Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Башкирский национальный костюм» в старшей группе.
методическая разработка (старшая группа)

Гаязова Любовь Викторовна

Ознакомление воспитанников с башкирским национальным костюмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_nats_kostyum_bashkir.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 14 «Шатлык» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему:

             «Башкирский национальный костюм»

в старшей группе.

                Подготовила и провела:

                Любовь Викторовна Гаязова

                воспитатель высшей                          

                квалификационной категории

                                                                                              Согласовано: старший воспитатель

                       __________Попенко В.А.

                        Дата проведения:

                       ________________2020г.

                                         

                                      2020-2021 учебный год

Цель: Ознакомление воспитанников с башкирским национальным костюмом. 

Задачи:

Образовательные:

* расширить знания о башкирском национальном костюме.

*совершенствовать умение рисовать акварелью.

*совершенствовать умение использовать башкирский орнамент в украшении одежды башкир.

Развивающие:

*развивать и обогащать речь.

* развивать внимание, память, мышление

* активизировать в речи воспитанников названия элементов национальной одежды (платье, камзул, хараус, тюбетейка, кульмяк, ыштан, елян, рубаха)  

Воспитательные:

* Воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.

Предварительная работа:

*чтение стихотворения Р.Б. Даутова «В башкирском узоре».

*д. и. «Одень Булата и Айгуль», «Найди отличия в башкирских костюмах».

*разучивание п. и. «Юрта»

*рассматривание и рисование башкирского орнамента.

* экскурсия в краеведческий музей.

* беседы о башкирском народе, их традициях.

Материал и оборудование:

*по количеству детей: акварельные краски, кисти, бумажные формы башкирского платья.                          

* презентация на тему «Женская и мужская одежда башкир»

*атрибуты к п. и. «Юрта»

*д. и. «Одень Булата и Айгуль», «Найди отличия в башкирских костюмах».

* аудиозапись башкирской музыки

Методы и приёмы: рассказ воспитателя, чтение стихотворения, дидактическая игра, подвижная игра, показ презентации на тему «Женская и мужская одежда башкир, вопросы и ответы; беседа, рисование «Укрась платье».  

Активизация словаря: камзул, хараус, тюбетейка, кульмяк, ыштан, елян                                                                                                   

 Мотивация: личная заинтересованность

Воспитатель: Ребята, встаньте вкруг, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и     подарите хорошее настроение. Сейчас я прочитаю стихотворение Р.Б. Даутова «В башкирском узоре» и вы поймете, о чем сегодня мы будем говорить. Итак, слушайте:

Воспитатель:

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.  

Воспитатель: Посмотрите на экран (Слайд1) Сегодня мы с вами поговорим об одежде башкирского народа и особенности её художественного оформления. Вам предстоит создать модель женского платья на основе башкирского костюма.

Показ презентации «Женская и мужская одежда башкир» сопровождается рассказом воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите.  Что же это такое? Как вы думаете?

Воспитанники: Одежда.

 Воспитатель: Да, это костюм. Но не просто костюм, а башкирский национальный костюм. Давайте рассмотрим его. Это женский костюм. Вот этот длинный кафтан в форме халата – называется кульмякповторим это слово, кульмяк открыт от верха до низа, до ног. Под него надевается сшитая из полотна длинная рубашка с очень широкими рукавами, поверх платья одела камзол, а украшения на одежде – серебряные монетки.  Если женщина находилась дома, то халат (кульмяк) она уже не одевала, а оставалась в одной рубашке.  А на ногах - сапожки, которые называются итек (повторяют слово)

 Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками. Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

И у женщин, и у мужчин были штаны, они назывались – ыштан. Были также суконные халаты – сэкмэнУ женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау). Есть околоушные подвески – сулпы. Вот это головной убор – кумьяулын  платок - покрывало.

 А теперь рассмотрим мужской костюм (на кукле). У мужчин было платье - летнее из белой шерсти. Под верхним халатом – дорогая серебряная убранная драгоценными камнями – бляха бархатного коврового пояса, на одном бедре - калта (кожаная плоская сумка), на другом бедре – натруска (сумочка для узкого ножа и для дроби). Мужские штаны – салбарна голове – тюбетейка. Её носили дома. На улице носили меховую шапку – бурэк из волка, лисы, песца. На ногах башкиры носили башмаки и глубокие галоши. Национальная обувь – это башкирские сапоги – итэк (на твёрдой подошве с шерстяными чулками). Дома носили комнатные туфли – кэуэш.

Воспитатель: Посмотрите на башкирские женские костюмы и найдите отличия.

Проводится игра «Найди отличия в башкирском костюме» и «Одень Булата и Айгуль»

Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Юрта»

Проводится подвижная игра «Юрта»

Воспитатель: Сейчас вам предстоит нарисовать модель женского платья на основе башкирского костюма.

Воспитанники украшают башкирским орнаментом бумажную форму башкирского платья. Затем рассказывают о своих моделях.

Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли мне раскрыть такую сложную тему. Я надеюсь, что наша беседа пригодится вам в жизни. Сегодня вы многое узнали о башкирском национальном костюме. Давайте ещё раз повторим названия деталей костюма, цвета и элементы орнамента. (называют).

 

Тема урока: « Особенности башкирского народного костюма».

8

 Узнаем особенности художественного оформления башкирской народной одежды, ознакомимся с ввам  предстоит  самостоятельно  создать  моделей женской одежды на основе башкирского народного Сейчас мы закрепим эти знания в игре «Разрешается – запрещается». Возьмите в руки светофорчики и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, а зелёный кружок, если это делать можноВоспитатель: Спасибо.Воспитатель: Давайте немного отдохнёмВоспитатель: Давайте в заключении вспомним правила обращения с огнем:Воспитатель: Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали, своими ответами помогли мне раскрыть такую сложную тему. Я надеюсь, что наша беседа пригодится вам в жизни. Вы будете внимательны и аккуратны с огнем, не допустите беды, и огонь будет только вашим другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Животные холодных стран" в старшей группе №9 "Колокольчики"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЖИВОТНЫЕ ХОЛОДНЫХ СТРАН»Программное содержание:- Формировать у детей первоначальные представления о местах, где всегда зима, о белом медведе, его внешнем виде, об...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «День защитника Отечества» в старшей группе

КОНСПЕКТ  организованной образовательной деятельности  по познавательному развитию на тему: «День защитника Отечества»  в  старшей  группе...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе на тему " В гостях у Деда-Природоведа".

Создать благоприятный эмоциональный настрой, обобщить знания детей по математическому развитию.Закрепить порядковый  и обратный счет до 10,название геометрических фигур, понятия (узкий, длинный, ...