Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бурцева Оксана Анатольевна

Познакомить детей с географическими особенностями гор Урала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uralskie_gory.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие в Уральские горы» для детей старшего дошкольного возраста

Педагог:

- Отгадайте загадку:

Моря есть-плавать нельзя,

Дороги есть-ехать нельзя,

Земля есть-пахать нельзя.

Что это? (Карта)

Дети походят к карте России, положенной на столе.

Педагог:

-Покажите мне на карте, где мы живём? (Ответы детей : В России)

-Почему карта раскрашена разными цветами? (Ответы детей : синий цвет-вода, коричневый – горы, зелёный- лес, жёлтый- пустыня)

-Сегодня мы с вами совершим путешествие на Урал. (Слайд №1)

-Как вы видите, богата природа Урала. Есть на Урале и реки и озёра, и поля и луга, и леса и горы.

- А, вы знаете, как появляются горы? (Выдвижение гипотез.)

- Чтобы представить себе как появляются горы, давайте проведём опыт с платком.

Опыт с платком «Как появляются горы»

Материалы: платки на каждого ребёнка

Ход опыта: Причиной возникновения неровностей земной поверхности явля-ется земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки.

  Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть ,  платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе только с более медленной скоростью.

Вывод: В результате активного движения земной коры образуются доли-ны,  горы, возвышенности и впадины.

Иногда горы возникают в результате извержения вулканов.(Слайд№2)

Эксперимент «Извержение вулкана»

Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до об-разования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.

Вывод: Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан.

В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и об-разовывать горы.

- А вы были когда-нибудь в горах? А хотите? Но только в горы могут идти только сильные и здоровые люди. Скажите вы сильные…. Здоровые….

А чтобы нам в пути не заболеть, давайте вместе с вами (на всякий случай) сделаем себе массаж:

Крылья носа разотри - 1,2,3.

И под носом себе утри -1,2,3.

Брови нужно расчесать -1,2,3,4,5

Вытри пот теперь со лба -1,2.

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи -1,2,3.

Сзади пуговку найди и застегни.

Бусы надо примерять, примерять и надевать.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Осталось ноги разогреть

И не будем мы болеть.

Дети присаживаются на стульчики.

Виртуальная экскурсия по Уральским горам.(Слайд№3)

«С севера на юг протянулись Уральские горы, это очень древние горы. С ними связано много легенд и преданий, которые дошли до наших времён.

Вот одна из них: «Легенда об Уральских горах»

В далекие времена обитал в этих местах каменный народ. Все у них было каменным руки и ноги, голова и тело. И никто не мог сравниться с каменны-ми людьми силой, и не знали они неудач на охоте и поражений в бою. Но и сердце у этих людей было каменным, а потому не знало оно любви.

Правили этим народом семь братьев великанов, которые жили в хрустальном замке.

Однажды, приехал в эту страну чужеземец с именем Мань-Пупы-Ньер.

Остановился он в замке братьев великанов и увидел там красавицу сестру братьев Аэлиту. Влюбился чужеземец в красавицу, и решили они бежать из страны каменных людей. Утром братья бросились в погоню, и догнали их на вершине одной из гор, Видит Мань-Пупы-Ньер, что спастись бегством уже не удастся, и вступил он в бой с братьями, но что мог сделать он, простой человек, против каменных великанов. И вот сраженный одним из братьев падает возлюбленный Аэлиты, и проклинает она братьев и весь каменный народ, и молит богов отомстить за любимого. И отнимают боги у бездушных каменных людей жизнь.

С тех пор на вершинах Урала стоят скалы-останцы - тела каменных людей. На горе, которая так и называется Мань-Пупы-Ньер, застыли семь великанов братьев».(Слайд№4)

- Вам понравилась легенда?

- Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Ура-льские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части.(Слайд№5)

А ещё и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, своё богатство. Вот и в Уральских горах – уральском поясе богатств не сосчитать.

- Вот кварц «Волосатик». (Слайд№6) Посмотрите на свет, видите волосы внутри?

(Рассматривание кварца на слайде) По легенде, богиня любви Венера, купа-ясь в горном источнике, потеряла прядь своих чудесных золотых волос. Обнаружила пропажу, когда наступила зима и вода замерзла вместе с волоса-ми. Вначале Венера очень расстроилась. Но волосы в замерзшей воде выгля-дели так красиво, что богиня решила не забирать их, и превратила лёд в проз-рачный камень.

- Этот камень горный хрусталь. (Слайд№7). Он прозрачный, как слеза. По легенде безутешным было горе Аэлиты и её слёзы, превратились в хрусталь, который разлетелся по всему Уралу. И сегодня многие мастера делают раз-личные украшения из этого камня.

- Жизнь человека на Урале связана с камнями : и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например:

- Если голос звонкий, говорили как? (Серебряный голос.)

- Если глаза голубые? (Бирюзовые глаза).

-Ну, а если характер хороший? (Золотой характер.)

-А что ещё у человека может быть золотым?

- Что значит – сердце золотое?

- Что значит – руки золотые?

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Да).

- Что вы узнали об Уральских горах?

- Как вы думаете, нужен ли камень человеку?

- А зачем?

- Вы сегодня что-то узнали нового и вспомнили, что знали. Эти знания пригодятся вам.

puteshestvie-v-uralskie-gory_8vh4q.pptx |


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Путешествие колобка.

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму....

Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия «Путешествие на далекую планету» Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект сюжетно-игрового физкультурного занятия«Путешествие на далекую планету»Для детей старшего дошкольного возрастаАвтор Спорыхина И.М.Задачи: Развивать координацию движений и рав...

Конспект музыкально- ритмического занятия « Путешествие в танцевальную страну» для детей старшего дошкольного возраста

Музыкально- ритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста, с подробным описанием музыкально-ритмических игр, партерной гимнастики, креативной гимнастики на импровизацию, танцами....

Конспект индивидуального занятия "Путешествие в страну Рычалию" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В конспекте подобран материал для изолированной автоматизации звука Р, а также в слогах, словах с использованием пособий разных авторов и ИКТ...

Конспект занятия спортивного развлечения по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну дорожных знаков»

Цель: продолжать формировать знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект занятия «Путешествие в город Буквозвук» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. В занятие включены задания на закрепление знаний о ласных и согласных звуках и буквах; закреплнии знаний о слоге и умении...

Конспект занятия "Путешествие по Лего городу" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Проект совместной деятельности разработан для детей с логопедическим заключением - ТНР.Лексическая тема: ПРОФЕССИИ.Цель:Систематизация, уточнение и обобщение знаний об окружающем в рамках лексической ...