Знакомство с башкирским национальным орнаментом
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на границе с нашей республикой,
- учить детей ориентироваться по карте, находить республику Башкортостан
- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, Родине, уважение к людям различных национальностей;
- учить детей называть страну, в которой живут, республику, родной город;
- работа на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, культурой башкирского народа, развитие речи, различные игры);
- создание эмоционально – положительного климата для занятия художественно - речевой деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkiriya.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие «Знакомство с башкирским национальным орнаментом»
Цели:
- познакомить детей с башкирским национальным костюмом, элементами орнамента, традициями башкирского народа, дать представление детям о том, что республика Башкортостан находится на границе с нашей республикой,
- учить детей ориентироваться по карте, находить республику Башкортостан
- формировать у детей гуманное отношение к окружающему миру, Родине, уважение к людям различных национальностей;
- учить детей называть страну, в которой живут, республику, родной город;
- работа на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, культурой башкирского народа, развитие речи, различные игры);
- создание эмоционально – положительного климата для занятия художественно - речевой деятельностью.
Демонстрационный материал: картинки национальных блюд, национального костюма, элементов орнамента, карта республики Татарстан,
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Речевая разминка:
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее!
Мы погладим лобик, носик и щёчки
Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!
Разотрём ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем!
Улыбнёмся снова – будьте все здоровы!
Педагог приглашает детей пройти к карте нашей республики, найти столицу Казань - город, в котором мы живём. Предлагает детям назвать республики, которые граничат с Татарстаном. Одна из соседних республик – Башкортостан, столица – город Уфа
Читается отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок).
«Откуда родом ты?» - меня спросили,
И я ответил гордо: «Из России,
А если говорить точней – с Урала я,
Там родина – Башкирия моя»
У наших гор вершины до небес,
И соловьиных песен полон лес,
Богаты недра нефтью, серебром,
Поляны – ягодами, а сердца - добром.
Там Агидель несётся с горных круч –
Поток её прозрачен и могуч,
К великой Волге путь её лежит
Бегут года, и Агидель бежит.
Природа Башкортостана необыкновенно красива: горы, равнины, степи, реки, озера. В лесах этой республики водятся много животных, таких же, как и в нашей республике. Какие животные водятся в лесах нашего края?
Дети: Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.
Республика Башкортостан многонациональна. В ней проживают люди 80 национальностей. Какие национальности вы знаете?
Дети: Русскиее, башкиры, татары, украинцы, марийцы, чуваши и т. д.
У башкирского и татарского народа много общего – есть много сходств в предметах национального костюма и национальных блюдах (чак – чак, баурсак, бишбармак) - показ иллюстрированных картинок с изображением национальных блюд)
У башкирского народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта)- показ фото.
В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую. В женской половине хранилась посуда, люлька, самовар, прялка. В мужской – одежда. оружие. : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.
А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сегодня мы будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?
Дети: Зеленый - трава, листья; черный - земля; желтый и красный - солнце; синий - небо.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах. Звучит башкирский народный инструмент - курай.
(после окончания работы любуемся результатами труда)
Дети по трафаретам рисуют контур орнамента на бумажном полотенце и закрашивают цветным песком. Клей наносится на орнамент, затем рисунок плашмя кладётся в плоскую коробочку с песком (изображением вниз). Дети слегка похлопывают по бумаге и поднимают её. Получается «песчаный» рисунок
Воспитатель: Какие красивые у вас получились полотенца. Давайте устроим выставку ваших работ для родителей.
По окончании педагог угощает детей башкирским национальным блюдом – (чак-чак)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с чувашским национальным орнаментом - Солнце
Знакомство с чувашским национальным орнаментом детей средней группы ДОУ...
Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом «Курай»
Цель: Знакомство с башкирским национальным музыкальным инструментом – «курай». Рассказать детям о происхождении «курая». Зад...
«Знакомство с национальным орнаментом Чувашии»
Вышивки чувашской красотою Восхищается страна не зря. А с какой любовью, теплотою Свет и радость нам несет она!» Народ Чувашии обладает богатой и уникальн...
Знакомство с национальными костюмами (русские сарафаны, башкирские национальные костюмы)
Создать условия развития для самомтоятельной творческой активности детей. Использовать куклы для сюрпризного момента в ОД...
ООД "Башкирский национальный орнамент"
Занятие по ФКЦМ...
ООД Тема :«Башкирский национальный орнамент»
конспект...
Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ с детьми старшей групы "Башкирский национальный орнамент"
Воспитание у детей патриотизма важная задача педагогов. Немаловажную роль в этом играет воспитание любви к родному краю, к ее культуре и традициям....