Айгуль», «Найди отличия в башкирских костюмах».
*разучивание п. и. «Юрта»
*рассматривание и рисование башкирского орнамента.
* экскурсия в краеведческий музей.
* беседы о башкирском народе, их традициях.
Материал и оборудование:
*по количеству детей: акварельные краски, кисти, бумажные формы башкирского платья.
* презентация на тему «Женская и мужская одежда башкир»
*атрибуты к п. и. «Юрта»
*д. и. «Одень Булата и Айгуль», «Найди отличия в башкирских костюмах».
* аудиозапись башкирской музыки
Методы и приёмы: рассказ воспитателя, чтение стихотворения, дидактическая игра, подвижная игра, показ презентации на тему «Женская и мужская одежда башкир, вопросы и ответы; беседа, рисование «Укрась платье».
Активизация словаря: камзул, хараус, тюбетейка, кульмяк, ыштан, елян
Мотивация: личная заинтересованность
Воспитатель: Ребята, встаньте вкруг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и подарите хорошее настроение. Сейчас я прочитаю стихотворение Р.Б. Даутова «В башкирском узоре» и вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить. Итак, слушайте:
Воспитатель:
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
Воспитатель: Посмотрите на экран (Слайд1) Сегодня мы с вами поговорим об одежде башкирского народа и особенности её художественного оформления. Вам предстоит создать модель женского платья на основе башкирского костюма.
Показ презентации «Женская и мужская одежда башкир» сопровождается рассказом воспитателя.
Воспитатель: Посмотрите. Что же это такое? Как вы думаете?
Воспитанники: Одежда.
Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмяк, повторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки. Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке. А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторяют слово)
Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.
И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэн. У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.
А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбар, на голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.
Воспитатель: Посмотрите на башкирские женские костюмы и найдите отличия.
Проводится игра «Найди отличия в башкирском костюме» и «Одень Булата и Айгуль»
Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Юрта»
Проводится подвижная игра «Юрта»
Воспитатель: Сейчас вам предстоит нарисовать модель женского платья на основе башкирского костюма.
Воспитанники украшают башкирским орнаментом бумажную форму башкирского платья. Затем рассказывают о своих моделях.
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли мне раскрыть такую сложную тему. Я надеюсь, что наша беседа пригодится вам в жизни. Сегодня вы многое узнали о башкирском национальном костюме. Давайте ещё раз повторим названия деталей костюма, цвета и элементы орнамента. (называют).
Тема урока: « Особенности башкирского народного костюма».
8
Узнаем особенности художественного оформления башкирской народной одежды, ознакомимся с ввам предстоит самостоятельно создать моделей женской одежды на основе башкирского народного Сейчас мы закрепим эти знания в игре «Разрешается – запрещается». Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, а зелёный кружок, если это делать можноВоспитатель: Спасибо.Воспитатель: Давайте немного отдохнёмВоспитатель: Давайте в заключении вспомним правила обращения с огнем:Воспитатель: Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли мне раскрыть такую сложную тему. Я надеюсь, что наша беседа пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды, и огонь будет только вашим другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Путешествие капельки» для детей средней группы
Коспект занятия по экологии в средней группе....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Путешествие в лес» для детей группы раннего возраста.
В ходе занятия дети закрепляют правила поведения в лесу. ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Зимующие птицы» для воспитанников средней группы
Развитие познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Животные холодных стран" в старшей группе №9 "Колокольчики"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»Программное содержание:- Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, об...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «День защитника Отечества» в старшей группе
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «День защитника Отечества» в старшей группе...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе на тему " В гостях у Деда-Природоведа".
Создать благоприятный эмоциональный настрой, обобщить знания детей по математическому развитию.Закрепить порядковый и обратный счет до 10,название геометрических фигур, понятия (узкий, длинный, ...